Московские актеры театра мимики и жеста выступили в Барнауле
В Барнауле выступил Московский театр мимики и жеста – единственный в России и первый в мире профессиональный театр глухих актеров.
Молчание за кулисами
– В одном королевстве принцесса была совершенно глухая. Король и слышащие придворные ее долго ругали: «Говори четко!». Конечно, у принцессы не получалось, она расстраивалась и думала, что одна на свете такая. Но в конце, конечно, все будет хорошо и победит любовь! – стоя на сцене ДК города Барнаула, главный режиссер Театра мимики и жеста Роберт Фомин с улыбкой дает мне интервью. Меж тем до начала представления всего несколько минут. Артисты уже потихоньку занимают свои места, вот-вот откроется занавес, а Роберт, высокий и красивый в своем торжественном черном фраке, совершенно не торопится. Поглядывая на сурдопереводчика, переводящего мои вопросы на жестовый язык, он увлеченно рассказывает о недавней премьере своего новаторского спектакля – «Бременские музыканты» для глухих.
В 1963 году из небольшой любительской студии при Всероссийском обществе глухих в Москве возник первый в мире профессиональный театр, в котором неслышащие актеры играют для неслышащей публики. Несколько раз в год театр дает премьеры. Для взрослых на жестовом языке с озвучкой актеров-дикторов идут спектакли по Шукшину, Чехову и другим классикам. Каждую субботу огромный зрительный зал театра (на 670 мест) встречает детей. Вот уже 35 лет с неизменным успехом здесь дают «Маугли», «Золушку» и «Пеппи Длинныйчулок». И многие спектакли, как и «Бременские музыканты», выходят в необычной трактовке – рассказывают о том, как человеку, живущему в мире тишины, найти свое счастье.
Недавно благодаря гранту Губернатора Алтайского края Александра Карлина, который Алтайское региональное отделение Всероссийского общества глухих выиграло в рамках социального проекта «Глаголом жечь сердца людей», приобщиться к искусству столичного специализированного театра впервые смогла и алтайская публика.
В разгар трескучих сибирских морозов московских артистов встречали хлебом-солью на барнаульской земле. В первый день визита труппа театра провела мастер-класс для активистов и всех желающих членов Алтайского РО ВОГ. На следующий день в ДК г. Барнаула состоялись два представления. Утром ученикам коррекционных школ и детских садов для глухих и слабослышащих детей Алтайского края показали спектакль «Сказка за сказкой». А вечером в большом, почти трехчасовом праздничном концерте «Только лучшее» артисты исполнили 25 ярких номеров нон-стопом для взрослой публики. Оба представления прошли бесплатно для всех желающих – их посмотрело порядка 600.
Особые зрители
Зрительный зал в первые секунды производит ошеломляющее впечатление. Здесь битком народу, но стоит практически ничем не нарушаемая тишина. То сиденье скрипнет, то каблуки простучат, но характерного предконцертного гула голосов нет и в помине. Немногие слышащие гости быстро вливаются в тихий, бессловесный мир. Здесь вместо фразы «Разрешите, я пройду на свое место» есть деликатное похлопывание по плечу, взгляд со значением и говорящие жесты. Уступая место пожилой даме, непроизвольно замечаю за собой: даже не пытаюсь рта раскрыть и преувеличенно энергично киваю…
Но если вы думаете, что глухие зрители чинно сидят в ожидании представления, то ошибаетесь. Кажется, что сам воздух наполнен радостным возбуждением, нетерпеливым ожиданием праздника. В глаза сразу бросаются десятки рук, мелькающих со сверхзвуковой скоростью, сложенные в жестовой азбуке пальцы. Вот несколько девушек оживленно разговаривают друг с другом: шутят, смеются; две бабульки с интересом обсуждают заявленные в программке номера; трое мужчин бесшумно, но очень эмоционально спорят. Всеобщее приподнятое настроение объяснить легко. Глухой человек обычно выключен из целого ряда культурных развлечений. Ему недоступны музыка, песни, танцы, кино. А тут – настоящий, профессиональный театр специально для инвалидов по слуху! И выступления своих, тоже глухих артистов здесь ждали с особым трепетом. Особенно интересно было посмотреть на земляков: режиссер Роберт Фомин родился на Алтае, актриса Елена Бирюкова – из Барнаула.
Роберт Валерьевич окончил барнаульскую школу-интернат, работал какое-то время на заводе «Трансмаш», потом уехал в Москву, окончил Щукинское училище, с 2000 года работает в Театре мимики и жеста.
Про «Досю»
Программа «Только лучшее» – это непрекращающаяся солянка из песен, танцев, юморесок и пантомимы. Да, артисты театра «поют» под чужую фонограмму, но равнодушным это исполнение не оставляет никого. Оглушительно ревущие децибелы отстукивали ритм, четверо самозабвенно проживали песню на сцене: «Наша слабость, стань нашей силою, силой разума, силой рук!». В ответ на этот трогательный гимн зрители дружно подняли вверх ладони – так в мире глухих зрителей и актеров выглядят аплодисменты.
Помимо жестового пения в программе театра было немало юмористических сценок, знакомых почитателям программы «Кривое зеркало». Например, история про двух глупых блондинок, разучивающих новый хит «Любовная любовь». Или номер про съемку телерекламы стирального порошка «Дора», который в свое время исполняли «кролики» Владимир Данилец и Владимир Моисеенко. В театре мимики и жеста «Дора» превратилась в «Досю», роль телеведущего примерил Роберт Фомин, а в образе глуповатой домохозяйки с тяжелой судьбой предстал блистательный Сергей Родин. Мне показалось, что своевольное обращение с текстом оригинала немного обесцветило и затянуло сценки, но зрители искренне и безудержно смеялись.
– У меня есть ковер. Он раньше был зеленый с цветами. Со временем потемнел, стал черным. Пришли как-то с улицы собаки, там дождь, грязь, а они по ковру – лапами, лапами! А я гляжу – ковер-то и так черный. На нем ничего не видно! Стирать и не надо! – сидя на первом ряду, диктор Людмила Лёвина озвучивает игру актеров на сцене. Сергей и Роберт стараются вовсю, и старичок, сидящий впереди меня, от зашкаливающих эмоций с силой хлопает себя по коленкам, а бабулька слева утирает слезы, сотрясаясь от смеха. Может быть, дело в неискушенности зрителя, у которого не было возможности услышать «Дору» в оригинале? Или в особенностях перевода текста сценки на жестовый язык? Или в актерском мастерстве диктора? Не знаю. Но если к речевому жанру у меня возникли некоторые вопросы, то коронные номера, в которых артисты говорили пластикой тела и мимикой, привели и меня, и всех остальных в полный восторг.
Дуэт двух высоких стройных гангстеров в исполнении молодого поколения актеров – наш достойный ответ Майклу Джексону. И честное слово, глядя на их выступление, то и дело думала, что даже кумир мог бы у них кое- чему поучиться. По ходу номера слабослышащие артисты поразительно синхронно танцевали: под пальцевый счет диктора они застывали, двигаясь словно в замедленной киносъемке, и медленно «размораживались». С виду совершенно недвижимые, в эффектных позах поворачивались на 360 градусов, как на вращающемся подиуме. Чудеса пластики!
Сергей Родин и Сергей Семененко тоже показали класс. На третьем часу концерта они разыграли номер «Два идиота». В нем было все, чем пантомима бывает хороша. И уморительные рожи. И захватывающие трюки, когда казалось, что чемодан, правда, висит в невидимом силовом поле, а Сергей Родин изо всех сил старается сдвинуть его с места, пока Сергей Семененко то и дело съезжает вниз по воображаемому эскалатору, спрятанному за низенькой ширмой.
Особенно порадовал номер в исполнении Светланы Вакуленко и Сергея Родина, которые неожиданно принялись читать на сцене «Вечёрку»! По сюжету номера герой собирался единолично скушать вкусное сочное яблочко, любовно упакованное в газету. Но несколько минут ухищрений, уверток, взаимного обмана – и героиня Светланы Вакуленко удаляется со сцены с трофейным яблочком в руках. Да, против женской хитрости и «Вечерний Барнаул» бессилен.
Как и надеялись артисты, зрители выходили с концерта, полные впечатлений и с улыбками на лицах.
– О, это непередаваемо! Особенно сценка, где орел и маленькая птичка боролись за место на одной веточке! – Ирина Николаевна делилась впечатлениями, все еще посмеиваясь. – Ничуть не жалею, что в этот 30-градусный мороз приехала на представление. Замечательный театр!
КСТАТИ
Председатель Алтайского РО ВОГ Виктор Гагаринов вручил труппе театра памятные подарки – книги-альбомы «Василий Шукшин. Жизнь в кино». С этими сувенирами на следующий день уникальный Театр мимики и жеста отбыл в город Новосибирск. Москвичи впервые приехали на гастроли в Сибирь, и Алтайское РО ВОГ предоставило возможность насладиться их искусством также и нашим соседям.
Лилия Болатаева
05.02.2015