сильнейшим мотивом для служителей христианской церкви в поисках разрешения этого несоответствия.
Методические поиски и попытки обучения глухих, возможно, были бы начаты по этой причине ещё раньше и были бы более успешными (для выполнения церковных обрядов необходимы хотя бы устное знание основ вероучения, пользование словесной речью – молитвы, исповедь), однако существовало значительное препятствие, созданное самими богословами. Они ссылались на высказывание апостола Петра в его письме к римлянам: «Как веровать в Того, о ком не слышали? Как слышать без проповедующего?»
Итак, два серьезных препятствия- религиозный и научный догматы- вплоть до периода позднего Средневековья тормозили поиски путей и способов обучения глухих словесной речи, в том числе и в религиозных целях. Но, с распространением в большинстве стран Европы христианской религии, существенно изменился взгляд на людей с отклонениями в развитии и на их положение в обществе.
В средние века факты гуманного отношения к «калекам» складывалось в традиции, образуя социальный институт благотворительности, где на практике реализовывались идеи помощи нуждающимся. Однако одновременно средневековое западноевропейское законодательство, следуя традициям римского права, не признавало инвалидов дееспособными.
Светский и церковный законы, народные традиции того времени едины в отношении к инвалидам. Они воспринимаются как «иные» люди, отверженные, а задачей государства является оградить общество от их присутствия. В этот исторический период инвалиды независимо от сословия становятся изгоями общества. Их удел — просить милостыню, в которой по христианским канонам общество не только не должно им отказывать, но и должно вменять этот акт в священную обязанность каждого гражданина. С тех времен милостыня становится проявлением гуманистических качеств человека и сохраняется до наших дней как выражение со¬страдания к самым уязвимым слоям общества.