ТЖ: СПЕКТАКЛЬ «СКАМЕЙКА» (МИНСК, БЕЛАРУСЬ)
Из Республики Беларусь на международный фестиваль театрального искусства прибыла делегация будущих профессиональных артистов. Ещё три года назад группа неслышащих ребят получила возможность обучаться на актёров театра и кино в Белорусской государственной академии искусств. Они все учились в одном классе, занимались самодеятельностью на одной сцене Дворца культуры Белорусского общества глухих, а теперь постигают азы актёрского мастерства в одной студенческой группе. Спектакль «Скамейка» – это премьера, причём впервые показанная именно на сцене московского Театра мимики и жеста во время «Территории жеста 2021».
Впрочем, эти белорусские артисты уже успели засветиться своей постановкой на самой первой «Территории жеста», состоявшейся ещё в 2018 году. И вот теперь – второй визит минской труппы, в состав которой вошли: Алина Шкляр, Антон Шашура, Роберт Кулькевич-Коровин, Виктория Тесловская, Александра Корнеенко, Леонид Городецкий и Анастасия Блужина.
Руководитель труппы и директор Республиканского дворца культуры БелОГ Евгений Волобоев сотрудничает с глухими людьми ещё с тех пор, когда Беларусь была советской республикой. Именно Волобоев разработал основную часть сценок спектакля «Скамейка», выросшего из цикла комиксов датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа о событиях, происходящих на обычной уличной скамье и вокруг её.
Новизна спектакля от белорусов заключается в том, что иногда в бессловесный сюжет повествования врывается жестовая песня – как правило, под фонограммы современных поп-хитов. Так, к примеру, в первом же действии спектакля вокруг спящего на скамейке бездомного бродяги пара «людей в чёрном» исполнила ЖЯ-песню:
Окунись в мои тёмные глаза,
Где демоны не спят, где демоны не спят.
Только поскорей возродись назад,
Ведь демоны не спят, ведь демоны не спят!
Сквозным персонажем «Скамейки» стал интеллигентный дворник. Впрочем, в этом спектакле практически каждый из участников исполнял по 2-3 роли.
Разные типажи, разные характеры и разные события происходят на скамейке. Наглый гопник рушит мечты дворника на знакомство с дамой…
Была рассказана история, как юная хулиганка разыграла прохожего, нацепив на себя страхолюдную маску и прикрывшись газетой. Разочарования в жизни бывают внезапными и жестокими!
Дворнику требуется покрасить скамеечку, но ему просто не дают такой возможности.
Мужская и женская компании предъявляют претензии друг к другу под фонограмму песни «Зачем?» поп-группы «5sta Family»:
— В её взгляде он читает пустоту комет.
Он смотрит, но он не видит,
— Она не любит, но не хочет обидеть.
Как лабиринт, в котором нет выхода.
— Зачем ей все шелка, цветные облака?
Зачем всё это? Заче-ем?
Один из эпизодов на скамейке раскрывает факт воровства цветов с клумбы ради прекрасной дамы. Букет перекочёвывает в качестве улики в руки стража порядка.
Забавная мимическая сценка показала неудачные попытки полицейского познакомиться с спортивной девицей.
Не только жестовые песни и эпизоды без слов перемежались в этом представлении. Нашлось место и для горячих танцевальных па под стилизованные звуки скрипки.
У дворника опять не выходит покрасить скамейку. Люди, как всегда, не понимают даже очень прозрачных намёков.
Шахматы или женщины – вот такую дилемму поставили в одном из последних моментов спектакля «Скамейка».
Финальным этапом своеобразного сценического эксперимента белорусов стала жестовая песня под фонограмму Артёма Пивоварова и Ёлки:
Есть только я и ты, и нам не нужно больше.
Есть только я и ты, запоминай, запоминай.
Насколько я и ты друг с другом так похожи.
Насколько я и ты – одной воды, одной реки.
По окончании спектакля белорусские артисты вызвали на подмостки свою преподавательницу ЖЯ-вокала, которая и ставила им песни в спектакле «Скамейка». Ей был торжественно вручён букет цветов – в честь её дня рождения. К поздравлениям присоединился и директор ТМЖ Роберт Фомин, который напомним, сам является уроженцем Беларуси. Роберт Валерьевич отметил, что поздравления участников с днями рождения становится одной из новых традиций фестиваля.
Таким позитивом закончился театральный опыт минских неслышащих артистов. Фестиваль «Территория жеста» всегда открыт для экспериментов и новаций в области сценического искусства!
Напишите комментарий