педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов);
- совершенствование процесса социального воспитания в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, пролонгации образовательного процесса за рамки специальной школы и за рамки школьного возраста в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка;
- создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи (постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций, реабилитационных и медико-психолого-социальных центров и др.);
- организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушений развития и снижения степени инвалидности;
- появление опытных моделей интегрированного обучения (включение одного ребенка или группы детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников);
- переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования объектно-субъектных отношений всех его участников (ребенок—специалист—семья).
Исторический анализ становления отечественной системы социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии показывает, что он проходил непоследовательно, прерывался социальными катаклизмами (войнами, революциями), имевшими негативные последствия для экономического, социально-политического развития России.
Система социально-педагогической деятельности складывается как особая форма отражения ценностных ориентации и культурных норм общества и соотносится с эволюцией общественных отношений к лицам с отклонениями в развитии.