Общество глухих

Эксклюзивная инклюзия

В архангельском информационном агентстве «Двина-Информ» состоялся «круглый стол», посвящённый проблеме инклюзивного образования. Инклюзия — включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс совместно со здоровыми детьми...

Оказывается, архангельскому Северу опять есть, чем гордиться — наша область, единственная в России сумела выделить финансирование среднего образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах в отдельную статью местного бюджета. Кстати, стоит такое образование почти в три раза дороже обычного. Этим фактом особо восхищалась координатор по работе с родителями региональной общественной организации инвалидов из Москвы Майя Алексеева.

В Архангельске инклюзивное образование стало внедряться три года назад на базе общеобразовательной школы № 5. Её директор Татьяна Петровская рассказала гостям о многочисленных сложностях, которые возникали и возникают в работе её учреждения при совместном обучении обычных школьников и их сверстников с ограниченными возможностями. В самом начале не было ни опыта, ни специалистов-педагогов широкого профиля, которые бы могли квалифицированно заниматься с инвалидами по зрению и слуху. За знаниями ездили в подмосковный Королёв. А теперь уже в архангельскую школу №5 приезжают перенимать достижения, и даже из Великобритании.

Гость Архангельска Кит Венаблс — педагог-практик, магистр педагогической психологии, выразил искренний восторг методикой и результатами деятельности наших педагогов. В Объединённом королевстве закон об инклюзивном образовании принят более 10 лет назад. Государство, общественные организации поддерживают идею совместного обучения детей и материально, и морально, и теоретически. И тем не менее, господин Венаблс отметил, что энтузиасты из пятой школы, Института развития ребёнка ПГУ уже могут многому поучить своих зарубежных коллег.

Проблема внедрения в России инклюзивного образования заключается не только в его стихийном освоении, недостатках финансирования и профессионально подготовленных кадров широкого профиля (учителей, владеющих навыками логопеда, психолога, дефектолога и др.), но и консерватизме сознания многих родителей здоровых детей. Далеко не все из взрослых согласны на то, чтобы их ребёнок учился в одном классе со слабозрячим, слепым или глухим сверстником. А ведь все дети равны в своих правах. В том числе и в праве на качественное, полноценное образование, которое в будущем позволит человеку реализоваться в жизни и, как личности, и профессионально.
Как раз об этом на своём примере рассказал Андрей Тихонов. Будучи незрячим с детства он не только закончил обычную школу, но и две музыкальные школы, музыкальное училище, факультет иностранных языков ПГУ, преподавал в США и изучал там историю джазовой музыки. Но «спасибо» Андрей говорит, не системе средней и высшей школы, а своим родителям, которые с самого раннего детства воспитывали его, как полноправного и полноценного члена общества, творческую личность, которой под силу всё и даже больше, чем абсолютно здоровому человеку.

Андрей несколько раз подчеркнул, что, если бы он получил инклюзивное среднее образование в обычной школе (а не на дому), то пришёл бы в университет более психологически подготовленным со знанием работы на компьютере, специальных программ для незрячих и умением пользоваться Интернетом. Тихонов процитировал замечание своего преподавателя ВУЗа: «Для того, чтобы получить полноценное образование, занять в жизни своё место, ты должен знать и уметь гораздо больше, чем твои здоровые сокурсники, быть на два шага впереди их». После такого прочувствованного и эмоционального рассказа, перед Андреем все участники «круглого стола» мысленно «сняли шляпы».

Подводя итог состоявшейся дискуссии, кандидат педагогических наук, зав. отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образования при Министерстве образования и науки РФ Ирина Зарубина, призвала заинтересованных лиц подходить к внедрению инклюзивного обучения в государственных школах очень взвешено. «Здесь нет мелочей», - подчеркнула она. Инклюзия не должна полностью заменить систему специализированных школ. Они пока не могут сравниться со спецшколами по качеству обучения. Кроме того, в них наработан бесценный опыт работы с детьми-инвалидами, который они обязаны передавать начинающим специалистам, становиться «ресурсными центрами» для педагогов. Таким центром, уверена Ирина Николаевна, станет и архангельская школа № 5.

http://www.dvinainform.ru

05 марта 2010 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь