которое продолжает осуществляться двумя ведомствами - общественным и церковным. Согласно указам Петра I , формируется новая система заведений, где оказывают помощь и поддержку глухонемым людям. Это губернские госпитали для незаконнорожденных детей, в которых находят приют больные и инвалиды (указ 1712г.); специальные сиротские дома, где содержится и воспитывается «определенное число убогих, калеченых, после родителей оставшихся детей» (рапорт 1712г); специальные сиротские дома при монастырях, где кроме круглых сирот проживают также и калеки (указ 1724 г.) В призрении глухонемых особую роль играли именно эти специальные дома при монастырях - богадельни.
Значимым фактором для практики обучения глухих явилось введение Петром I гражданской азбуки, что позволило учить этих детей грамоте.
В философской и педагогической мысли России того времени (И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов, И. Т. Посошков, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев) отразились идеи европейских просветителей. При Екатерине II внимательно изучался опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы, включая обучение глухих. Русским ученым были хорошо известны труды зарубежных сурдопедагогов Ш.М. де л’Эппе, С. Гейнике и других.
Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г. Павловске по указанию Императрицы Марии Федоровны.
Если в Европе появление первых специальных школ можно считать суммирующим результатом политических и экономичес¬ких реформ, секуляризации общественной жизни, законотворчества в области гражданских и имущественных прав, развития науки (философии, медицины, педагогики), открытия университетов, роста общего числа светских школ, книгопечатания, переосмысления прав людей с сенсорными нарушениями, накопления успешного опыта их индивидуального обучения, то открытие специальных школ в России произошло под влиянием знакомства монарха с