Общество глухих

Московские актеры театра мимики и жеста выступили в Барнауле

В Барнауле выступил Московский те­атр мимики и жеста – единственный в России и первый в мире профессио­нальный театр глухих актеров.

Молчание за кулисами

– В одном королевстве прин­цесса была совершенно глухая. Король и слышащие придвор­ные ее долго ругали: «Говори четко!». Конечно, у принцессы не получалось, она расстраивалась и думала, что одна на свете такая. Но в конце, конечно, все будет хорошо и победит любовь! – стоя на сцене ДК города Барнаула, главный режиссер Театра ми­мики и жеста Роберт Фомин с улыбкой дает мне интервью. Меж тем до начала представления всего несколько минут. Артисты уже потихоньку занимают свои места, вот-вот откроется занавес, а Роберт, высокий и красивый в своем торжественном черном фраке, совершенно не торопится. Поглядывая на сурдопереводчика, переводящего мои вопросы на жестовый язык, он увлеченно рас­сказывает о недавней премьере своего новаторского спектакля – «Бременские музыканты» для глухих.

В 1963 году из небольшой лю­бительской студии при Всероссий­ском обществе глухих в Москве возник первый в мире профес­сиональный театр, в котором неслышащие актеры играют для неслышащей публики. Несколько раз в год театр дает премьеры. Для взрослых на жестовом языке с озвучкой актеров-дикторов идут спектакли по Шукшину, Чехову и другим классикам. Каждую субботу огромный зрительный зал театра (на 670 мест) встре­чает детей. Вот уже 35 лет с не­изменным успехом здесь дают «Маугли», «Золушку» и «Пеппи Длинныйчулок». И многие спек­такли, как и «Бременские музы­канты», выходят в необычной трактовке – рассказывают о том, как человеку, живущему в мире тишины, найти свое счастье.

Недавно благодаря гранту Губернатора Алтайского края Александра Карлина, который Ал­тайское региональное отделение Всероссийского общества глухих выиграло в рамках социального проекта «Глаголом жечь сердца людей», приобщиться к искусству столичного специализированного театра впервые смогла и алтай­ская публика.

В разгар трескучих сибирских морозов московских артистов встречали хлебом-солью на бар­наульской земле. В первый день визита труппа театра провела мастер-класс для активистов и всех желающих членов Алтайско­го РО ВОГ. На следующий день в ДК г. Барнаула состоялись два представления. Утром ученикам коррекционных школ и детских садов для глухих и слабослы­шащих детей Алтайского края показали спектакль «Сказка за сказкой». А вечером в большом, почти трехчасовом праздничном концерте «Только лучшее» арти­сты исполнили 25 ярких номеров нон-стопом для взрослой публи­ки. Оба представления прошли бесплатно для всех желающих – их посмотрело порядка 600.

Особые зрители

Зрительный зал в первые се­кунды производит ошеломляю­щее впечатление. Здесь битком народу, но стоит практически ничем не нарушаемая тишина. То сиденье скрипнет, то каблуки простучат, но характерного пред­концертного гула голосов нет и в помине. Немногие слышащие гости быстро вливаются в тихий, бессловесный мир. Здесь вместо фразы «Разрешите, я пройду на свое место» есть деликатное по­хлопывание по плечу, взгляд со значением и говорящие жесты. Уступая место пожилой даме, непроизвольно замечаю за собой: даже не пытаюсь рта раскрыть и преувеличенно энергично киваю…

Но если вы думаете, что глухие зрители чинно сидят в ожидании представления, то ошибаетесь. Кажется, что сам воздух наполнен радостным возбуждением, нетер­пеливым ожиданием праздника. В глаза сразу бросаются десятки рук, мелькающих со сверхзву­ковой скоростью, сложенные в жестовой азбуке пальцы. Вот несколько девушек оживленно разговаривают друг с другом: шутят, смеются; две бабульки с интересом обсуждают заявлен­ные в программке номера; трое мужчин бесшумно, но очень эмоционально спорят. Всеобщее приподнятое настроение объ­яснить легко. Глухой человек обычно выключен из целого ряда культурных развлечений. Ему недоступны музыка, песни, танцы, кино. А тут – настоящий, профессиональный театр специ­ально для инвалидов по слуху! И выступления своих, тоже глухих артистов здесь ждали с особым трепетом. Особенно интересно было посмотреть на земляков: режиссер Роберт Фомин родился на Алтае, актриса Елена Бирюкова – из Барнаула.

Роберт Валерьевич окончил барнаульскую школу-интернат, работал какое-то время на за­воде «Трансмаш», потом уехал в Москву, окончил Щукинское училище, с 2000 года работает в Театре мимики и жеста.

Про «Досю»

Программа «Только лучшее» – это непрекращающаяся солянка из песен, танцев, юморесок и панто­мимы. Да, артисты театра «поют» под чужую фонограмму, но рав­нодушным это исполнение не оставляет никого. Оглушительно ревущие децибелы отстукивали ритм, четверо самозабвенно про­живали песню на сцене: «Наша слабость, стань нашей силою, си­лой разума, силой рук!». В ответ на этот трогательный гимн зрители дружно подняли вверх ладони – так в мире глухих зрителей и актеров выглядят аплодисменты.

Помимо жестового пения в программе театра было немало юмористических сценок, знако­мых почитателям программы «Кривое зеркало». Например, история про двух глупых блон­динок, разучивающих новый хит «Любовная любовь». Или номер про съемку телерекламы стирального порошка «Дора», который в свое время исполняли «кролики» Владимир Данилец и Владимир Моисеенко. В театре мимики и жеста «Дора» превра­тилась в «Досю», роль телеведу­щего примерил Роберт Фомин, а в образе глуповатой домохозяй­ки с тяжелой судьбой предстал блистательный Сергей Родин. Мне показалось, что своевольное обращение с текстом оригинала немного обесцветило и затянуло сценки, но зрители искренне и безудержно смеялись.

– У меня есть ковер. Он рань­ше был зеленый с цветами. Со временем потемнел, стал чер­ным. Пришли как-то с улицы собаки, там дождь, грязь, а они по ковру – лапами, лапами! А я гляжу – ковер-то и так черный. На нем ничего не видно! Стирать и не надо! – сидя на первом ряду, диктор Людмила Лёвина озву­чивает игру актеров на сцене. Сергей и Роберт стараются вовсю, и старичок, сидящий впереди меня, от зашкаливающих эмоций с силой хлопает себя по колен­кам, а бабулька слева утирает слезы, сотрясаясь от смеха. Мо­жет быть, дело в неискушенно­сти зрителя, у которого не было возможности услышать «Дору» в оригинале? Или в особенностях перевода текста сценки на же­стовый язык? Или в актерском мастерстве диктора? Не знаю. Но если к речевому жанру у меня возникли некоторые вопросы, то коронные номера, в которых артисты говорили пластикой тела и мимикой, привели и меня, и всех остальных в пол­ный восторг.

Дуэт двух высоких стройных гангстеров в исполнении моло­дого поколения актеров – наш достойный ответ Майклу Джек­сону. И честное слово, глядя на их выступление, то и дело думала, что даже кумир мог бы у них кое- чему поучиться. По ходу номера слабослышащие артисты пора­зительно синхронно танцевали: под пальцевый счет диктора они застывали, двигаясь словно в замедленной киносъемке, и медленно «размораживались». С виду совершенно недвижимые, в эффектных позах поворачи­вались на 360 градусов, как на вращающемся подиуме. Чудеса пластики!

Сергей Родин и Сергей Се­мененко тоже показали класс. На третьем часу концерта они разыграли номер «Два идиота». В нем было все, чем пантомима бывает хороша. И уморительные рожи. И захватывающие трюки, когда казалось, что чемодан, прав­да, висит в невидимом силовом поле, а Сергей Родин изо всех сил старается сдвинуть его с места, пока Сергей Семененко то и дело съезжает вниз по воображаемо­му эскалатору, спрятанному за низенькой ширмой.

Особенно порадовал номер в исполнении Светланы Ваку­ленко и Сергея Родина, которые неожиданно принялись читать на сцене «Вечёрку»! По сюжету номера герой собирался едино­лично скушать вкусное сочное яблочко, любовно упакованное в газету. Но несколько минут ухищрений, уверток, взаимного обмана – и героиня Светланы Вакуленко удаляется со сцены с трофейным яблочком в руках. Да, против женской хитрости и «Вечерний Барнаул» бессилен.

Как и надеялись артисты, зри­тели выходили с концерта, пол­ные впечатлений и с улыбками на лицах.

– О, это непередаваемо! Особен­но сценка, где орел и маленькая птичка боролись за место на од­ной веточке! – Ирина Николаевна делилась впечатлениями, все еще посмеиваясь. – Ничуть не жалею, что в этот 30-градусный мороз приехала на представление. Замечательный театр!

КСТАТИ

Председатель Алтайского РО ВОГ Виктор Гагаринов вручил труппе театра памятные подарки – книги-альбомы «Василий Шукшин. Жизнь в кино». С этими сувенирами на следующий день уникальный Театр мимики и жеста отбыл в город Новосибирск. Москвичи впервые приехали на гастроли в Сибирь, и Алтайское РО ВОГ предоставило возможность насладиться их искусством также и нашим соседям.

Лилия Болатаева

05 февраля 2015 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь