Клуб путешественников

Необычные и яркие путешествия первых посетителей ДН

Янтарный край. Калининград-Светлогорск. 2-ая часть

Продолжение.
Начало см.
Янтарный край. Калининград-Светлогорск. 1-ая часть

День второй

7 ноября 2004 года

Утром просыпаемся в 9 часов. Смотрим - небо голубое. Андрей запрыгал: "Ураа, погода хорошая. Все, не поедем сегодня в Калининград, я тебя свожу только на море. Сегодня погода во, а значит много народу на машинах приедут на море отдыхать". Я кивал головой: "Ну, ну, согласен". Я ещё не вылез из постели и смотрю на телевизор. Там на экране показывали температуру воздуха в реальном времени. На улице в тот день было 0 градусов (а ночью на 7 ноября минус 2 градуса). Быстро позавтракали и выскочили на улицу. Мне было слегка холодно, все лужи были покрыты ледяным панцирем. Пошли на автобусную стоянку. По дороге Андрей мне показывал немецкие дома и строящиеся новые дома. Стиль светлогорских новостроек явно отличается от стиля московских новостроек, первые до 5-7 этажей с мансардами на крыше, а в столице - небоскребы. Вот на остановку мы пришли, рядом стоял совсем старенький автобус "Мерседес". И в 10 утра по расписанию поехали в Светлогорск-2. Мы вышли недалеко от железнодорожной станции "Светлогорск-2".
Андрею захотелось показать мне все объекты строительства, на которых он работал, и просто так некоторые другие объекты. Первым делом попали в санаторий "Янтарный берег". См. фото № 29. На фото видна вывеска с надписью "Легенда". Это кафе-бар-дискотека в санатории, в который может попасть любой желающий гость, а не только курортник санатория.


Фото № 29. Мой друг у санатория "Янтарный берег"

На фото № 30 показан лечебный корпус санатория "Янтарный берег". А что мы там делали? Да ничего не делали, просто нам надо было коротким путём попасть к даче кинорежиссёра Никиты Михалкова.


Фото № 30. Лечебный корпус санатория "Янтарный берег"

Пока шли к той даче, по дороге я фотографировал красивые коттеджи, частные дома и дачи. Андрей надо мной прикалывался: "Собираешься выпускать очередной номер журнала "Наш дом"?". На фото № 31 показана дача кинорежиссёра Никиты Михалкова. А справа от него есть ещё один дом - это дом его слуги, который тоже сфотографировал на память. Ну как Вам дом Михалкова в Светлогорске-2? ;-) Далее мы пошли в сторону железнодорожной платформы.


Фото № 31. Дача кинорежиссёра Никиты Михалкова в Светлогорске

По пути Андрей мне показал ещё одну разновидость домов в Калининградской области. Это так называемые гостевые дома. Суть их заключается в том, что любая семья или любая компания людей арендует дом на 1-2 или несколько дней (чаще всего на выходные). Это как бы частная гостиница. Вот и на фото № 32 показаны два охраняемых гостевых деревянных дома. Совсем хорошо жить в них, ведь рядом море.


Фото № 32. Гостевые дома

Далее по пути попался один красивый дом, показанный на фото № 33. Явно он принадлежал какому-то военному ведомству. В районе между санаторием "Янтарный берег" и железнодорожной платформой активно ведётся точечное строительство, строятся по последней технологии монолитные 3-4-ёх этажные частные гостиницы (многоэтажные не строят, иначе будут некрасиво смотреться), поэтому кругом была грязь.


Фото № 33. Дом военного ведомства

И вот мы, наконец-то, вышли на железнодорожную платформу "Светлогорск-2". Нужно отметить, что в этом месте между Калининградом и Светлогорском одноколейная (то есть в одном направлении), а не двухколейная дорога. Могли бы построить параллельно ещё одну дорогу и сделать частым движение электричек.


Фото № 34. Железнодорожная платформа "Светлогорск-2"

Я ещё заметил, что автомобильные дороги в Светлогорске-2 узкие и большая часть их покрыта не асфальтом, а булыжным камнём. См. фото № 35. Это видимо от немцев остались такие качественные дороги. Правда на дорогах камни выложены красиво, в виде арок. Смотрите фото.


Фото № 35. Дорога, вымощенная немцами в 30-ые годы

Вот на фото № 36 показан санаторий "Тройка", в капитальном ремонте которого участие принимал мой друг Андрей. Он и другие работники делали евроремонт в нескольких номерах этой гостиницы в течение трёх лет. Прям красиво внутри.


Фото № 36. Санаторий "Тройка"

Как только посмотрели санаторий "Тройка", мы пошли смотреть другие объекты. Например, четырёхзвёздочный пансионат-дом отдыха "Волна". См. фото № 37.


Фото № 37. Четырёхзвёздочный пансионат-дом отдыха "Волна"

После чего двинулись к развлекательному комплексу "Олимп". И вот вдали я заметил "треугольное" кипричное здание. Андрей мне сказал, что это военный санаторий, который из-за отсутствия средств финансирования бросили строить. Архитектура этого военного санатория меня не привлекла своим дизайном. См. фото № 38.


Фото № 38. Недостроенный военный санаторий

Вот он развлекательный комплекс "Олимп" в 11 утра. Почти никого не было, может быть все спали. Но погода была солнечной и морозной, а небо - голубое и чистое. Правда лёгкий туман был рядом с комплексом, и отсюда фото таким получилось. См. фото № 39.


