DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

Эксклюзивная инклюзия

В архангельском информационном агентстве «Двина-Информ» состоялся «круглый стол», посвящённый проблеме инклюзивного образования. Инклюзия — включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс совместно со здоровыми детьми...

Оказывается, архангельскому Северу опять есть, чем гордиться — наша область, единственная в России сумела выделить финансирование среднего образования детей-инвалидов в общеобразовательных школах в отдельную статью местного бюджета. Кстати, стоит такое образование почти в три раза дороже обычного. Этим фактом особо восхищалась координатор по работе с родителями региональной общественной организации инвалидов из Москвы Майя Алексеева.

В Архангельске инклюзивное образование стало внедряться три года назад на базе общеобразовательной школы № 5. Её директор Татьяна Петровская рассказала гостям о многочисленных сложностях, которые возникали и возникают в работе её учреждения при совместном обучении обычных школьников и их сверстников с ограниченными возможностями. В самом начале не было ни опыта, ни специалистов-педагогов широкого профиля, которые бы могли квалифицированно заниматься с инвалидами по зрению и слуху. За знаниями ездили в подмосковный Королёв. А теперь уже в архангельскую школу №5 приезжают перенимать достижения, и даже из Великобритании.

Гость Архангельска Кит Венаблс — педагог-практик, магистр педагогической психологии, выразил искренний восторг методикой и результатами деятельности наших педагогов. В Объединённом королевстве закон об инклюзивном образовании принят более 10 лет назад. Государство, общественные организации поддерживают идею совместного обучения детей и материально, и морально, и теоретически. И тем не менее, господин Венаблс отметил, что энтузиасты из пятой школы, Института развития ребёнка ПГУ уже могут многому поучить своих зарубежных коллег.

Проблема внедрения в России инклюзивного образования заключается не только в его стихийном освоении, недостатках финансирования и профессионально подготовленных кадров широкого профиля (учителей, владеющих навыками логопеда, психолога, дефектолога и др.), но и консерватизме сознания многих родителей здоровых детей. Далеко не все из взрослых согласны на то, чтобы их ребёнок учился в одном классе со слабозрячим, слепым или глухим сверстником. А ведь все дети равны в своих правах. В том числе и в праве на качественное, полноценное образование, которое в будущем позволит человеку реализоваться в жизни и, как личности, и профессионально.
Как раз об этом на своём примере рассказал Андрей Тихонов. Будучи незрячим с детства он не только закончил обычную школу, но и две музыкальные школы, музыкальное училище, факультет иностранных языков ПГУ, преподавал в США и изучал там историю джазовой музыки. Но «спасибо» Андрей говорит, не системе средней и высшей школы, а своим родителям, которые с самого раннего детства воспитывали его, как полноправного и полноценного члена общества, творческую личность, которой под силу всё и даже больше, чем абсолютно здоровому человеку.

Андрей несколько раз подчеркнул, что, если бы он получил инклюзивное среднее образование в обычной школе (а не на дому), то пришёл бы в университет более психологически подготовленным со знанием работы на компьютере, специальных программ для незрячих и умением пользоваться Интернетом. Тихонов процитировал замечание своего преподавателя ВУЗа: «Для того, чтобы получить полноценное образование, занять в жизни своё место, ты должен знать и уметь гораздо больше, чем твои здоровые сокурсники, быть на два шага впереди их». После такого прочувствованного и эмоционального рассказа, перед Андреем все участники «круглого стола» мысленно «сняли шляпы».

Подводя итог состоявшейся дискуссии, кандидат педагогических наук, зав. отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образования при Министерстве образования и науки РФ Ирина Зарубина, призвала заинтересованных лиц подходить к внедрению инклюзивного обучения в государственных школах очень взвешено. «Здесь нет мелочей», - подчеркнула она. Инклюзия не должна полностью заменить систему специализированных школ. Они пока не могут сравниться со спецшколами по качеству обучения. Кроме того, в них наработан бесценный опыт работы с детьми-инвалидами, который они обязаны передавать начинающим специалистам, становиться «ресурсными центрами» для педагогов. Таким центром, уверена Ирина Николаевна, станет и архангельская школа № 5.

http://www.dvinainform.ru

05.03.2010

YouTube запустил функцию автоматического добавления субтитров

Видеоролики, размещенные на популярном видеохостинге YouTube, будут автоматически дополняться субтитрами, пишет TechCrunch. Новая система создана на базе ...

Состоялся второй Кубок мэра Москвы по туризму среди коррекционных школ

Городские соревнования прошли 18 и 19 февраля недалеко от подмосковной ИстрыКАЛЕНДАРНАЯ весна уже началась, скоро снег начнет пропадать и с городских ...