Клуб путешественников

Необычные и яркие путешествия первых посетителей ДН

Янтарный край. Калининград-Светлогорск. 1-ая часть

Предисловие

В Калининградской области в Светлогорске восьмой год живёт мой друг и бывший одноклассник Андрей. Каждый год он в отпуск едет домой к своей матери и к друзьям на Урал, и при том обязательно останавливается у меня в гостях на день, чтобы поделиться со мной новостями о своей жизни. И вот летом 2004 года он меня уговорил приехать к нему в гости на ноябрьские праздники. Я ему, конечно, не давал обещания приехать. Время шло, да и в октябре на работе хорошую премию дали. Вот решил полететь в Калининград, пока была возможность купить самые дешёвые авиабилеты и пока не отменили льготы в связи с монетизацией льгот в 2005 году. До 2003 года мой друг ездил в Россию только на поезде через Литву и Эстонию. И в то время прибалтийские республики ужесточили правила проезда россиян через их территорию вплоть до ввода сборов и угрозой ввода требования обязательно иметь загранпаспорт. Моему другу не нравилось, когда в каждой стране поезд стоял на станции, огороженной колючей проволокой, по часу. И по платформе ходили женщины-пограничники, тогда пассажирам запрещалось выходить из вагона (раз чужая, не российская, территория). Поэтому правительству России пришлось ввести специальный воздушный коридор с такими низкими ценами по России, чтобы была возможность калининградским бабушкам и дедушкам повидать своих внуков в России без всяких загранпаспортов и таможенных сборов. Ещё дешевле билеты стоят в самом Калининграде, чем в Москве. Ну это мелочь. Как только я получил премию, сразу стал в Интернете смотреть цены на авиабилеты и бегать по авиакассам. Компромиссного варианта тогда не нашёл. К моему счастью на 1-ом этаже здания, в котором я работаю, расположена клиринговая палата. И сотрудница той авиакассы с лёгкой руки помогла мне приобрести два авиабилета на очень удобное время и за оптимальную цену.
Программу прогулки составил мой друг, чтобы как можно побольше интересных объектов повидать за такое короткое время. Все дни погода была плохая, пасмурная, дождь слегка моросил. Мне отдых в Янтарном краю очень понравился, несмотря на плохую погоду. Лучше туда ехать летом, да и осенью, только до 15 октября. Позже нет смысла, так как будут туманы сильные, и сыровато из-за высокой влажности. Ещё обязательно туда поеду в следующий раз, поскольку не все музеи посетил, и ещё хочется повидать все 15 фортов Калининграда (расположены они в районе кольцевой автодороги): Форт № 1 "Мюхлентейх", Форт № 1а "Гроебен", Форт № 2 "Бронзарт", Форт № 2а "Барнеков", Форт № 3 "Король Фридрих III или Фридрих Вильгельм I", Форт № 4 "Гнейзенау", Форт № 5 "Фридрих Вильгельм III", Форт № 5а "Лендорф", Форт № 6 "Кляйн Мариенбург", Форт № 7 "Герцог вон Хольстейн", Форт № 8 "Король Фридрих I", Форт № 9 "Донна", Форт № 10 "Кёниц", Форт № 11 "Донхофф", Форт № 12 "Ойленбург".
Первым был заложен Форт № 3 "Король Фридрих III" на горе Кведнау (Северная гора). Форты, расположенные друг от друга на расстоянии примерно 3 км, были связаны кольцевым шоссе, общая длина которого составляет около 50 км. К каждому форту от дороги вела радиальная тупиковая дорога. Рвы, окружавшие форты, также были связаны каналом Landgraben. Каждый форт строили 5-6 лет. Строительство фортов было закончено к 1892 г. С возведением фортов внешнего кольца Кёнигсберг стал самой большой крепостью Германии.


День первый

6 ноября 2004 года

Утром того дня в 6 часов встал с трудом. Спать мне хотелось, но пришлось вставать. Через час уже выехал в Москву на электричке. И в 8.30 на Ярославском вокзале у киоска сотовой связи "Евросети" встретился с другом Дзюиным Сашей, который составил мне компанию, то есть вместе с ним ехал до аэропорта. Просто Саше захотелось меня попровожать, и поэтому он со мной поехал в Шереметьево-1. Правда я беспокоился, когда ждал своего друга у киоска сотовой связи, потому что время шло. Да и назло нам автобус Икарус от Речного вокзала до самого аэропорта ехал очень-очень медленно. Только Сашка меня успокаивал: "Успеешь, успеешь". И на самом деле я успел на регистрацию за 40 минут до её окончания. Правда перед прощанием друг меня сфотографировал на фоне аэропорта. Смотрите фото № 1. Поблагодарил своего дружка за компанию и вошёл в зону регистрации. На втором этаже мне пришлось ждать ещё 50 минут. Интересно, что почему-то в аэропорты я попадаю именно в плохую дожливую погоду, например, в Домодедово в июне. :-)


Фото № 1. Я в аэропорту "Шереметьево"

Я в Калининград летел на самолёте ТУ-154М (третьей модификации). Существуют следующие версии самолёта: ТУ-154, ТУ-154А, ТУ-154Б, ТУ-154М. В настоящее время эксплуатируются только 2 вида ТУ-154Б и ТУ-154М. Последний раз я летал на самолёте в 1992 году из Перми в Сочи. До этого в детстве очень много раз летал на ТУ-134, ТУ-154, ЯК-40, Ан-24 (из Перми в Самару, в Москву, Ленинград, Архангельск). В детстве я делал модели самолётов из бумаги, пластмассы. Увлекался книжками и открытками про авиацию. И в этом году 31 июля мне, моему брату и некоторым друзьям очень крупно повезло, побывав в уникальном в мире музее ВВС им. Гагарина в Монино, в котором представлены ценнейшие настоящие и уникальные экспонаты самолётов, начиная с прошлого века. Одно дело читать учебники истории про авиацию России, другое дело увидеть всё это своими глазами. В данный момент времени я живу в г.Щёлково Московской области, где недалеко находится Чкаловский аэропорт. В какие-то дни в какое-то время над крышей моего дома совсем низко пролетают пассажирские самолёты (для военных). Такая красота прям.
В аэропорту на лётном поле я хотел сфотографировать самолёты. Да не смог вытащить фотоаппарат из своей сумки, поскольку за всеми нами следило несколько "глаз" работников аэропорта. Говорят, что запрещено вообще фотографировать на лётном поле. А есть ли документ-основание запрета, сам не знаю. Не хотелось себе поездку портить, поэтому оставалось только своими очами глазеть на всю красоту.

Как только сел в самолёт, то я был удивлён сильно, что это совсем старая техника. Сами должны знать, в каком году построили ТУ-154. А ещё у нас до сих пор продолжают эксплуатировать ТУ-134, на которых я бы точно отказался летать из-за морального устаревания техники, и тоже аналогично для ТУ-154Б. А мне повезло, что хоть попался нормальный ТУ-154М, все равно в салоне было старовато. Вот недавно в конце октября мой брат летел из Москвы в Иркутск и обратно на современном лайнере А310, комфорт и безопасность которого на порядок выше. Лично мне на самолёте не было страшно летать, а скорее понравилось. Меня рассмешила бортпроводница перед взлётом. Дело в том, что один бортпроводник по радио читал нам инструкцию о том, как пристегивать ремни. А в каждом отсеке проводницы только демонстрировали молча это и махали руками как глухонемые, что было смешно мне.
2 часа полёта быстро пролетели. Наверху было только солнечно, а внизу серые тучи... Как только самолёт стал заходить на посадку, то красота предстала передо мной. Многие пассажиры в нарушение правил повытащили из своих карманов мобилы с фотокамерой и фоткали Балтийское море. Я тоже вытащил свой фотоаппарат, вплотную приблизил его к окну и стал фоткать. Благо мои соседки поняли, что я хочу вообще, и обеспечили мне хороший обзор, а сами сидели смирно как статуи и не мешали. За что им тоже отдельное спасибо. :-)
Я вначале не понял, что за длинная коса была. А потом узнал, что это Куршская коса. Смотрите фото № 2. Вот какое оно Балтийское море.

Куршская коса - это узкая полоска суши, протянувшаяся на 98 километров с юга на север (её российская часть составляет 48 километров), шириной от 400 метров в районе поселка Лесное и до 4 километров у пос. Рыбачий, отделяющая пресноводный Куршский залив, с его богатейшими рыбными запасами, от более соленого Балтийского моря. Основание косы - у города Зеленоградск Калининградской области. А вот оканчивается она недалеко от города Клайпеда, где ее отделяет от материка 300 метров.

Свое современное название Куршская коса получила благодаря племенам куршей, некогда ее заселявших. Археологические находки свидетельствуют, что это происходило в третьем тысячелетии до нашей эры. Население тогда занималось ловлей рыбы, торговлей янтарём. До последнего времени учёные-историки сходились во мнении, что древние жители Балтии не очень-то жаловали Куршскую косу и только в ХIV веке этот чудесный уголок природы стал заселяться. Однако, раскопки, проведённые в начале июля 2001 года открыли новые факты в истории косы. Были обнаружены остатки двух поселений: первое из которых датируется концом Х века, а второе - серединой ХI. Было обнаружено около 200 ценных находок, среди них керамика, костяные изделия, металлические и бронзовые предметы быта.

Множество войн видела Куршская коса: её топтали шведские войска, солдаты Наполеона, большой урон косе нанесла Семилетняя война (1756 - 1763 годы), оставили на ней следы первая и вторая мировые войны.

А в XVIII веке наступил особенно трудный период в истории косы. Растущее население выжигало леса под пашни. Вырубались вековые дубы и сосны. В результате пришли в движение пески. Ветер погнал их в направлении от моря к заливу, засыпая все на своем пути. Так исчезли более десятка деревень. Коса постепенно превращалась в песчаную пустыню. Надо было срочно принимать меры и, вскоре, учёные пришли к выводу, что для возрождения растительности косы необходимо строить укрепления по задержанию песка, сажать травы-песколюбы, кустарники и деревья. Несколько лет подряд лесоводы продолжали наращивать береговой вал, укреплять подвижные дюнные пески, а работы по сохранению природы косы продолжаются до сих пор. Для выполнения этих задач в 1987 году был создан Национальный парк "Куршская коса".

Главной достопримечательностью Косы являются необеленные дюны - одни из самых высоких в Европе. Они состоят из сыпучего светлого кварцевого песка и тянутся вдоль Куршской Косы, местами обрываясь крутыми откосами прямо в воду залива. С их вершин, местами достигающих около 60 метров высоты, с одной стороны можно увидеть потрясающей красоты Балтийское море, а с другой стороны видна вся Куршская коса и залив. Именно здесь, на дюне Эфа, снимался знаменитый фильм "Белое солнце пустыни" и всем известного Саида, закапывали именно в золотые пески Куршской косы.

Природа косы уникальна. Семьдесят два процента ее территории покрыта лесами. Здесь произрастают более 600 видов древесной, кустарниковой и травянистой растительности. Не менее богат и разнообразен животный мир этого уголка планеты. Здесь можно встретить 296 видов наземных позвоночных. Из млекопитающих наиболее распространены лось, кабан, лиса, белка, заяц.

Куршскую косу часто называют "птичий мост" - ведь именно здесь проходит миграционный путь птиц, пролетающих из Финляндии, Карелии, Прибалтики в Южную Европу и Африку. Над Косой пролетают более 1550 видов птиц. Сотни птиц гнездятся на косе. Это обстоятельство привело к организации здесь в 1901 году, одной из первых в мире, орнитологической станции, которая получила своё название - Фрингила - по латинскому названию зяблика, так как это самый распространённый вид птиц на косе.


Фото № 2. Куршская коса 

Самолёт параллельно Куршской косе заходил на посадку. Земля стремительно приближалась. Я все равно был привязан ремнями к креслу и в то время каждую секунду фотографировал момент посадки. Смотрите фото № 3.


Фото № 3. Заходим на посадку. Куршская коса 

Самолёт так мягко приземлился, что банки с вареньями и соленьями можно спокойно перевозить. Точно их не разобьёте. :-) Взлётно-посадочная полоса в аэропорту Храброво г.Калининграда плохая, самолёт так трясло... Самая идеальная полоса - это в столичных аэропортах. Вот мы стали выходить. Я вижу, что никаких следящих за нами "глазов" нет и спокойно сфотографировал красавца ТУ-154М авиакомпании "Аэрофлот". Правда фирменной аэрофлотовской ярко-оранжевой с синей полосой окраски хвостовой части самолёта не было, так как спонсор был другой - Авиаэнерго (как потом в Интернете узнал - дочерняя компания РАО ЕЭС Чубайса). На фото № 4 показан момент выхода пассажиров.


Фото № 4. ТУ-154М 

На фото № 5 представлена передняя часть самолёта ТУ-154М, на котором я летел.


Фото № 5. ТУ-154М 

Аэропорт "Храброво" очень маленький, не способен обслуживать большее количество самолётов. Поскольку самолёт наш вплотную к терминалу приблизился, что пешком пассажиры шли к выходу. Правда в Храброво идёт ремонт самого аэропорта, строят рядом суперсовременный на большее число самолётов. Я пожаловался другу Андрею: "Чего у вас аэропорт совсем маленький и плохой". Друг показал мне плакат "Реконструкция аэропорта Храброво", и я понял, что будет потом открыт современный.

Вот в интернете на сайте http://www.interfax.ru от 11 ноября 2004 года узнал следующую новость. Авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" может в ближайшие дни по техническим причинам прекратить полеты в Калининград. Руководство калининградского аэропорта Храброво издало распоряжение о введении с 21 ноября 2004 года ограничения на полеты воздушных судов с посадочной массой свыше 70 тонн. Данные ограничения руководство аэропорта мотивирует ремонтными работами на взлетно-посадочной полосе, сообщил источник в авиационных структурах. По словам источника, эти ограничения делают невозможными полеты самолетов Ту-154, которые эксплуатирует на этом направлении "Аэрофлот", так как их посадочная масса превышает 70 тонн. Представитель пресс-службы "Аэрофлота" подтвердил, что авиакомпания столкнулась с техническими сложностями при выполнении полетов в Калининград, вызванными отсутствием самолетов, удовлетворяющих требованиям аэропорта.

Отсюда следует, что мне крупно повезло, что я успел слетать в Калининград на ноябрьские праздники. На фото № 6 видно, как рядом рабочие "играют в кротов", роют всякие траншеи. Удивился я, что в аэропорту Калининграда легко пройти контроль. Просто у выхода стояло двое мужчин в ватниках с удостоверениями-брелками "Миграционный контроль" и проверяли паспорта каждого из нас. У меня с собой была только сумка, поэтому мне не пришлось ждать багажа. Так сразу попал в объятия друга. Потом мы сели в маршрутку-автобус за 35 рублей и поехали в Калининград гулять.


Фото № 6. Калининградский аэропорт "Храброво"

Пока ехали в автобусе, я в окно смотрел больше, чем слушал друга, поскольку вечером дома могли бы поделиться новостями. Ага, в городе трамвайные рельсы узкие, оставшиеся со времён войны. Автомобильные дороги совсем битые, что не по-европейски выглядит город. Много немецких городов там. Мы вышли в центре г.Калининграда на площади маршала Василевского. Направились в сторону музея Янтаря. По пути Андрей сфотографировал меня на фоне какого-то ресторана на базе старой крепости. См. фото № 7. Это Росгартенские ворота.


Фото № 7. Росгартенские ворота 

Вот он, музей Янтаря на площади маршала Василевского - см. фото № 8. Здание музея имеет свою историю - в середине ХIХ века здесь был сооружен бастион Дона. Его назвали так в честь военачальника генерала Фридриха цу Дона. После Второй мировой войны долгое время бастион лежал в развалинах, и в 1977 году началось его восстановление, а в конце 1979 года был открыт, на тот момент, первый в мире Музей янтаря. Вы можете там увидеть уникальную экспозицию экспонатов, рассказывающую об истории происхождения и добычи янтаря - солнечного камня, янтарные самородки с инклюзами, ювелирные изделия из янтаря, золота и серебра.

Amber - с английского на русский означает "янтарь".
С далёких времён человек знаком с янтарём. Он пытался понять, откуда взялся камень, как у него внутри оказались частички растений и насекомых. Не находя ответы на все эти вопросы, люди наделяли самоцвет сверхъестественной силой, придумывали легенды о его происхождении.
В Калининграде ходят следующие легенды о янтаре:

1. Легенда о Фаэтоне
2. Иван-Кудесник
3. Певучий камень
4. Легенда о птице Гауе
5. Легенда о двух солнцах
6. Легенда о Юрате

Что такое янтарь и какое у него происхождение? Изучение клеточной структуры древесины, встречающейся в янтаре, позволило учёным прийти к заключению, что производителями янтаря были хвойные деревья. Вот в музее я видел одну картину, на которой во времена динозавров янтарная смола стекалась каплями со стволов всех деревьев (как это в лесу у сосны и ели). Вот янтареносные деревья отмирали, падали на землю или гнили на корню, а натёки смолы, подкоровые выделения и внутристволовые "смоляные карманы" сохранялись и накапливались в лесной подстилке. В зависимости от того, в какие условия попадала эта смола, происходили дальнейшие её превращения. Та, которая оказывалась в сухой, хорошо проветриваемой почве, претерпевала поликонденсацию при участии кислорода. Её химическая устойчивость повышалась, увеличивалась твёрдость. Смола деревьев, произраставших на заболоченных участках, попадала в условия, где не подвергалась окислению по причине отсутствия кислорода в болотной почве, переполняемой гниющими остатками, и она сохраняла свою хрупкость. В дальнейшем эти различные смолы вымывались из почвы "янтарного" леса водными потоками: сносились ручьями и реками в море, где совместно отлагались в устьях. Щелочная среда данного ила определённым образом влияла на дальнейшие химические превращения этих смол. Смолы, вымытые и перенесённые из сухой почвы, при воздействии щёлочной среды донного ила превращались в янтарь (сукцинит) - тот самый, который, благодаря своей красоте, достаточной твёрдости и пригодности к механической обработке, широко используется в ювелирных изделиях. Смолы же из болот, несмотря на своё внешнее сходство с сукцинитом, так и остались хрупкими и получили название геданита. Они не пригодны к механической обработке и потому не находят применения в ювелирной промышленности. Основным продуктивным пластом, в котором обильно залегает янтарь, является так называемая "голубая земля", находящаяся на глубине 43 - 50 метров. На морском дне этот пласт обнажается и в сильные штормы разрушается. Часть содержащегося в нём янтаря выбрасывается волнами на берег, часть переотлагается на морском дне в другом месте. Как же образовалась эта богатая залежь? Примерно 50 миллионов лет тому назад на территории современной Швеции и части Балтийского моря длительное время располагалась суша, покрытая "янтарными" лесами. Эта территория дренировалась разветвлённой речной сетью, размывавшей сухую почву "янтарного" леса и выносившей янтарь к устью крупной реки, которая текла с севера и впадала в древнее море где-то чуть севернее нынешнего Калиниградского полуострова. "Голубая земля" и представляет собой слой отложений этой реки. Янтарь встречается и на других участках бывшего побережья древнего моря. Однако до сих пор нигде не были встречены столь богатые его залежи, как в Калиниградской области.


Фото № 8. Музей Янтаря на площади Василевского 

Внутри музея есть фрагменты янтарной комнаты Зимнего дворца (г.Санкт-Петербург), часть которых я сфотографировал быстро-быстро, пока меня не поймали за руку. :-) Смотрите фото № 9.


Фото № 9. Фрагменты янтарной комнаты Зимнего дворца

После посещения музея Янтаря вышли во внутренний двор. И там я увидел фонтан, возле которого сфотографировался на память. См. Фото № 10.


Фото № 10. Внутренний двор музея Янтаря

Как только вышли из музея Янтаря, я решил сфотографировать его со всех сторон. Вот как выглядит он, показано на фотографиях № 11 и 12. Недалеко у входа в этот музей стоят ларьки, торгующие янтарными камнями, сувенирами и картинами из янтаря.

Фото № 11. Крепость музея Янтаря Фото № 12. Крепость музея Янтаря

Музей Янтаря находится рядом с Верхним прудом. В Калининграде есть 2 пруда: Верхний и Нижний. Правда вода из верхнего пруда по искусственному каналу попадает в реку Новая Преголя. На фото № 13 непонятно, что за объект. На всякий случай его сфотографировал.


Фото № 13. Верхний пруд

Повернулся чуток вправо и сфотографировал сам Верхний пруд. Фото № 14. Видите, какая погода была плохая, небо серое мрачное.


Фото № 14. Верхний пруд

Мы пошли по улице Черняховского пешком. Я другу говорю: "Ну и прикол. В Перми на Кислотных дачах улица Черняховского, и тут есть такая же улица". Мы дошли до площади Победы. Просто так сфотографировал по пути дома Калининграда, чтобы Вам как можно больше собрать представление об этом городе. См. фото № 15, 16, 17, 18.