Фото № 39. Развлекательный комплекс "Олимп"

Моя природная любопытность взяла верх. Решил заглянуть внутрь гостиницы "Олимп" и по пути заметил слева бассейн, от которого шёл пар. И в нём плавала одна женщина, не обращавшая внимание на нас. Я подошёл к краю бассейна и сунул в воду палец. Даже был готов раздеться и прыгнуть туда, поскольку температура воды была примерно 30-35 градусов. См. фото № 40. На фото видно купающуюся женщину. Н самом заднем плане виден брошенный военный санаторий.


Фото № 40. Бассейн в гостинице "Олимп"

Рядом на противоположной стороне улицы, напротив комплекса "Олимп" построили семиэтажный дом. Я так и не понял, что за дом - гостиница, санаторий или профилакторий. Ещё строительные работы в нём не закончены. См. фото № 41.


Фото № 41. Семиэтажный какой-то дом

Рядом с этим построенным домом коттеджный посёлок, построенный по-европейскому немецкому стилю. См. фото № 42.


Фото № 42. Коттеджный посёлок в Светлогорске

Андрей мне сказал: "Все объекты строительства, которые я хотел показать, уже показал тебе". И мы пошли гулять по самому городу. По пути я сфотографировал здание администрации города Светлогорск Калининградской области. См. фото № 43. Это здание только что недавно отремонтировали.


Фото № 43. Здание администрации города Светлогорск Калининградской области

А на противоположной стороне улицы, вымощённой булыжником, напротив здания администрации, на холме стоит другое здание - Пенсионный фонд города Светлогорск. См. фото № 44.


Фото № 44. Пенсионный фонд города Светлогорск

Через несколько минут прогулок попали в Сказочный городок.
Данная экспозиция отеля "Дом сказочника" ("Hoffman Haus") посвящена теме "Кёнигсберг - последняя столица великой рыцарской эпохи" и затрагивает историю Кёнигсберга в период с 1510 по 1544 год. В это время завершался период истории, когда Кёнигсберг был столицей крупнейшего орденского рыцарского государства, затем преобразованного в герцогство Восточная Пруссия. Последним Великим магистром ордена и первым герцогом Пруссии был рыцарь Маркграф Бранденбургский Альбрехт Гогенцоллерн.
И вот на территории сказочного городка был построен макет этого городка из глины. Смотрите фото № 45.
На макете частично представлены:
1. Ландшафт местности размерами 1100 м на 900 м, включающий в себя старое и новое русло реки Преголя, остров Кнайпхофф, Королевскую гору, долины реки Преголи и ручья Лебебах.
2. Орденский замок Кёнигсберг, строительство которого было начато 750 лет, а с 1457 года центром рыцарства всей Европы - столицей орденского государства и резиденцией Великого Магистра, а с 1525 года Кёнигсберг был столицей Прусского Герцогства, с 1701 года коронационной столицей Пруссского Королевства.
3. Площади, улицы и переулки трёх средневековых независимых городов, основанных вблизи замка согласно кульмскому праву:Альштадт в 1286 году, Лебенихт 1300г., Кнайпхофф 1327 г.
4. Шесть из семи знаменитых кёнигсбергских мостов: зелёный (Грюне-брюкке) 1322 года постройки, лавочный (Кремер-брюкке_ 1286 г., потроховый (Кётель-брюкке) 1377 г., кузнечный (Шмидт-брюкке) 1397 г., деревянный (Хольц-брюкке) 1400 г., медовый (Хёниг-брюкке) 1542 г., седьмой мост Высокий (Хоэ -брюкке) был построен в 1529 году, но находился за пределами городов и поэтому на макете отсутствует.
5. Исторически значимые здания: Дом Конвента; Штайндамская (СвЯтого Николая), Альштадская и Лебенихтская (святой Барбары) кирхи; капелла Святого креста; здания ратуш городов Альштадт, Кнайпхофф и Лебенихт; Кафедральный собор; "Старая Альбертина"; Лебенихтский госпиталь "Святого духа".
6. Городские укрепления:крепостные стены, башни и ворота. Среди них: башни Бульбер-турм, Блауе-турм, Пульвер-турм, Пфайен-турм, Гальбе-турм, Нойе-турм. Ворота: Мюлен-тор, Шлосс-тор, Ластадиен-тор, Лаакен-тор, Штайндаммер-тор, Закхайм-тор, Лебенихт-тор, Кройц-тор, Альштадт-тор, Кренхен-тор.
7. Дома граждан городов, ремесленные лавки, мельницы, пивоварни и трактиры. Всего более 500 архитектурных объектов.

Фото № 45. Экспозиция отеля "Дом сказочника" ("Hoffman Haus") Фото № 46. Это я, Гулливер, в стране лилипутов

Недалеко от макета сказочного городка стоит очень красивый дом - "Дом сказочника". См. Фото № 47. Этот дом одновременно является и музеем, в котором я не был.


Фото № 47. Дом сказочника

На фото № 48 тоже стоит красивый дом. А что за дом, я так и не понял. Невозможно не заметить макет корабля на веранде в углу этого дома. На фото этот корабль над головой моего друга Андрея. Справа от дома расположен макет сказочного городка между двумя соснами, правда, на фото плохо видны эти глиняные домики на заднем фоне.


Фото № 48. Какой-то красивый дом

После посещения Сказочного городка мы стали плутаться между коттеджами богачей и военными скромными санаториями. Да это очень прикольно, чтобы санатории существовали мирно с домами состоятельных людей. Андрей давно год два назад заприметил один коттедж, который ему очень понравился. А чем? Да просто на стене этого дома выложено панно "Драконы". Смотрите фото № 49.


Фото № 49. Коттедж с мозаичным панно "Драконы"

И мы, наконец-то, выбрались к морю. В Светлогорске-2 есть канатная дорожка (или фуникулёр), которая спускается к мору вниз. Вот я её и сфотографировал. См. фото № 50. Мы не стали спускаться вниз, поскольку нам надо было в ресторан.


Фото № 50. Канатная дорога на Балтийское море

Вот мы зашли в ресторан, который мне очень понравился. Правда, что этот ресторан находился на склоне холма (в середине). Цены совсем отличные, кушанье почти хорошее. Заказали графин водки, салаты, горячую картошку с мясом в глиняных горшках и так далее. Посидели больше часу, и вышли погулять. Видим, что солнце уже пропало и небо снова стало серым. Не огорчаться же нам. Тогда вечером 6 ноября дома я смотрел фотографии про Балтийское море и случайно заприметил одно красивое фото, где море сфотографировано высоко сверху. Андрей обещал показать мне это место. И вот это место я воочию увидел. Действительно красиво смотреть на море со смотровой башни. См. фото № 51. На вывеске лифтовой башни-шахты есть надпись "Балтика - это море мира и дружбы". Эта смотровая башня была построена в 1927 году по проекту известного кёнигсбергского архитектора Ганса Хоппа и считалась одной из лучших в Германии.


Фото № 51. Смотровая башня

Разрешено ходить по балкону этой башни. Вот я сфотографировал море с высоты примерно 70-80 метров. Не ручаюсь за точноту измерения высоты. :-) Сначала сфотографировал левую часть обзора, потом центральную, и затем правую (см. Фото № 52). И в последнюю очередь сфотографировал нижний вид. (см. Фото № 53). И ещё раз сфотографировал левую часть обзора (см. Фото № 54). Интересно бы потом посмотреть на море с такой высоты летом в хорошую солнечную погоду. На фото № 52 виден променад с фонтанами и голубыми скамейками, тянущийся вдоль берега Балтийского моря до лестницы. На фото № 53 ниже видны 2 ларька, торгующих изделиями из янтаря. На фото № 54 видна гостиница "Grand Palace". А также ещё видно, как люди ходят по берегу моря. Я видел одного пацана с пластиковой прозрачной коричневой бутылкой из под-пива с обрезанной горловиной. И в этой бутылке были мелкие камешки янтаря (примерно 3-8 мм). И потом этими камнями украшают картины. Эти янтарные камешки на берег волной выбрасывает море. Андрей мне предлагал собирать янтарь вручную сейчас же. Я конечно отказался, не собирался топтать в туфлях по мокрому песку. Андрей сказал и показал пальцем: "Вот там лучше собирать камешки". Ничего, в другой раз привезу с собой ведро объёмом 10 литров, заставлю своего друга на меня поработать. :-) Хотел на лифте спуститься вниз к берегу моря за 10 рублей. Но Андрей сказал: "Нет, обратно вернёмся к ресторану и спустимся вниз, так красивей и запоминается, нежели спускаться в тёмной шахте". Я ему уступил.

Фото № 52. Вид № 1 на Балтийское море со смотровой башни Фото № 53. Вид № 2 на Балтийское море со смотровой башни Фото № 54. Вид № 3 на Балтийское море со смотровой башни

При спуске вниз сфотографировал строящуюся пятизвёздочную гостиницу "Гранд Паласе (Великий дворец)-Grand Palace". Смотрите фото № 55. Остались только отделочные работы. По словам Андрея в Светлогорске только в последнее время стало активно идти строительство многих гостиниц.


Фото № 55. Гостиница "Гранд Паласе (Великий дворец)-Grand Palace"

Это я на море. Точнее стою на камнях. А слева от меня (или справа на фото) сидит кошка, свернувшись клачиком. ;-) См. фото № 54. Шум прибоя был так хорошо слышен, что долго не забудется.


Фото № 56. Я на Балтийском море

Стоя на том же месте, я повернулся и сфотографировал ту самую высокую лифтовую башню и строящуюся гостиницу "Гранд Паласе". См. фото № 57.


Фото № 57. Смотровая башня и гостиница "Гранд Паласе"

До канатной дороги (до посещения ресторана) Андрей мне сказал: "Мы идём к променаду". Я ему: "Что за слово "променад"? Я его же первый раз слышу. Что-то ассоциируется со словом "мармелад". Это что - улица, шоссе, бульвар, тротуар?". Друг мне ответил: "Это и есть как бы тротуар". Потом в справочнике города посмотрел, есть действительно такое слово "променад" и которое никак не переводится, это как бы эквивалент слова "набережная". До войны променад был деревянным, а после чего заменили на бетонный. Смотрите фото № 52 и № 58. Состояние променада очень плохое и требует реконструкции. В конце променада есть солнечные часы, выполненные красочной мозаикой. В центре их стрелка-гномон, тень от которой показывает время с точностью плюс - минус 15 минут. Ориентирован гномон на Полярную звезду и расположен под углом 55 градусов (широта Светлогорска). Диск часов диаметром 10 метров имеет 12 делений со знаками Зодиака, расположенными вдоль видимого годового пути Солнца. На фото № 58 солнечные часы на заднем плане за спиной Андрея.


Фото № 58. Мой друг у солнечных часов на променаде

В конце променада есть лестница - главный спуск города к морю. Её должны были отремонтировать к этому лету, но из-за финансовых проблем реконструкция затянулась. У калининградцев эта лестница в шутку именуется "одесской лестницей". См. фото № 59. Я стою в середине этой лестницы. За моей спиной видны солнечные часы и море.


Фото № 59. "Одесская лестница"

В Светлогорске есть небольшая часовня в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", построенная на месте разрушенного при аварии самолёта в 60-ых годах детского сада. Стоит здесь православный крест, верующими разбит цветник. См. фото № 60. Жалко, конечно, погибших детей.


Фото № 60. Часовня в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость",

Ещё дальше мы пошли гулять. Пешком дошли до санатория-гостиницы "Русь". Эта гостиница очень красивая, см. фото № 61. И она стала ещё более знаменитой тем, что в ней ночью на 20 февраля 2000 года умер первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.


Фото № 61. Санаторий-гостиница "Русь"

Недалеко от гостиницы "Русь" (примерно не больше 100 метров) есть протяжённый в длину и резкий обрыв высотой 50-80 метров. Многие любят собираться на краю обрыва и любоваться Балтийским морем. Благо мой друг знает хорошо этот обрыв и он подвёл меня к удачному месту, с которого все отлично видно. Я осторожно подошёл поближе и сфотографировал берег (вид сверху вниз), смотрите фото № 62. На фото видно, как двое людей идут по берегу. Совсем букашки. ;-) И самое удивительное, что на холме слышен шум моря. Не думал, что будет так хорошо слышен прибой, ведь я не на берегу же стоял.


Фото № 62. Берег Балтийского моря (вид из санатория "Русь")

После прогулки по морю вернулись в центр города Светлогорск. В городе шёл праздник в честь 7 ноября. И концерты были. А мы лишь немного послушали и посмотрели, после чего смотались дальше гулять. Погода в этот день была не важной, совсем похолодало, и температура воздуха была близка к 0-2 градусам тепла. И вот я 6 и 7 числа замечал на сувенирах и в Калининграде и в Светлогорске изображение одной башни. Вот она представлена на фото № 63.
Это символ Светлогорска - башня грязелечебницы лечебницы, построенной в 1907-1908 году - не в зелёном плюще, а в снегу. Для многих - это весьма неожиданное и непривычное зрелище. Но смотрится всё равно очень красиво.

Сейчас на территории Калининградской области сохранились около 50 водонапорных башен довоенной постройки.
Появление первых водонапорных башен на севере Восточной Пруссии связано со строительством Восточной железной дороги в 1852-1860 годы.
Из ныне существующих, самыми старинными являются прямоугольные башни на вокзалах Зеленоградск, Полесск, Мозырь, построенные до конца 80-х годов XIX века.
Башни следующего поколения (конец 80-х годов - начало XX века) - восьмиугольное кирпичное основание с зашитой деревом емкостью, можно увидеть в Железнодорожном, Приморске, на станции в Светлое. Когда-то такие башни использовались только на прусских государственных линиях. С 1900 года до начала I Мировой войны строились башни с цилиндрическим верхом на коническом круглом цоколе. Такие сооружения стоят сейчас на вокзалах в Балтийске, Знаменске, Железнодорожном, Гусеве. Все эти типы железнодорожных башен имели высоту 12-18 метров и емкости 50-100 м3.
Более крупные башни строились с 1916 до 1938 года. Их высота достигала 30 метров, а ёмкости - 200 м3. Такие башни до сих пор возвышаются над путями в Нестерове, Советске, Багратионовске, Чистых Прудах.
В городах и на крупных предприятиях водонапорные башни стали строиться примерно на 30 лет позднее железнодорожных. С самого начала это были сооружения значительных размеров (до 50 метров в высоту и емкостью до 1000 м3). Первая такая башня была сооружена в Кёнигсберге на территории ныне действующей Центральной водопроводной станции на Советском проспекте.
Большинство городских и заводских башен построены в начале XX века, до I Мировой войны. Это было связано, прежде всего, с бурным развитием водопровода.
Водонапорные башни в городах-курортах имели дополнительные ёмкости: в Светлогорске - для морской воды, в Отрадном - для горячей.


Фото № 63. Водонапорная башня грязелечебницы

Времени было уже много, и мы собирались поехать домой. По пути я сфотографировал дом - массажный корпус военного морского санатория. См. Фото № 64.


Фото № 64. Массажный корпус военного морского санатория

На фото № 65 представлен жилой N-квартирный дом. В Калининграде и других областных городах строят такие типы домов. Многие в Москве жалуются, что скучно смотреть на серые панельные коробки. Вот будем брать пример с калининградцев.:-) И на этом закончилась прогулка за 7-ое ноября. И мы поехали домой отдыхать.


Фото № 65. Жилой N-квартирный дом


День третий

8 ноября 2004 года

Вот и поспал последую ночь очень хорошо. А вообще я 2 дня спал и так отлично. ;-) В 10 утра мы собрались в дорогу. Я проверил, всё ли в порядке у меня, ничто не забыл тут ли. Поскольку мне уже приходилось больше не возвращаться, и в тот день вечером уже улетал в Москву.
Стоим на автобусной остановке на главной дороге-на Калининградском проспекте. И видим, что белая иномарка-хетчбек "Мицубиси" сама подъехала к нам. Андрей рванулся первым (конкуренция со стороны пассажиров) и поговорил с водителем, и сразу сели мы в ту колымагу. С нами ещё ехали грузная женщина и её дочка. Частное такси до центра Калининграда обошлось нам по цене обычной маршрутки, никаких накруток. Ехали мы правда долго, несмотря на то, что асфальтовая дорога была хорошей. Просто мешал туман, да и узость дороги, о которой я уже писал выше в первой части. Мы вышли на площади Победы.
На фото № 66 представлено морское училище.


Фото № 66. Морское училище в Калининграде

Андрей показал мне улицу Носова, которая находится недалеко от площади Победы. А кто такой Носов? Дело в том, что я учился в Пермской школе сл.сл детей, и в кабинете истории был макет сбитого врагом военного нашего самолёта, протаранившего немецкий корабль в Балтийском море. И вот наша школа несла шефство над ветеранами Великой отечественной войны. И членами этого погибшего экипажа были Носов и пермский земляк Игошин. Правда я в фотобиеннале не вставил фото, где мы сфотографировали мемориальную табличку, на которой гласила надпись "Улица названа в 1958 году в честь лётчика 51-го минно-торпедного полка Краснознамёнского Балтийского флота младшего лейтенанта Носова Виктора Петровича /1923-1945 г.г./ Погиб при таране фашисткого транспорта в Балтийском море." Далее мы вышли на улицу Чайковского. Сфотографировал я также и театр. См. фото № 67.


Фото № 67. Театр

С Чайковской улицы попали на Зоологическую. Тем самым я увидел Калининградский зоопарк, желание попасть в который у меня не горело. Поскольку у этого зоопарка был явно непрезентабельный вид, да и льгот никаких нет в отличие от московского зоопарка. Да и в ноябре в зоопарке нечего делать.


Фото № 68. Зоопарк на Зоологической улице

На противоположной стороне Зоологической улицы стоит гостиница "Москва". См. фото № 69. Мы перешли на ту сторону и зашли в один магазин. Там я купил миниатюрную сувенирную бутылку калининградской водки "Великое посольство".


Фото № 69. Гостиница "Москва"

Вышли на Театральную улицу. Справа от нас был стадион "Балтика". См. фото № 70. Зимой на территории стадиона действует каток. Правда, в этом 2004-2005 году зима вообще будет тёплой.


Фото № 70. Стадион "Балтика"

На фото № 71 представлено здание администрации Калининградской области.


Фото № 71. Здание администрации Калининградской области

На фото № 72 показано здание энергетической компании "Янтарьэнерго".


Фото № 72. Здание энергетической компании "Янтарьэнерго"

С театральной улицы свернули направо на Гвардейский проспект. И через 5 минут вышли мы к астрономическому бастиону, построенному в 18-19 веке. См. фото 73. Сейчас огромное здание занимают учебная часть УВД и отряд милиции особого назначения (ОМОН).
В астрономическом бастионе высятся мрачные казематы. "Крепости" - второе народное название бастиона на бывшем Дойчорденринге. Вопреки табличке, прикрепленной к его стене, архивные сведения говорят о том, что оборонительное сооружение было построено не в XVII веке, а гораздо позже - в 1855-1860 гг. Неизвестные военные инженеры спроектировали бастион в кольце валов, окружавших Кёнигсберг, наряду с другими бастионами и равелинами, включенными в систему.
К началу Второй мировой от громадного по площади форта мало что осталось: основные части были срыты при прокладке линии железной дороги, пожалели лишь тыловые - полукруглое среднее сооружение и восточный редут. Тем не менее удачное расположение и отменное качество постройки сполна проявились в дни апрельского штурма города в 1945-м. Тогда Астрономический бастион образовал одну из последних оборонительных позиций войск вермахта. Именно в нём в ночь с 7 на 8 апреля сосредоточивались силы для прорыва в сторону Пиллау. Как известно, попытка вырваться из кольца закончилась неудачей, а 10 апреля был наконец взят и сам Астрономический бастион.

Рядом с бастионом есть Калининградский юридический институт МВД России, который до сих пор по привычке многие жители города именуют Школой милиции.
Изначально институт МВД России был биржей труда (или службой занятости населения). Внешний вид сооружения 1928-1931 гг. постройки не оставляет сомнений в его исключительно деловом предназначении. Ничего лишнего или легкомысленного, за исключением разве что башни с часами. Кстати, они совершенно сознательно были расположены асимметрично. Сугубо прикладное значение здания предопределило тот факт, что для истории спроектировавшие его архитекторы остались неизвестными.
В 1953-м в сравнительно несильно пострадавшей во время Второй мировой войны Бирже труда разместились мастерские профессиональной школы (ФЗУ). В 1958-м силами строительного отдела вагонзавода было произведено восстановление разрушенных частей обширного комплекса. А в 1969-1971 гг. последовала значительная внутренняя перестройка. После чего здание было отдано на откуп правоохранительным органам в лице милиции и стало ее профессиональной школой.


Фото № 73. Астрономический бастион

На фото № 74 показан Вечный огонь. Памятник воинам, погибшим во время Великой отечественной войны.


Фото № 74. Вечный огонь. Памятник воинам ВОВ

И вот, наконец-то, мы попали на набережную Баграмяна. Прикольно, что в одном месте парралельно существуют две набережные: Набережная Баграмяна и набережная Петра Первого. Видимо следует понимать, что первая кончается в середине участка параллелизма, а вторая начинается.:-)
В этом месте есть одновременно и автомобильный, и жеклезнодорожный мост. См. фото 75. на фото видно, как электричка по мосту идёт. Самое интересное то, что в отличие от питерских мостов, которые по ночам раздвигаются, этот калининградский мост не раздвигается, а поднимается вверх параллельно плоскости реки Преголя, тем самым корабли могут спокойно проходить.


Фото № 75. Железнодорожный мост

Стоя на том же месте, я повернулся налево и сфотографировал вид реки Преголя. Видна задняя часть корабля "Космонавт "Виктор Пацаев"". См. фото № 76.


Фото № 76. Река Преголя

Гуляя по набережной Петра Великого, основателя города Санкт-Петербурга, я сфотографировал здание морского управления г. Калининграда. Оно очень такое красивое. См. фото 77.


Фото № 77. Здание морского управления г. Калининграда

На фото № 78 показано научно-исследовательское судно Российского авиационно-космического агенства "Космонавт Виктор Пацаев".
1968 - построено как лесовоз "Семен Косинов" на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова
1977 -1978 - перестроено и переоборудовано под научно- исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" на том же заводе
1978, 24 ноября - поднят вымпел Академии Наук СССР
1979 -1994 - совершило 14 научных рейсов в Центральной и Южной Атлантике
2001, 14 апреля - ошвартовано у музейного причала
2001, 23 апреля - открытие на борту выставки "Космическая одиссея"

Технические характеристики судна

Длина - 121,8 м
Ширина - 16,7 м
Осадка - 6,6 м
Водоизмещение - 8950 т
Мощность двигателя - 5200 л.с.
Автономность плавания- 16000 миль
Экипаж - 60 человек
Научный состав - 77 человек
Лабораторий- 25

Выполняет роль плавучего измерительного пункта командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации и установки двусторонней связи с космонавтами.
Оснащено универсальной телеметрической системой, состоящей из параболической зеркальной антенны, аппаратуры приема, пеленгации, преобразования и регистрации научной информации.
С 1979 по 1994 год совершило 14 научно-исследовательских рейсов, выполняя работы с космическими аппаратами "Салют-6", "Союз-34", "Союз", "Прогресс", "Салют-7", "Молния", "Союз-Т5", "Союз-Т8", "Союз-Т9", "Союз-Т10", "Союз -Т11", "Прогресс-24" и др.


Фото № 78. Научно-исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев"

На фото № 79 показан главный вход в музей Мирового океана.
Вы можете посетить выставочный зал, где ежемесячно открываются новые выставки. Кроме этого, посмотреть морскую и океанологическую технику, которая в изобилии расположена на территории музея. Наконец, наша коллекция якорей, хотя и не претендует на исключительность, тоже весьма интересна. Другие соблазны собранные в музее - это подводный обитаемый аппарат "Пайсис", подводный буксируемый аппарат "Тетис", гидрографический катер, спасательные шлюпки с барка "Крузенштерн", рубка подводной лодки, предметы, поднятые со дна Преголи. Информацию про этот замечательный музей Мирового океана Вы можете посмотреть в Интернете по следующему адресу: http://www.vitiaz.ru


Фото № 79. Музей Мирового океана

Подошли к забору музея. Я расстроился сильно. Поскольку очень хотел попасть в музей Мирового океана, посмотреть на скелет кита. Так и не смог попасть внутрь подводной лодки. Вся беда была в том, что музей не работает по понедельникам и по вторникам. 8 ноября посчитали нужным отдыхать. Придётся снова лететь в Калининград и сходить туда.
Время работы Музея Мирового океана:
Ноябрь - март - 10.00-17.00
Апрель - май - 11.00-18.00
Июнь - август - 10.00-18.00
сентябрь - октябрь - 11.00-18.00
Выходные дни: понедельник, вторник (независимо от праздничных дней).
Билеты на суда "Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев" можно приобрести в главном корпусе музея, а билеты на подводную лодку "Б-413" можно приобрести в павильоне рядом с подводной лодкой.
На фото № 80 - я через забор сфотографировал главное здание музея.


Фото № 80. Главное здание музея Мирового океана

Фото № 81. Тоже через забор сфотографировал судно "Витязь". "Витязь" - одновинтовой двухпалубный теплоход водоизмещением 5 710 тонн и автономностью плавания 18 500 миль. Имеет прямой наклонный фортштевень, резко разваленные носовые образования и крейсерскую корму.
Судно построено в 1939 году в городе Бремерхафене (Германия) как грузо-пассажирский теплоход и названо "Марс". В годы Второй мировой войны использовалось в качестве военного госпиталя и транспорта. В январе-апреле 1945 года осуществляло гуманитарную миссию - вывозило беженцев из Восточной Пруссии.
В 1946 году по репарации судно передано Советскому Союзу, Балтийскому морскому пароходству и под именем "Экватор" совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей.
31 января 1946 года организован Институт океанологии Академии Наук СССР. Для создания необходимого институту океанографического экспедиционного судна был выбран "Экватор", который в 1947 году получил имя "Витязь" в память знаменитого русского корвета адмирала С.О.Макарова.
В 1947-1948 годах "Витязь" переоборудован под научно-исследовательское судно. 1 апреля 1949 года НИС "Витязь " передан Академии Наук СССР. 13 апреля 1949 года судно вышло из Одессы в свой первый рейс. Портом приписки "Витязя" стал город Владивосток.
На "Витязе" были оборудованы 14 лабораторий, оснащенных новейшим оборудованием, научная библиотека, хранилище для коллекций и проб. На верхней палубе установлены глубоководная океанографическая лебедка, глубоководное якорное устройство, глубоководная траловая лебедка, большие и малые океанографические лебедки, что позволяло проводить уникальные исследования, работать на любых глубинах Мирового океана.
С 1949 по 1979 год "Витязь" совершил 65 научных рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах.
22 апреля 1979 года "Витязь" окончил свой последний рейс в Калининграде. Учитывая выдающийся вклад в развитии науки об океане было принято решении о сохранении "Витязя" и создании на его борту музея. 12 апреля 1990 года Постановлением Правительства РСФСР организован Музей Мирового океана Министерства культуры РСФСР, главным экспонатом которого стал "Витязь".

Дальнейшие этапы жизни "Витязя" как музея:
12 июля 1994 года "Витязь" поставлен на вечную стоянку у музейного причала.
23 октября 1994 года палубы "Витязя" были открыты для посещения.
25 июля 1996 г. состоялось торжественное открытие экспозиций на судне "Витязь". Это событие приурочено к празднованиям, посвященным 300-летию Российского Флота.
26 октября 1996 года открыты для посетителей биологические лаборатории.
2 июня 1997 года открыты исторические залы на прогулочной палубе, где была открыта выставка "Искусство морской карты".
2 июля 1999 года открыто помещение морского клуба на главной палубе, где разместилась выставка "Морской Кенигсберг".
12 апреля 2000 года открыты для посетителей геологическая, гидрологическая и эхолотная лаборатории. Открыт морской зал на главной палубе.

Основные характеристики научно-исследовательского судна "Витязь":

Наибольшая длина - 109,44 м
Ширина по грузовой ватерлинии - 14,56 м
Высота борта до верхней палубы по миделю - 8,75 м
Осадка с полными запасами - 5,86 м
Мощность главного двигателя - 3000 л.с.
Скорость хода - 14 узлов
Рабочие глубины для постановки на глубоководный якрорь, траления дна, взятия проб грунта и др. - 11 000 м
Личный состав:
экипаж - 66 человек
научный состав - 70 человек


Фото № 81. Научно-исследовательское судно "Витязь"

На территории причала рядом с подводной лодкой есть экспонаты в виде пушек, плавучих мин, торпед. Вот на фотографиях № 82 и № 83 показаны старинная пушка и торпеда для подводной лодки.

Фото № 82. Старинная пушка Фото № 83. Торпеда для подводной лодки

На фото № 84 показана дизель-электрическая подводная лодка "Б-413" проекта 641
Заложена на Ново-Адмиралтейском заводе города Ленинграда
1968, 7 сентября - спущена на воду
1968 ,24 ноября - поднят военно-морской флаг СССР
1969 - 1990 - находилась в составе соединений подводных лодок Северного флота
1969 - участие в официальном визите в столицу республики Куба - Гавану, деловой визит в порт Конакри Гвинейской республики
1970 -участие в маневрах ВМФ СССР "Океан", деловой визит в порт Сьенфуэгос республики Куба
1987 - заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам, объявлена приказом командующего Северным флотом "Отличным кораблем"
1991 - 1999 - находилась в составе соединений подводных лодок Балтийского флота
2000, 14 июня - ошвартовалась у музейного причала
2000, 1 июля - торжественная передача Балтийским флотом Музею Мирового океана
2000, 2 июля - открыта для посетителей выставка "Из истории российского подводного флота"
2000, август - сбор денежных средств для семей погибших подводников на АПЛ "Курск"

Подводная лодка "Б-413" имеет семь отсеков - носовой торпедный отсек, носовой аккумуляторный и жилой отсек, центральный пост, кормовой аккумуляторный и жилой отсек, дизельный отсек, электромоторный отсек, кормовой торпедный и жилой отсек. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка в четвертом отсеке - каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз. В седьмом отсеке - койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.

На музейной подводной лодке "Б-413" открыта выставка "Из истории российского подводного флота".


Фото № 84. Подводная лодка "Б-413"

После полного облома, что не смогли посетить музей Мирового океана, мы продолжили прогулку, прерванную в первый день моего пребывания в Калининграде от 6 ноября. (смотрите выше первую часть - фото № 28).
Снова зашли на мост через реку Преголя (Ленинградский проспект) и дошли до его середины, поскольку нам нужно было перейти эту реку, чтобы попасть на остров Канта (бывший остров Кнайпхоф). И вот я там сфотографировал очень красивый кафедральный собор. См. фото № 85.

В настоящий момент времени Кафедральный Собор практически полностью восстановлен, в котором теперь расположен культурно-религиозный центр. Там можно услышать концерты духовной и органной музыки. В башнях собора расположены Православная и Лютеранская часовни, а так же экспозиции, посвященные истории острова Кнайпхова, философу Канту и собственно Кафедральному Собору.
Строительство собора, посвящённому св. Адальберту и Деве Марии, началось ещё в ХIV веке на остове Кнайпхоф и продолжалось примерно 50 лет.
Его основателем был епископ Иоганнес Кларе. На башне были установлены часы с колокольным боем, а в алтарной части собора захоронены правители Пруссии из династии Гогенцоллернов. Если не учитывать небольших работ по обновлению здания и некоторых архитектурных добавлений, то можно сказать, что собор простоял целым и невредимым вплоть до штурма города Кёнигсберга в апреле 1944 года, после которого здание получило серьёзные повреждения. И только в 1991 году после долгих реставрационных работ в соборе состоялась первая послевоенная служба. У стен похоронен великий немецкий философ Иммануил Кант, его саркофаг из тёмного гранита окружён 12 колоннами.
Историю создания собора и историю жизни Иммануила Канта Вы сможете узнать, посетив его постоянно действующие экспозиции: "История острова Кнайпхоф", "Иммануил Кант и Кёнигсберг", "Кафедральный собор. Возрождение из руин".


Фото № 85. Кафедральный Собор

На фото № 86 представлена левая часть отреставрированного Кафедрального собора.


Фото № 86. Левая сторона отреставрированного Кафедрального собора

Мы зашли внутрь в музей. Нам там очень понравилось, особенно подниматься на 4-ре этажа по узенькой виражной лестнице. Можно сказать, что весь музей практически посвящён немецкому философу Иммануилу Канту. Нигде в мире не найти такой подробной биографии с историческими экспонатами музея (личные вещи философа, даже некоторые оригиналы книг по философии). Слишком много вещей и книг на немецком языке. Мы даже видели посмертную маску этого немецкого философа. Кант был ректором Кёнигсбергского университета и сам принимал абитуриентов лично.
Правда в музее были и некоторые отклонения от темы, связанной с Иммануилом Кантом. Например, медали, ордена и деньги, как это показано на фото № 87.


Фото № 87. Немецкие медали, ордена и деньги

После посещения Кафедрального собора мы перешли реку Преголя по Октябрьской улице по мосту и вышли на другую улицу - Московский проспект. См. Фото № 88.
Да и по пути сфотографировал военно-морской торпедный катер ВМФ СССР времён Великой отечественной войны.


Фото № 88. Военно-морской торпедный катер ВМФ СССР

На фото № 89 показан Московский проспект. Вот как выглядит Калининград в районе этого проспекта, сами смотрите фотографию.


Фото № 89. Московский проспект

Мы перешли Центральную площадь. И недалеко от этой площади расположено двухэтажное здание бежевого цвета - здание региональной телерадиокомпании "РТР-Калининград (Россия, 2-ой канал)", телерадиокомпании "Янтарь". См. фото № 90. А причём тут здание телекомпаний, да оно нам просто попалось по пути к государственному краеведческому музею.


Фото № 90. Региональная телерадиокомпания "РТР-Калининград (Россия)"

На фото № 91 показан Краеведческий государственный музей города Калининград. Он, как и Музей Мирового океана, назло нам не работал.
Так что я для себя вывел золотое правило: "В Калининграде не гулять по понедельникам и по вторникам, так как у музеев выходные". ;-)
Пришлось нам спускаться вниз к Нижнему пруду.


Фото № 91. Краеведческий государственный музей

Фото № 92. Набережная Маринеско. На фото виден мост через пруд Нижний.


Фото № 92. Набережная Маринеско

Если попасть на середину моста через Нижний пруд, то можно увидеть тот самый "призрак" - недостроенный дом Советов. См. фото № 93.
Мы прогулялись по набережной пруда и вышли на площадь Центральную, а точнее на Пролетарскую улицу и перешли её, тем самым попав на авторынок новых машин. По авторынку прохаживаясь я, удивлялся низким ценам по России на иномарки. например, на трёхлетний универсал Фольксваген 13000 евро. Даже Мерседесы стоят слишком дёшево. После машин зашли в ресторан и поужинали на славу.


Фото № 93. Мост через Нижний пруд

В 17.00 мы поехали на автобусе на Южный вокзал. В Калининграде всего 2 вокзала: северный и южный. Северный полностью разрушили, а южный сумели восстановить. Только с Южного вокзала можно уехать на поезде в Германию, Польшу, Литву, в Белоруссию, в Москву.
Недавно Калининградская железная дорога завершила ремонт главного зала Южного вокзала Калининграда, в нём установлен уникальный комплект люстр.
В 17.45 я с Андреем сели в автобус и поехали в аэропорт Храброво. Так закончилась моя трёхдневная эппопея путешествия по Ятарному краю.


Фото № 94. Южный вокзал

Текст и фото: Hill        

20.06.2006
© 1999-2021, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Пользовательское соглашение
Срочная помощь