Заключение.
По результатам исследования, гипотеза, обозначенная ранее, нашла свое подтверждение. Взаимосвязь между особенностями самооценки детей исследуемой группы и взаимоотношениями в их семьях действительно обнаружена.
Сопоставляя результаты исследования с теоретическим материалом. Изложенным в первых двух главах данной работы, хочется отметить, что на общем фоне некоторого завышения самооценки, характерного для детей младшего подросткового возраста с нарушениями слуха, прослеживается зависимость формирования самооценки от такого фактора как семейные отношения. Зависимость такова, что адекватная самооценка у детей из достаточно благополучных семей (имеется ввиду принявшие особенности развития ребенка с налаженным общением среди всех членов) глухой ребенок и неслышащие родители; и слабослышащий, ребенок семья которого очень заинтересована в эффективности его обучения, воспитания, развития социальной адаптации.
По полученным данным, можно предположить о влиянии степени тяжести дефекта на формирование самооценки.
Таким образом, обращая внимание на то, что формирование адекватной самооценки является довольно значительной ступенью для эффективности процесса адаптации в "слышащий" социум людей с нарушениями слуха, необходимо учитывать влияние одного из важнейших факторов условий воспитания и взаимоотношений в семье.
Следовательно, в первую очередь работа по предупреждению негативных реакций на рождение "исключительного" ребенка, должна проводиться с родителями. Очень важно просвещение таких семей об особенностях развития и трудностях адаптации их детей, а также о способах преодоления этих трудностей.