Фото № 15. Ул.Черняховского Фото № 16. Калининград
 
Фото № 17. Калининград Фото № 18. Калининград

Вот на площади Победы я смотрю, что за храм строят. Друг сказал, что это Храм Христа Спасителя. В гостях у него дома я взял только что свежий ноябрьский региональный выпуск газеты "АИФ-Калининград", там как раз про этот собор писали. Это на площади Победы ведётся строительство Православного Храма Христа Спасителя. Он построен в традиционном Русско-Византийском стиле. Высота (до креста) будет достигать семидесяти метров. Сейчас полным ходом идут работы к комплексу "Калининград-750 лет" (см.рисунок 1). Комплекс "Калининград-750 лет" напротив магазина "Океан". Под фонтаном будет построена автомобильная парковка.

Фото № 19. Храма Христа Спасителя в Калининграде Рисунок № 1. Комплекс "Калининград-750 лет". Вид обычный Рисунок № 2. Комплекс "Калининград-750 лет". Вид сверху

На площади Победы мы свернулись на Ленинский проспект и пошли дальше пешком. По пути сфотографировал магазин, торгующий изделиями из янтаря. У меня чуть не отвисла челюсть от такой красоты сувениров. Фото № 20.


Фото № 20. Магазин "Янтарная шкатулка"

На фото № 21 представлен торговый центр "Вестер", торгующий бытовой техникой. Андрей что-то там покупал и сравнивал с московскими: "Эльдорадо", "Мир" и так далее.


Фото № 21. Торговый центр "Вестер"

Тоже просто так сфотографировал, чтобы показать, как выглядит город Калининград в разных местах. См. фото № 22.


Фото № 22. Город Калининград

На фото № 23 представлен универмаг "Меркурий", в котором я попил свой любимый напиток - кофе.


Фото № 23. Универмаг "Меркурий"

Наконец-то мы вышли на Центральную площадь. И на той площади есть гостиница Калининград, достаточно высокого уровня. Цены там для меня пока заоблачные. Одноместный 2200-4000 рублей в сутки. См. фото № 24.


Фото № 24. Гостиница "Калининград"

На фото № 25 Вы видите пустое красивое здание - это Дом Советов, который начали строить во время СССР и так не смогли достроить. Наверно, плохое и проклятое место там. :-) А может быть! Почему? Потому, что на этом месте раньше стоял Королевский замок, самый красивый в Кёнигсберге (это я видел на картинах-репродукциях). И этот замок снесли и выровняли. Так что призрак Королевского дворца бродит. Здание дома Советов полностью построено, осталось только стены отштукатурить, обоями обклеить и справлять новоселье. Только на крыше стоят мощные телевизонные и сотовой связи (или телекоммуникационные) антенны. На площади рядом с Домом Советов торгуют новыми, и поддержанными иномарками (не старше 3-ёх лет), пригнанными из Германии, Австрии, Польши и так далее.


Фото № 25. Дом Советов

Потом мы дальше пошли по Ленинскому проспекту, плавно вытекающему на мост через реку Преголя. Справа будет дворец спорта, а слева будет виден шпиль замка - Кафедрального собора. на фото № 26 показана Горная улица, которая проходит под мостом. Видна новостройка по новой технологии.


Фото № 26. Ленинский проспект

На фото № 27 представлена та же Горная улица. Вот так выглядит обычный Калининград в портовом районе.


Фото № 27. Горная улица

На фото № 28 видна речка Преголя и дворец спорта "Юность". Уже быстро так стемнело, что я больше не мог фотографировать ещё что-то. Мы решили прекратить прогулку и поехать домой. Так закончился мой первый день пребывания в Калининграде-столице Янтарного края. И мы поехали в Светлогорск-1, в котором живёт мой друг Андрей, в сторону севера или в сторону Куршской косы. Расстояние от Светлогорска до Калининграда - 35 км. Ехать всего 35-40 минут. Должно быть быстрее по времени. Правда дорога была необычной, то есть совсем узкой в одну полосу. И ничего не было видно вокруг в окне автобуса, потому что, во-первых, было темно, а во-вторых, по обочине дороги стояли старинные рослые деревья. Раньше же машин не было, и все ездили на карете на лошадях, поэтому отсюда ширина дороги такая. И во время Пруссии возле дороги посадили деревья, а вырубать их жаль, историческую ценность же имеют они. И во время великой Отечественной войны эти деревья здорово помогали, прикрывали дорогу по бокам, пряча боевую технику от врага. Как только приехали в Светлогорск-1, то мы в темноте шли до дому. Никакого освещения не было.


Фото № 28. Речка Преголя и дворец спорта "Юность"

Продолжение см. Янтарный край. Калининград-Светлогорск. 2-ая часть

20.06.2006
© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь