«обходных» путей обучения для разных категорий детей с отклонениями в развитии, позволяющих им получить цензовое образование, сопоставимое с определенным уровнем общего образования тех лет.

Положительным последствием ценза являлась возможность выпускников спецшкол продолжить свое образование и получить как среднее техническое, так и высшее образование. Как и каждый человек в СССР, они могли трудоустроиться.

Негативным же последствием ценза являлось закономерное в этом случае «вытеснение» из образовательной системы детей с глубокими нарушениями интеллекта, эмоциональной сферы, сложной структурой дефекта. Ребенок, пожалуй, более других нуждавшийся в особой психолого-педагогической помощи, был вы-теснен из пространства «дефектологического квадрата»; в угоду ценза дети были поделены на «обучаемых» и «необучаемых». В число последних попали дети с глубокими интеллектуальными, эмоциональными нарушениями, сложной структурой дефекта, как не способные освоить цензовое образование.

Начиная с 50-х гг. система дифференцируется, объединяя уже пять видов школ (для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых), их число быстро растет. Развитие системы, как и во всем мире, происходит по линии дифференциации видов школ, методов обучения. К 1954 г. число школ удвоилось, появляются новые виды дошкольных учреждений.

Изменение внутренней политики государства, пришедшееся на конец 50-х - начало 60-х гг., незамедлительно привело к быстрому росту сети специальных школ, особенно вспомогательных для умственно отсталых детей. До того развитие системы сдерживали идеологические вожжи, испытываемый специалистами подсознательный страх, оставшийся после суровых чисток во исполнение постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

На новом витке школьного строительства расширению сети специальных учреждений способствовали реформы. Закон «Об

© 1999-2025, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь