ГЛАВА 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ
НЕСЛЫЩАЩИХ В СЕКТЫ

2.1 Приемы, разрушающие личность при вовлечении в секту.
Ведущим к потере собственного «лица», прежде всего, выступает постепенное нарушение естественного баланса связей человека с его физическим и социальным окружением. В рамках основных целей секты для человека организуется ситуация, в которой не эффективны выработанные ранее защитные механизмы психики. Ряд исследователей пристально изучил особенности деиндивидуализации, создающей предрасположенность к контролю за мышлением и определяющей общую интеллектуальную и эмоциональную деградацию. Приведем список основных параметров по работам М.Т.Синчер и Р.Д.Лифтона.
1. Контроль над временем человека (в том числе, временем на размышление).
2. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет о том, что с ним делают (поскольку нельзя выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и согласии участника).
3. Создание жестко контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя плохо, подталкивая их к мысли, что они врожденно неполноценные.
4. Создание у новичка ощущения беспомощности и снятия этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения, удобного группе.
5. Подавление прежнего социального поведения за счет манипулирования наградами и наказаниями, достижение нового состояния сознания. Использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки). (2 с.279)

6. Использование методик, тормозящих процесс мышления.
Основными механизмами психического воздействия на новичков является внушение и заражение. Внушение представляет собой процесс особого воздействия на психику, не требующей полного понимания материала, так как связана со снижением сознательности и критичности, как при восприятии, так и при реализации внушаемого содержания. В связи с этим информации, усвоенной при внушении, присущ навязчивый характере, который обнаруживается в том, что содержание, введенное внушением, с большим трудом поддается коррекции. К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, доверчивость, тревожность, повышенная впечатлительность, слабость логического мышления. Внушаемость может возрастать и у уравновешенных, образованных людей в экстремальных ситуациях, а также при психических и физических перегрузках, усугубляемых продолжительной бессонницей. Все эти обстоятельства способны вызвать сужение поля сознания, вследствие чего на уровне подсознания облегчается запечатление не только внушаемых, но и сопутствующих событий или произнесенных кем-то слов.
Сигналы, введенные при внушении, подобны заброшенным крючкам, до поры до времени они остаются на периферии сознания, но затем, достаточно человеку услышать знакомую интонацию, увидеть особый жест, как в памяти немедленно всплывают целые блоки информации, ранее подготовленные формами внушения, которые направляют поведение новичков в желаемую группе сторону. В дальнейшем, при его попытке выхода из членства, «услышав» жест лидера или закрепленные внушением формулы, человек может вновь вступить на путь автоматического исполнения команд, т.е., как говорят «поплыть»!
Для заражения характерна идентичность переживаемых людьми эмоциональных психических состояний. Если при внушении имеет место намеренное целенаправленное воздействие, то при заражении – непроизвольная, спонтанная тонизация эмоциональных состояний. При внушении применяются в основном речевые воздействия, а при заражении – экспрессивные действия. В частности, заражение может вызваться возгласами, восклицанием, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами. При этом хоровое исполнение жестами обладает мощным заражающим эффектом, а многочасовое повторение мантр, кроме того, - самовнушающим характером, что нарушает у человека ощущение реальности.
Длительная изоляция от внешнего мира меняет психическое и физическое состояние до неузнаваемости. Оно эффективно подготавливает к внушению, в том же направлении действует тяжелая физическая и психическая перегрузка и продолжительная бессонница. Массированная сенсорная депривация в большинстве случаев сопровождается не только ростом внушаемости. Активизируется один из видов психологической защиты – регрессия, которая выражается в явлениях деперсонализации и формировании растущей зависимости от некого значимого лица. Регрессия обнаруживается, прежде всего, в изменениях интеллекта, появлений примитивной, «черно-белой» или «все или ничего» логики. Такая примитивная логика опирается на разделение человечества на группу посвященных и чистых, с одной стороны, и группу нечистых профанов – с другой. На этой базе формируется и закрепляется дуалистический способ мышления «или – или» и связанная с ним контрастная «черно-белая» логика. Одновременно вырабатывается иммунитет против иных, новых способов видения мира, за счет сокрытия значимой информации, способной привести к изменению построенной таким образом системы. Практически это регресс и инфантильность, т.е. возврат к детскому мышлению. Сопутствующим явлением становится потеря чувства юмора и спонтанности.
Аскетический режим вызывает ломку обменных процессов и, как следствие, угнетение нервных клеток. Неподвижная поза, полузакрытые уткнувшиеся в стену глаза, однообразие звуков и запахов – все это изолирует мозг от внешнего мира, вызывая в коре о подкорке головного мозга стойкое торможение. Оно могло бы перейти в глубокий сон, если бы не навязанный ритм бесконечных повторений. Ритм формирует стойкий очаг возбуждения, вокруг которого возникает тормозная зона, блокирующая нервную систему. Вследствие такого торможения возникает ощущение безразличия, потеря интереса к окружающему миру и собственной жизни. Угасают эмоции и пропадают желания. По мере усиления звука торможение иррадиирует, охватывая все области коры, что и вызывает утрату ориентации. Тогда пространство и время как бы исчезают, и устанавливается сумеречное сознание без проблесков мысли. С течением времени нарастающая доминанта приводит к взрыву, сметающему преграды в виде тормозного кольца, и волна возбуждения охватывает весь мозг. На этом фоне появляются зрительные галлюцинации, иллюзии полета в сияющую беспредельность, освобождение духа. После подобных переживаний человек ощущает необыкновенный подъем, обновление, перерождение в новую сущность.
Изоляция от близких, знакомых, средств информации и т.п. приводит к сенсорной изоляции (депривации), а это, в свою очередь, формируя чувственный и эмоциональный голод, обуславливает депрессию, апатию, заторможенность, которые периодически сменяются эйфорией. При этом наблюдаются нарушения памяти, находящейся в прямой зависимости от уровня эмоционального возбуждения. На этом фоне облегчается формирование специфической узости мышления. Нарушения мышления поддерживаются исполнением специальных техник (пение жестами, произнесение молитв, монотонное скандирование, общение на «языках», рецитация мантр). Непрерывная концентрация внимания и сознания на словосочетаниях мантр (даже лишенных понятийного смысла) снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности. Так организуется появление «чистого сознания» из которого исключено восприятие внешнего мира. Мозг в этот момент реагирует только на тот стимул, на который предварительно настроили человека. Это состояние близко к самогипнозу, когда снимаются системы логического контроля и отсутствует критика.
С целью ускорения трансформации психических свойств новичка нередко при посвящении вступающему дают новое имя. Это хорошо известный в истории прием, т.к. имя имеет глубинное воздействие на человека, и он трепетно относится к тому, кто и как его именует. Новое имя человек получал при ритуальной инициации, и оно облегчало ему переход в статус взрослого. Такой ритуал перехода в новое состояние отличается обязательным инструктированием инициируемых о том, как правильно вести себя в новом статусе. В современном обществе, в официальном общении принято использовать фамилии людей, в то время как обращение по имени мы склонны резервировать для друзей, родственников и лиц, от которых зависим. Даже самый демократичный человек способен обидеться, если к нему обратится по имени незнакомый человек или ребенок. У некоторых народов каждый человек имеет специальное имя, которое держится в секрете, а в обиходе используются только публичные, не «истинные» имена. За счет этого никто не в состоянии возыметь власть над отдельным человеком.
Личное имя есть символ социальной индивидуальности, т.е. той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. Лишение этого имени говорит о том, что человек выводится из нормального взаимодействия, а наделение новым именем заменяет иной статус и иные обязательства. Еще К.Г.Юнг, анализируя психологический смысл обряда наделения новым именем при инициализации, пришел к выводу, что оно помогает быстрее забыть все прежние социальные роли и коренным образом изменить социальный статус. Переименование помогает забыть всю старую жизнь и прежних друзей. Другое имя предполагает и иную личность, обладающую совсем непохожими на старую качествами и даже новыми взглядами на свою прошлую жизнь (отчуждение). (2 с.281)
Взрослые люди были вовлечены в секты в подростково-юношеском возрасте. Оценка психических последствий их действия позволила вычленить из стержневых проявлений – феномен зависимости. Он отчетливо выступает, прежде всего, в структуре специфических расстройств личности. Личность, как известно, - это человек со всеми социальными связями, усилия которого направлены на преобразование и созидание. Особенности изменений личности после воздействия на психику тоталитарных сект можно рассматривать как зависимое расстройство личности в структуре специфических расстройств личности по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (CD-10). При этом наблюдаются общие критерии расстройств личности в когнитивной. Эмоциональной сферах, в сфере влечений, затрагивающих межличностные отношения. Эти сферы поражаются вследствие применений в сектах соответствующих, достаточно интенсивных психотехнологий. Так используется психологическое воздействие в виде манипулирования, в результате чего субъект не замечал, как это произошло, оказывается своего рода марионеткой, беспрекословно выполняющей волю «духовного наставника». Техника «контроля сознания» обеспечивает планомерное воздействие на процессы мышления, эмоции и волевые функции. При этом происходит переоценка ценностей, с формированием негативного отношения к членам семьи, утрачивается интерес к учебе, эмоции теряют свою ярость, выразительность.
Становлению феномена зависимости способствовало насаждение в тоталитарных сектах постоянного чувства вины, индуцированных фобий – навязчивых страхов, внушение необходимости искупить грехи за проступки прежних поколений, боязнь близости (в том числе интимности), потеря доверия, преследования и угрозы возмездия в случае ухода из секты. Избавить человека от такой фобии чрезвычайно сложно. Сектантам внушается иррациональная фобия на выход из группы: «Вы уже ступили на правильный путь, но если вы с него сойдете, произойдет нечто страшное с вами, с вашими родными, со всем человечеством». Поэтому люди панически бояться выхода из секты.
Наблюдения психиатров показали, что психические расстройства вследствие воздействия тоталитарных сект выявляются следующие:
 Индуцированное бредовое расстройство (F24);
 Депрессивный эпизод (F32);
 Рекуррентное депрессивное расстройство (F33);
 Невротические, связанные со стрессом и соматофорные расстройства (F4);
 Генерализованное тревожное расстройство (F41.1);
 Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации (F43);
 Посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1);
 Расстройство адаптации (F43.2).
Таким образом, есть основания рассматривать феномен зависимости как достаточно стойкий результат влияния сект с возвращением к инфантильному поведению, регрессом личности, которая выпадает из сферы активной, созидательной деятельности. И все это на фоне ухудшения психического и физического состояния. Конечный результат – порабощение.
Проблема превращения субъекта в зависимое от «духовного наставника» существо правомерно рассматривается в аспекте насилия над личностью с позиций агрессии. В «Словаре по психоанализу» агрессивность означает «тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель заключается в том, чтобы навредить другому человеку, уничтожить, понудить к каким-либо действиям, унизить его и пр.».
Агрессия может выражаться не только в прямом действии разрушения или насилия. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность (фрустрацию). Выделяют такие значимые формы агрессии (А.Басс, А.Дарки): физическая, вербальная, косвенная (окольным путем направленная на другое лицо), склонность к раздражению, негативизм (оппозиционная форма поведения), обида, зависть и ненависть к окружающим, подозрительность (убеждение, что окружающие должны причинить вред), чувство вины (возможна аутоагрессия). (10 с.102)
Главное, что в психике подвергается глубинным и направленным изменениям, - это “Модель Мира”. Ее трансформация связана с перестройкой всей структуры прежнего опыта, того опыта и того мира, в котором человек жил до обращения. Изменение поведения, которое произошло под влиянием изменения установок, будет кратковременным, если ценности остались прежними. Поэтому усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших ранее определенное место в структуре личности. Тем самым создаются условия для появления нового ведущего мотива (секты). Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных трудностей, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. За счет этого достигается перестройка прежней иерархии мотивов, что и приводит к определенной личностной трансформации. Таким образом, достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Для достижения этой цели последовательно и поэтапно изменяются базовые установки личности. Сначала, при ознакомлении (с чем-то ранее неприемлемым), на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности, отрицательная установка превращается в положительную. (Если нет эмоциональных оценок, то какая разница?) Зачем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее не приемлемого образа действий. На заключительной стадии достаточно укоренившийся новый образ претворяется в реальные поступки, сначала экспериментальные, а потом и привычные.
Перестройка “Модели Мира” включает в себя реорганизацию аппарата общения. Поскольку полностью меняются значимые партнеры по общению, то новые несут с собой и иные актуальные представления о реальности. А для исключения из памяти воспоминаний о прежних представлениях о мире обычно группа располагает набором специальных процедур, которые не допускают тенденции к «вероотступничеству».
В процессе построения иной картины Мира узаконивается не только новая реальность, но и те стадии, с помощью которых она поддерживается, а также поэлементно отвергаются все составляющие старых представлений. С помощью рационализации весь старый опыт перетолковывается в свете новых представлений. В этом процессе человек невольно «выпрямляет» свой жизненный путь, подстраивая прошлое к своему нынешнему образу «Я». Он вспоминает только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки своей теперешней ситуации и забывает (вытесняет) те из них, которые противоречат его сегодняшнему восприятию себя.
Такое переосмысление прошлого, реинтерпретация, приносит с собой разрывы в индивидуальной биографии типа: до обращения и после обращения. Это включает в себя переоценку «задним числом» всей биографии и перенесение на прошлое новых схем интерпретации по формуле: «Я знал уже и тогда, но не вполне отчетливо…». Объявляются и новые мотивы, которые реально отсутствовали в прошлом, но которые теперь вносятся в прошлое, так как они необходимы для нового понимания того, что было тогда. При этом обнаруживаются несуразности и нестыковки между разными пластами этой новой “Модели Мира” и остатками старой. Тогда фабрикуются и вставляются в биографию дополнительно события, выполняющие вспомогательную роль – гармонизация старых воспоминаний с их новыми истолкованиями. На стадии кристаллизации нового представления мира происходит изменение идентичности. В этот период человеку помогают открыть в себе «новые глубины». Он признает привилегированный статус новых объяснений реальности и себя самого, т.е. меняет самовосприятие. (2 c.285)

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь