3.5 Анализ и интерпретация.
При анализе по методике "Полярный профиль" мы сопоставили результаты шкалирования проведенного ребенком и педагогом. Это дало возможность составить картину восприятия ребенком самого себя и выявить наиболее существенные противоречия его самооценки и оценки его педагогом.
Систематизированные данные по методике № 1 внесены в таблицу №1, где указаны количество оценок + 3, меньших 0 и равных 0, поставленных каждым испытуемым и педагогом. Остальные оценки находятся в диапазоне от +2 до – 1.
оценки
|
Витя.
|
Аня
|
Сония
|
Юля
|
Юра
|
Тимур
|
||||||
реб-к
|
пед.
|
реб-к
|
пед.
|
реб-к
|
пед.
|
реб-к
|
пед.
|
реб-к
|
пед.
|
реб-к
|
пед.
|
|
+3
|
6
|
1
|
3
|
5
|
1
|
3
|
3
|
4
|
1
|
1
|
2
|
2
|
< 0
|
0
|
3
|
0
|
2
|
1
|
2
|
0
|
1
|
1
|
5
|
0
|
1
|
= 0
|
2
|
2
|
4
|
3
|
7
|
3
|
3
|
3
|
5
|
2
|
4
|
3
|
Учитывая совпадение профилей испытуемый – педагог, а также данные таблицы можно сделать выводы:
Квалифицировать как адекватную самооценку можно у Тимура и Юли. Самооценка Сони близка к адекватной, однако семь оценок "0" могут свидетельствовать о том, что она чаще других детей не могла дать оценку по шкалам, хотя ей было доступно значение понятия. Девочка затруднялась оценить качество в себе.
Цифры так же показывают некоторую тнденцию к занижению своих качеств у Юры и Ани. В то время, как Витя чаще других ставил точки в шкале +3.
Если смотреть данные по группе, то наблюдалось смещение профилей самооценки влево от профиля оценки педагогом, то есть в сторону завышения своих качеств. Испытуемые редко оценивали себя ниже, чем педагог, а чаще – выше, либо также.
Результаты, полученные при обработке данных по методике Рене-Жиля выражены в процентах и занесены в таблицу № 2.
Наименование шкалы
|
Аня
|
Сония
|
Юра
|
Юля
|
Тимур
|
Витя
|
1. Отношение к отцу
|
95
|
10
|
12
|
91
|
82
|
20
|
2. Отношение к матери
|
50
|
67
|
80
|
62
|
87
|
70
|
3. К родителям
|
53
|
7
|
9
|
71
|
79
|
25
|
4. отношение к братьям и сестрам
|
31
|
30
|
7
|
56
|
22
|
68
|
5. К бабушкам и дедушкам
|
47
|
20
|
63
|
38
|
63
|
10
|
6. К авторитетному взрослому
|
60
|
52
|
45
|
50
|
60
|
30
|
Учитывая все количественные данные составлены краткие характеристики отношений в семье и самооценки каждого испытуемого.
Аня. Показатели по самооценке не отнесены к адекватным, так как обнаруживаются существенные различия по профилю педагога. Девочка из полной, многодетной семьи. Имеет старших брата и сестру, а также двойневого брата. Анюта единственная в семье с данным дефектом. 95% по шкале "отношение к отцу" может свидетельствовать о том, что именно он является авторитетом для девочки. Мама также очень значима для нее. Семью Аня воспринимает именно как родительскую чету. Однако, возможно в связи с трудностями общения, отгорожена от слышащих сверстников, а также братьев и сестры. Жестовой речью в семье владеет лишь папа.
Витя. Предпочитает общение с мамой, пытается избегать контактов с отцом. Картина семейных отношений высвечивается недостаточно благоприятной. Родители не представляются для мальчика родительской четой. Авторитетной личностью являются мама и педагог. По сравнению с остальными испытуемыми, Витя довольно близок с другими детьми в семье. Итак, семейная ситуация не показалась благоприятной. В интернат приходит только мама. А отец, по словам педагога, практически не интересуется ребенком. Имея II (I) степень тугоухости, Витя довольно хорошо владеет речью. Самооценка немного завышена.
Сония. Выглядит немного замкнутой и отгороженной. Поскольку проживает в неполной семье, с мамой и отчимом. Выражение к родителям как чете лишь 7%. Авторитеты для ней мама и педагог. В анкете Сония чаще других ставила оценку "0"
Юра. Особое внимание хочется обратить на то, что по шкалам отношения к отцу и к родителям как к чете результаты близки к Соние. Однако принципиальная разница в том, что Юра воспитывается в неполной семье мамой и бабушкой. И все же Юра часто представлял своего папу, упоминая его в заданиях. Самооценка рассматривается как недостаточно адекватная. Юра чаще других оценивал себя и свои качества в отрицательном полюсе.
Юля. Очень уважительно относится к отцу, который безумно любит дочь. По словам педагога, делает всё, чтобы дочка не чувствовала себя исключительной. Мама также является авторитетной личностью, Юля воспринимает родителей как чета 71%, что говорит о достаточно благоприятной семейной обстановке, Юля очень привязана к старшей сестре, которая старается всегда быть рядом и помочь.
Тимур. Отмечена достаточно высокая стабильность в оценке отношений к отцу (82%), к матери (87%) и к родителям как к чете (63%). Адекватная самооценка, довольно высокая контактность в своей среде. В общении со слышащими чувствует себя не уютно. Учитывая, что родители Тимура глухие и в общении не используют речь, можно предположить, что особых проблем в общении в семье нет. Это может положительно сказаться на формировании самооценки и личности в целом в дальнейшем.