2.2 Особенности вовлечения неслышащих в секту.

В соответствии с целью исследования нами было организовано изучение причин , условий вовлечения неслышащих людей в секты. Исследование проводилось в 2000-2001 годах. Основными методами исследования были: наблюдение, беседы, анкетирование.
В процессе исследования нами были поставлены задачи:
1. Выявить причины, побуждающие неслышащих людей идти в секты.
2. Определить, что удерживает глухих людей в сектах.
3. Определить, какие из приемов вовлечения людей в секты оказывают наиболее эффективное воздействие на неслышащих.
Для решения первых двух задач было приглашено 15 неслышащих людей с разной степенью потери слуха, различного возраста.
Респонденты имели возраст от 22 до 40 лет. Образование: 8 человек учатся в политехникуме, 1 человек в высшем учебном заведении, остальные имеют среднее образование. Работа: 2 человека работают неполный рабочий день, остальные не работают. Семейное положение: одинокие – 13 человек, имеющих семью – 2 человека.
Основной способ общения у всех испытуемых – жестовая речь. Рассматривалось также время пребывания в сектах неслышащих (таблица 1).
Из таблицы видно, что стаж пребывания в секте различный. Большая часть опрошенных нами неслышащих людей находятся в сектах от 3-х и более лет. Это позволяет предположить, что выйти из секты достаточно трудно по многим причинам.


Таблица N1

Время нахождения в секте.

От 22 до 30 лет От 31 до 40 лет
От 1 года 2 1
От 1 до 2 лет 2 2
От 3 до 4 лет 2 1
От 5 и более лет 2 3

Неслышащим людям, попавшим под влияние секты, были предложены вопросы:
1. Почему Вы пошли в это общество?
2. Что проповедует это общество?
3. Что Вас там привлекает?
4. Что Вам нравится (не нравится ) в этом обществе?
5. Что Вы знаете о православной церкви?
6. Если бы в церкви был переводчик Вы бы пошли в церковь?
7. По Вашему, что такое добро и человеколюбие?
8. Как быть с традицией?
9. Есть ли у Вас свободное время?
10. Как Вы его проводите?

 


Наряду с анкетированием, проводилась беседа, с теми из них, кто согласился ответить на вопросы.
Беседовать было очень трудно, на все вопросы давали стандартные ответы из Библии: «Богу - богово, кесарю – кесарево; нельзя - грех!»; и весь разговор поворачивали в сторону вербовки в свое общество.
Согласившиеся на беседу или анкетирование не работают или работают неполный рабочий день: «Чтобы было время для изучения Библии». Есть студенты техникумов, высших учебных заведений. На вопрос, где думают работать после окончания учебы: «Если Богу будет угодно, найду хорошую работу»…
По внешнему виду – бледные, неулыбчивые, чувство юмора отсутствует, заторможенность, делят все на «зло – добро», повышенная впечатлительность, слабость логического мышления.
Примитивная логика опирается на разделение человечества на группу «посвященных» и «чистых», с одной стороны, и группу «нечистых» профанов – с другой. Формируется и закрепляется дуалистический способ мышления «или – или» и связанная с ним контрастная черно-белая логика.
На все вопросы из анкеты отвечают цитатами из своих учений, одинаковых по смыслу у каждого, не имеют критичности в своих суждениях. Есть основания рассматривать феномен зависимости: обнаруживается несостоятельность, беспомощность в решении любых бытовых вопросов, полное подчинение своих потребностей общине.
Они «зомбированы», не признают научные факты и исследования: «Все от Бога!».
Повинуясь учениям своей секты, отвергают Православную Церковь, традицию, которая существует у каждой семьи, критикуют своих родителей и родственников, которые не с ними.
На все мои вопросы: «Отчего? Почему? Как?», в конце концов, получил весьма исчерпывающий ответ: «Мне трудно с Вами спорить. Мы друг друга не понимаем. Я – раба Бога, а Вы – раб дьявола».
Так, отвечая на вопрос: ”Что проповедует это общество ?”- рессподенты отвечали стандартными фразами : “О небесном Царстве ”, “О Боге”, “О Иисусе” и “Что такое добро и человеколюбие?”- отвечали цитатами из своих учений, чисто механически.
Можно считать, что это особый тип верующих, бездумный и бездушный робот, лишенный собственных убеждений. У этих типов характеры:
 единомыслие;
 безоговорочное принятие доктрины;
 слепое почитание Бога;
Результат этого означает потерю себя как личности, нарушение естественного баланса связей человека с его физическим и социальным окружением .
Для нас наиболее интересным был вопрос о том, что привлекает их в секте. Ответы, которые мы получили, следующие:
 “Внимательное отношение ко мне”
 “Понимание”
 “Наставления и проповеди”
 “Атмосфера в обществе людей”
Получается, им не хватало в жизни внимания, уважения и любви близких. Такие люди нуждаются, прежде всего, в поддержке. Они приходят в секту от равнодушия внешнего мира к себе. Возникший дефицит общения правоцирует у них возникновение и расцвет надежды, что не лучшая реализация себя в одном социальном окружении, не противоречит успехам в другом. Нарастает стремление нормализовать самоуважение, которое растет по мере того, как человек приближается к стандартам, установленным им для самого себя. Недостаток личного опыта сопровождается наивностью и идеализмом.
Можно утверждать, что глубокого понимания сути секты и своего положения в ней, не наблюдается.
Их можно разделить на три группы:
1. Те, кто идет в секту в связи с особенностями психологического развития .
2. Здоровые люди, но с различными проблемами в жизни, в семье, т.е. “неудачники”.
3. Психологически здоровые и амбициозные, но невостребованные в обществе люди.
Таким образом, изложенное позволяет рассматривать целесообразность коррекционных мероприятий, исходя из того, что члены тоталитарных сект являются жертвами психофизического насилия с глубоко деформированной структурой личности.
При решении третьей задачи дипломной работы мы опирались на знание приемов, описанных в предыдущей главе и на собственные наблюдения.
Беседуя с неслышащими, посещающими секты, анализировалось, какие из выявленных приемов вовлечения в секту, наиболее эффективны.
Вовлекают неслышащих в секты по-разному. Самый распространенный способ – посещение квартир. Едва войдя, подчеркнуто вежливый сектант, одетый тщательно чисто, по моде американских клерков, начинает сразу «обрабатывать» адепта, делая это довольно назойливо и напористо. Под видом проповеди о Христе адепту четко и кратко излагается вся сектантская «премудрость», сопровождая набор цитат из Священного писания и обличением грехов современного мира. Если адепт заслушался или проявил какой-то интерес, то ему вручают пропагандистскую брошюру, и объясняют суть писания в журнале и обещается новое посещение в самом скором времени. После нескольких посещений и задушевных бесед адепта приглашают на собрание местной общины. Там все сектанты знакомятся с адептом вежливо, с вниманием, и проводят к наставнику, начинается задушевная беседа. Адепту в этом месте становится легко и приятно – кому не понравится, если в реальном обществе обделен вниманием, видит равнодушие к его проблемам.
Наиболее важным условием, на наш взгляд, оказывается достаточно изолированное положение глухого в обществе, ведущее к замкнутому образу жизни, а это, в свою очередь, форматируется чувственный и эмоциальный голод.
Большинство неслышащих живут в своем замкнутом мире: спецдетсад, спецшкола, специнтернат… Очень немногие имеют хотя бы среднее специальное образование, а это значит, что рассчитывать на хорошо оплачиваемую и интересную работу никто из неслышащих не может. Театры, музеи, выставки без переводчиков недоступны. Что же остается, как самореализоваться в жизни, куда податься?
Тут им на помощь приходят сектанты. Неслышащие часто имеют недостаточно высокий уровень развития, о православии что-то знают, но разобраться, что к чему, не могут. А тут с ними ведут доверительные беседы на жестовом языке, сопоставляя изречения секты с реальной жизнью. Не понимая, что к чему, многие из неслышащих вольно или невольно становятся противниками Православной церкви. Ведь в массе своей, они очень доверчивы: “вот нашлись люди, которым я небезразличен, которые заинтересованы мной, которым интересны мои мысли”.
Большое значение в деле духовного развития неслышащих может и должна иметь Православная Церковь.
Думается, если бы в каждой Православной церкви был хотя бы один священнослужитель, владеющий жестовым языком, глухие не оказались бы в такой необычной ситуации, когда они чувствуют себя отверженными обществом, нуждающимися в посторонней помощи.
Приходя в православный храм, глухие вынуждены бы были общаться со слышащим миром, а это бы помогло им разорвать то состояние своего замкнутого мира, в котором есть свой Дом Культуры, своя пресса, свой круг общения, свой язык.
Мы живем в атмосфере современного мира, который не способствует духовному росту человека, а лишенного слуха тем более, ему нужна помощь.
Мы не знаем, будут ли специалисты для неслышащих вести уроки Закона Божьего и истории религий. Этот урок может привить неслышащим любовь и уважение к своей Родине, уважение традиций и сохранение менталитета. Этот урок поможет им не пойти на скользкий путь сектанта. «Тайна и сила России в православии»: как сказал сербский преподобный Иустин Попович.
 

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь