Россия проходит те же содержательные периоды в становлении отношения общества к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в иных социокультурных условиях. Переходы от одного этапа к другому и качественные преобразования внутри каждого этапа определяются «генеральной идеей», спущенной сверху и часто не соответствующей социально-экономическим условиям ее реализации.
История мировой цивилизации имеет богатый опыт становления и развития многочисленных форм социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с отклонениями в развитии. Традиции мирового и отечественного благотворительного движения не утратили своего значения и в наши дни, когда остро стоит вопрос не только о дальнейшем сохранении и совершенствовании уже существующих государственных структур специального образования и социальной защиты, но и о создании инновационных, наиболее соответствующих социальному заказу и современным условиям форм государственно-общественной системы социальной помощи.