Общество глухих

Особое кино в Художественном

9-12 ноября 2012 г. в к/т «Художественный» (Москва) состоится Шестой международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров». Милосердие.ру представляет обзорный гид по фестивалю.

Всего в конкурсной программе представлено 45 фильмов. С особенным удовольствием отмечаем, что некоторые из картин-участниц – наши давние знакомцы и любимцы: встречайте, в частности, комедию «Неприкасаемые» Накаша-Толедано и «Антон тут рядом» Любы Аркус, о которых мы уже здесь писали.

Но как составить гид по фильмам, далеко не все из которых, мягко говоря, мы видели – и которых всего около полусотни? Поскольку многих из потенциальной зрительской аудитории волнует не абы какая инвалидность, но та, к которой имеет отношение он сам или его близкие, мы решили распределить картины тематически. Деление это во многих случаях условное – и темы многих произведения значительно шире тех. что присвоены в нашей классификации.

Надеемся, гид будет полезен нашим читателям тем более, что на официальном сайте фестиваля какой-либо конкретной информации о представленных фильмах обнаружено не было. Кроме того, к моменту подготовки этого выпуска расписание показов также было в стадии уточнения.

Имеющие уши

На тему, близкую процитированной пословице, иными словами – не столько об инвалидах, сколько об обществе вообще – снят полнометражный израильский фильм «Голоса из Эль Сайеда» (Voices from El-Sayed, 2008) Одеда Адоми Лешема. В живописной пустыне Негев расположена деревня бедуинов Эль Сайед, а в ней – наибольший во всем мире процент глухих людей по отношению к слышащим. Тем не менее, здесь вы ни у кого не увидите слуховых аппаратов, потому что в Эль Сайед глухота вовсе не считается инвалидностью. Царство тишины, однако, нарушает местный житель Салим, решившийся изменить судьбу своего сына посредством операции по установке кохлеарного имплантата – биочипа, позволяющего вернуть слух некоторым неслышащим людям.

Многогранная проблема общения людей с нарушениями слуха находится и в центре другой картины – «Подарок» Александра Гениевского (The Gift, 2011) . Как и в «Голосах из Эль Сайеда», здесь также заходит речь о кохлеарных имплантах, по поводу которых в среде глухих нет однозначного мнения, и о коммуникационных барьерах вообще. Фильм Гениевского, впрочем, не сводится к этим проблемам, представая скорей историей о добре, любви и трагикомических обстоятельствах человеческой жизни.

Трагикомична и российская история «Курьезы глухих путешественников» Павла Родионова (2011) . Сюжет основан на реальных событиях и показывает различные ситуации, случившиеся с неслышащими путешественниками – студентом, пенсионеркой и другим нашим соотечественникам с нарушениями слуха. Самолет вот-вот поднимется в воздух без тебя? Заблудился в незнакомом городе, а спросить не у кого? «Обычные», то есть здоровые люди даже не представляют себе, с какими трудностями, смешными и не очень, приходится сталкиваться слабо слышащим людям.

В трехминутной (!) комедии «Неслышащий Грабитель» (Deaf Mugger, 2010) Уильяма Магера трагикомедия существования глухого в мире звуков переходит в откровенный абсурдизм. Происходит ограбление, причем грабитель – необычный преступник, явно участвовавший в преступлении не по доброй воле. Правоохранительные органы предоставляют людям с нарушениями слуха услуги переводчика или человека, делающего за них записи. В результате Бен Грин – писатель и актер в данном фильме, работавший переводчиком в фирме «Видеть. Слышать» – вообразил, что, по всей видимости, глухим преступникам также должны быть предоставлены равные возможности.

Две короткометражных ленты – российская «Быть или не быть?» Владимира Людомира (2011) и английская «Моя Песня» Уильяма Магера (My Song, 2011) рассказывают о людях, стремящихся освоить любимые искусства и профессии. Российский рабочий, живущий в провинциальном городе, в свободное время репетирует на сцене тамошнего ДК роль Гамлета, а жительница Великобритании Эллен учит язык жестов, чтобы принять участие в конкурсе жестовой песни.

Еще одна картина израильского производства (совместно с США) – «Ингелор» (Ingelore, 2009) Франка Стайфеля – заметно отличается от большинства других фильмов-участников фестиваля тем, что повествует не о проблемах инвалидности, но о большой истории XX века. Цитируем пресс-релиз: «Смешение повествования от первого лица на разговорном английском и американском жестовом языке с архивными съемками, реальными историями и воссозданием событий. Этот фильм - выдающаяся и жизнеутверждающая история личностной и эмоциональной свободы из уст уникального рассказчика, который, невзирая на глухоту, красочно воспроизводит ужас и растерянность от восхождения Третьего Рейха».

О темноте и тишине

Как минимум две картины фестиваля посвящены самым, вероятно, трудным, почти недоступным обыденному сознанию инвалидам – слепоглухонемым людям. Это «Дом, где согреваются сердца» Владимира Крупенникова (2011) о Сергиево-Посадском детском доме, и японо-корейская «Планета Улитки» (Planet of Snail, 2011) о сокровенном мире главного героя, собравшая повседневные сцены из жизни героев как некое почти волшебное таинство.

http://www.miloserdie.ru


09 ноября 2012 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь