на производстве (на заводах и фабриках крупных промышленных городов) стали организовываться группы по обучению и трудоустройству глухих.
Несмотря на высокий, признанный в мире уровень развития методологических, теоретических и методических основ специального обучения, данный этап развития системы специального образования (пришедшийся на советский период истории) отличается от аналогичного в Западной Европе целым рядом особенностей, проявляющихся в виде парадоксов и противоречий.
Главное противоречие заключалось в том, что Советское государство, с первых лет своего существования объявившее заботу о дефективных детях приоритетной, государство, взявшее курс на всеобщее начальное образование, при этом длительное время не заботилось о расширении сети специальных учреждений, более того, сдерживало ее.
Часто в трезвые расчеты и прогнозы специалистов вмешивалась идеология. С одной стороны, государство ставило перед дефектологами задачу формировать из аномальных детей «вполне самостоятельных людей, полезных членов общества» и, казалось, было заинтересовано в укреплении и расширении системы специального образования. С другой, официальная установка на снижение, по мере построения социализма, всяких показателей неблагополучия заставляла говорить о сокращении числа нуждающихся в специальном обучении. Строго следуя партийным установкам, некоторые специалисты начинали подыгрывать властям. «Всеобщая грамотность, зажиточная, культурная, с покрытием всех потребностей жизнь, к которой ведет нас партия, - есть уже залог того, что при социализме такого уродливого явления, как умственная отсталость, не будет».
Введя всеобщее образование и столкнувшись на практике с большим числом неуспевающих детей, государство обязало «наркомпросы союзных республик организовать в крупных городах, в первую очередь в Москве, Ленинграде, Харькове и Киеве, в 1935/36 учебный год специальные школы с особым режимом для дефективных детей и тех учащихся, которые
