специального образования в СССР. Так, существовали регионы, по территории сопоставимые с небольшими европейскими государствами, где отсутствовали некоторые виды специальных образовательных учреждений, а специалистов-дефектологов в имеющихся школах и детских садах катастрофически не хватало.
Предполагая и требуя от педагогов названных учреждений наличия высшего дефектологического образования, государство на протяжении десятилетий удовлетворялось системой, где число таких учителей (в среднем по стране) никогда не превышало 15%. Благополучно ситуация выглядела лишь в столичных городах.
Взаимодействие родителей и специалистов в процессе обучения и воспитания аномального ребенка было достаточно ограничено, государство и специалисты играли не меньшую, если не большую роль в его судьбе, нежели семья и родители.
В отличие от западных, отечественная система специального образования была полностью закрытой от средств массовой информации и ее развитие происходило вне диалога с обществом и заинтересованными родителями. На протяжении десятков лет общество практически ничего не знало о возможностях, реальных достижениях и проблемах детей с отклонениями в развитии.
Итак, допустимо констатировать наличие не только общих с другими странами закономерностей, но и уникальных особенностей развития отечественной системы специального образования как на этапе становления, так и на этапе ее развития и дифференциации. Отсутствие в СССР закона, гарантирующего право на специальное образование всем категориям нуждающихся детей; неукомплектованность специальных образовательных учреждений кадрами специалистов-дефектологов; далеко не полный охват специальным образованием нуждающихся в нем; крайне неравномерное распространение по территории страны специальных образовательных учреждений, дефектологических кадров, центров их