Спорт глухих

Греко-римская борьба. Найти общий язык

В Рязани с 22 по 24 ноября проходило первенство России по греко-римской борьбе по спорту глухих среди юношей 1998-1999 г.р.

На сайте Федерации спортивной борьбы Воронежской области можно посмотреть интервью главного тренера Воронежской области по греко-римской борьбе Романа Юрьевича Тишкова, в котором он рассказывает об особенностях работы с неслышащими подростками:

«В Воронеже дети с нарушениями слуха обучаются в Специализированной общеобразовательной школе-интернате №6. Заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната Галина Николаевна Новикова с гордостью говорит: «Среди наших воспитанников много победителей различных соревнований, есть Олимпийские чемпионы, мастера спорта, мастера спорта международной категории. Спорт не влияет на успеваемость, ребята продолжают хорошо учиться, но дисциплина у них заметно выравнивается, тренировки им только на пользу». На базе школы-интерната для глухих и слабослышащих детей работает много спортивных секций, преподают в которых тренеры из Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва инвалидов. Выбор у ребят достаточно богатый – не в каждой школе можно заниматься волейболом, футболом, плаванием, шахматами, настольным теннисом. Но среди 134 воспитанников специализированной школы №6, есть шестеро ребят, которые занимаются спортом в обычных (не специализированных) СДЮСШОР, наравне со слышащими юными спортсменами. Трое из них выбрали спортивную борьбу. И если Шакуров Дмитрий, занимаясь полгода, только делает первые успехи в спорте (пятое место на первенстве России по греко-римской борьбе по спорту глухих среди юношей 1998-1999 г. р.), то братья Степановы уже не новички и об их достижениях кратко не расскажешь. О том, как ребята попали на борцовский ковер, рассказал главный тренер Воронежской области по греко-римской борьбе, Роман Юрьевич Тишков.

- Ребята тренируются у вас. Можете рассказать, как они к вам пришли и какое впечатление произвели?

-Привел их отец – Степанов Александр. У них в роду нет неслышащих, часто это по наследству передается, а тут такого не было. Саша, когда узнал диагноз – у него шок был сначала. С инвалидностью с такой в жизни определиться сложно, наверное, только спорт может помочь, если с детства вот так начать и потом как-то остаться. Он узнал, что неплохо развиты среди неслышащих борьба и легкая атлетика. Выбрал он единоборства, и уже потом стал специально искать тренера. Знакомый тренер из Белгородской области здесь на турнире подвел его ко мне.

Я вообще не планировал работать с неслышащими, хотя во многих городах работают и говорят, что тема перспективная. Но я знаю, что если группу таких ребят отдельно набрать, то это много сложностей и они достаточно тяжелы в управлении.

Мальчишки – Егор и Николай, когда пришли, то сразу со слышащими начали заниматься и в принципе я их не отличаю от обычных. И они, кстати, адаптированы уже нормально в такой среде. Они уже пятый год занимаются вместе со всеми в одной группе.

-А если к вам еще придут ребята?

-Есть еще один парень. Они привели, своего друга, он уже полгода занимается. Димка со старшим Степановым в одном классе учится – с Колей. У него тоже родители заинтересованные, в таком вот контексте можно работать. Он подтянулся за ними и старается.

-Как они получают от вас указания на тренировках? Вы им жестами объясняете, показываете на примере на каком-то?

-Тут все нормально получилось. Мне помогает младший из братьев – Гошка. Коля, старший брат, вообще не слышит, фактически на 100% и соответственно практически не разговаривает. А вот у Егора частично слух сохранился, он разговаривает, может переспросить, по губам читает хорошо и с ним фактически можно разговаривать по-обычному. Я, конечно, тоже от них узнал некоторые жесты, небольшой набор слов. У них можно пальцами буквы набирать, но вот так я не могу. А общие слова выучил – есть жесты, которые слова обозначают. Вот есть «работать» например, есть «много», «быстро». Конечно, бывают сложные вещи, которые не могу объяснить им. Вот например просто сказать «надо работать» – это легко, а передать, что надо терпеть, надо трудиться в долгосрочном периоде, что надо потерпеть – тут уже сложнее. В таких случаях, конечно, помогает отец. Он когда здесь, то присутствует практически на каждой тренировке. И я ему говорю, что вот такая-то проблема. Пытался объяснить как-то в Орле, что надо жестко, что надо быть жестче. С ними разговариваю, с ребятами, а чувствую, что немножко не так переводят, он берет слово «сильно». Но «сильно» – это не то, что я хотел. В захвате можно расслабиться, а можно жестко встать, а они переводят «сильно». Саше говорю – вот так и так, они не понимают. Он с ними находит общий язык, как-то передает им. Вот если родитель заинтересован, то это хорошо, если бы не было помощи от отца, то я бы не стал с ними работать.

-Какие цели вы перед ними ставите?

-Цель сейчас стоит такая, чтобы они все-таки соответствовали уровню слышащих. Вообще, насколько мне известно, у всех неслышащих зачастую формируется комплекс, что будто им весь мир должен. Вот он родился – он инвалид, а все нормальные, и получается «я вот такой больной и вы мне должны». Но здесь с ребятами получилось все не так – мы постарались их направить в такое русло, чтобы они не отличали себя от слышащих, и мы их не различаем. Вот не знаю, покажут они потом результат или не покажут, но для них самих как я замечаю это пошло на пользу.

-Почему все-таки у ребят с плохим слухом уровень борьбы ниже?

-Они не успевают потом осилить некоторые сложные вещи. Приемы изучают нормально, даже лучше хватают, чем слышащие. Потому что, обычным детям десять раз говоришь и у него в одно ухо влетает, а в другое вылетает. А вот этот не слышит и пытается визуально воспринять, и точно также сделать. Но потом они проигрывают по скорости реакции. Вот допустим: атака, защита и еще одна атака. То есть в таких случаях инвалидность сказывается – когда соперник сразу много приемов показывает. Их вот можно раздергать. Я сам, когда боролся, и были ребята неслышащие, вот так мы и делали. Один прием показал, на другой перешел и они вот за этим набором как бы не успевают. Ну посмотрим как там потом сложится у моих подопечных… Но пока мы не пытаемся сейчас ориентироваться на уровень неслышащих, а как можно дольше их держать со всеми.

-Я знаю, что вы их возите по турнирам слышащих. А на турниры для инвалидов по слуху не возите. Это правда?

-Не совсем. Просто самих соревнований по неслышащим мало. И если это обычный турнир (не первенство России, а просто), то они совсем слабые. Вот особенно по юношам.

-Слабые турниры вы имеете в виду? То есть смысла нет их там выставлять?

-Да. Мы по неслышащим участвуем пока только на первенстве России. В прошлом году Егор стал первым, а старший третьим стал. Сейчас мы вернулись только что с Первенства России по греко-римской борьбе по спорту глухих среди юношей 1998-1999 г. р. Оба парня заняли вторые места в своем весе. Младший – он вообще 2001 года и к соревнованиям допускался по специальной справке, соревновался в весе до 35 кг, очень хорошо выступил, соперников было много – 12 человек претендовало на победу. Старший боролся в весе до 50 кг, ребят там было больше – 16 человек, Николай показал себя достойно. На других турнирах – по слышащим, они тоже очень достойно выступают, часто становятся призерами. В начале ноября на турнире памяти Ловцова у нас в Воронеже младший брат занял третье место, а старший не смог соревноваться – у него перелом был. Только недавно гипс сняли с пальца, но он с ним готовился к первенству России, тренировки не пропускал».


Источник: http://vwrf.ru

17 декабря 2013 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь