возможность дальнейшего их обучения грамоте оказало создание в 1574 г. первой печатной азбуки Ивана Федорова.
Итак, первый период формирования рефлексии российского государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии протекал в иные исторические сроки, чем на Западе, при этом его начало детерминировано принятием христианства и характеризуется заимствованием западной системы монастырского призрения калек и убогих. Окончание периода также обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стремлением реформировать страну по зарубежному образцу, в контексте которого и возникает прецедент государственной заботы об инвалидах.
В России, как и на Западе, первый период завершается осознанием государством (в лице монарха) необходимости призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происходит это под влиянием западного опыта и в существенно иных социокультурных условиях.
Второй период эволюции: Россия (вторая половина XVII — XIX в.)
Второй период, длившийся в Европе 600 лет, в России начался на пять веков позже, составил одно столетие и завершился в те же сроки, что и на Западе, открытием первых специальных школ для глухих и слепых детей.
В конце XVII в. на западных территориях России была предпринята попытка организовать специальное училище для глухих детей. Это произошло в 1690 г. в Эстонии (г. Пярну), где Якоб Вильде – профессор Академии Густавиана – стал учить глухонемых детей. Однако, созданная им школа просуществовала лишь несколько лет.
Толчком к экономическим и культурным переменам в России послужили петровские и екатерининские преобразования. В XVIII в. складываются благоприятные условия для дальнейшего развития общественного призрения,