Глава I. Теоретические аспекты конструирования системы специального образования глухих.

Сурдопедагогика как теория и практика специального образования лиц с нарушениями слуха имеет свою историю, в которой отражены первые опыты обучения глухих, появление разных педагогических подходов и методов, создание соответствующих учебных заведений, формирование систем обучения неслышащих людей, развитие научных знаний, объясняющих и обосновывающих функционирование той или иной педагогической системы.

Особое место при изучении истории сурдопедагогики и в понимании сущности происходивших событий и явлений отводится такому общественно значимому фактору, как религия, ибо в том, как сложилась история сурдопедагогики, религиозная жизнь разных цивилизаций и стран сыграла весьма существенную роль. Выступая в ряде общественных формаций как идеологическое мировоззренческое основание, она имела определяющее влияние на отношение общества к человеку с нарушенным слухом, на исторические сроки начала обучения глухих, его характер и содержание, а также на отбор круга лиц, занимавшихся обучением. Именно для религии представляли интерес и нравственное сознание и соответствующее поведение человека, его отношение к самому себе, к людям, к окружающей действительности.

В отечественной (А.Г. Басова, 1940, 1984; А.И. Дьячков, 1957, 1961, 1968) и зарубежной (Werner, 1932; P. Schumann, 1940; A. Gessner, G. Ringli, 1977; O. Kroenert, 1982; Lцwe, 1992; и др. ) истории сурдопедагогики используется периодизация, в основу которой положено направление развития знаний о сущности глухоты, о педагогических возможностях обучения глухих речи как средству образования, учебной и социальной коммуникации. Этапы этой периодизации отражают постепенный переход человечества от языческих суеверий в отношении к людям с нарушенным слухом и ложных представлений о невозможности их обучения к накоплению и развитию

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь