дополнение к школам, дошкольных и послешкольных образовательных учреждений, по горизонтали - увеличение видов специальных школ: если в начале периода их три (для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта), то к концу число видов достигает девяти (школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с речевыми нарушениями, физическими недостатками, задержкой психического развития, умственно отсталых, а также санаторно-лесные школы).
На данный период приходится создание и развитие уникальной отечественной научной школы дефектологии (Л.С. Выготский, Д.И. Азбукин, Р.М. Боскис, В.А. Гандер, А.Н. Граборов, А.С. Грибоедов, Г.М. Дульнев, А.И. Дьячков, Л.В. Занков, С.А. Зыков, В.П. Кащенко, Б.Д. Корсунская, К.С. Лебединская, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.И. Мещеряков, Н.Г. Морозова, Л.В. Нейман, Н.А. Никашина, Л.А. Новикова, В.В. Орфинская, М.С. Певзнер, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, И.А. Соколянский, Н.Н. Трауготт, Д.В. Фельдберг, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф, М.Б. Эйдинова и др.).
В этот же период получает развитие система образования взрослых с нарушенным слухом. Началом её создания стала Государственная программа всеобуча, ориентированная на преодоление неграмотности среди населения страны, включая и людей со слуховым дефектом. В конце 50-х гг. ХХ в. для работающих глухих и слабослышащих создаются специальные средние школы (вечерние сменные и заочные), где они могут продолжить обучение и получить общее среднее образование. Наряду с расширением для молодежи со слуховым дефектом возможностей овладения общим образованием того или иного ценза происходит усиление внимания к её профессионально- трудовой подготовке, что предопределяет становление системы профессионального образования, ориентированной на учет её особенностей. Особая роль в этом принадлежит созданному в сентябре 1926г. Всероссийскому обществу глухих (ВОГ)- общественной организации инвалидов по слуху, защищающей социальные права этих граждан страны. С 1927 г. по инициативе ВОГ в специальных мастерских и непосредственно
