Общество глухих

Ребята не слышат музыки, поэтому мы ее переводим в счет

Ребята не слышат музыки, поэтому мы ее переводим в счет.

30 сентября, в Международный день глухих, в парке «Сокольники» состоялся фестиваль «Peace and Love: Мир глухих», где люди танцевали и пели на языке жестов. Дети и взрослые держали танцевальный рисунок и ритм песни, не слыша музыки, а педагоги рассказали, как им это удается.

У сцены в парке несколько десятков бурно жестикулирующих людей. Издали публика ничем не отличается от толпы перед любым концертом. Девушки снимают друг друга на айфон. Парни в толстовках переминаются с ноги на ногу в молчаливом ожидании. Бегают дети, мужчина снимает панораму на айпад. Вблизи видно, что у некоторых за ушами слуховые аппараты. Это фестиваль глухих, который в четвертый раз проходит в «Сокольниках». Через десять минут на сцене появятся дети и взрослые - будут танцевать и петь на языке жестов.


22-летняя Алена Молоснова, студентка второго курса Государственного специализированного института искусств (ГСИИ). Исполняет номер жестового пения

Стройная девушка в черном платье с богатой мимикой и мощной энергетикой поет на языке жестов «Жизнь в розовом свете» Эдит Пиаф. 22-летняя Алена Молоснова, студентка второго курса Государственного специализированного института искусств (ГСИИ), готовила номер на занятиях по жестовому пению в своем вузе. «Преподаватели по нотам расписывают ритм каждой композиции. Не все, как я, могут сами уловить звук. Двое в нашей группе абсолютно глухие. Для них педагоги сначала разбивают песню на ритмические отрезки, а потом показывают жесты на каждый из них», - рассказывает Алена. Потом преподаватель только отсчитывает ритм, а студент — показывает соответствующие жесты. Сначала осваивают технику на русских песнях, а в перспективе переходят на иностранные языки. «Я выбрала французский, потому что он дается мне легче английского. Песню Эдит Пиаф мне посоветовала мама. Я долго работала с ней: посмотрела все фильмы с этой певицей, слушала все ее песни. Можно сказать, что скопировала ее внешность, характер, а потом положила жесты. Пока я жестикулирую по-русски, чтобы было понятно публике, а в будущем буду петь на французском», - говорит Алена.


Выступление студентов четвертого курса факультета танцевальных искусств ГСИИ

Кроме Алены из ГСИИ на фестивале выступает танцевальная группа студентов четвертого курса. Институт инклюзивного образования, где они учатся, единственный «культурный» вуз такого рода в России. Он существует с 1991 года и набирает студентов на три факультета — музыкальный, изобразительных и танцевальных искусств. Старший преподаватель по танцу Елена Бидная, как и некоторые педагоги, сама слышит хорошо и при этом не видит особой разницы в преподавании предмета. «Отличается сама подача материала: объяснение терминов, правил классического танца. Если слышащему человеку достаточно показать и объяснить словами, то здесь зачастую нужно еще и найти точный жест, который передал бы значение слов. Иногда приходится держать колено руками - тогда человек понимает, что оно не должно «гулять». Ребята не слышат музыки, поэтому мы ее переводим в счет. Им, конечно, тяжело: они постоянно следят не только за своим телом, но и за руками переводчика или педагога», - рассказывает она.


Старший преподаватель по танцу в ГСИИ Елена Бидная

Это не значит, что преподаватель, как дирижер, стоит перед сценой. Так бывает только на занятиях. Если сцена закрытая, то танцоры следят за показывающей счет рукой в окошке световой рубки. Счет могут держать слабо слышащие студенты внутри группы. «У нас много разных секретов, которые, наверное, лучше не выдавать», - говорит Елена. Она пришла в этот институт пять с половиной лет назад после рождения ребенка. До этого Елена прошла актерскую школу в Саратове, аспирантуру по пластике в Щукинском училище, работала в театре и пробовала преподавать. «После родов я поняла, что не смогу работать в театре, пошла в преподаватели и сразу попала в ГСИИ. Мне с ними легко, в чем-то мы с ними похожи. Я человек, который всю жизнь занимается пластикой, они — говорят на языке жестов», - рассказывает она.

Пока глухие и слабо слышащие дети не доросли до института, они могут научиться танцевать и петь на языке жестов в школах. На фестивале выступает коллектив «Ангелы Надежды». Девочки и мальчики ритмично перестраиваются и пластично взмахивают руками— похоже на смесь танца и языка жестов. В младшей группе — 20 человек от 10 до 15 лет, в старшей, до 23 лет, — 16 человек. В «Ангелах надежды» занимаются дети и младше— все зависит от того, в каком возрасте их приведут родители.

Методика преподавания в этой школе, в принципе, та же, что и в институте. «Сначала мы разбираем ритм. Дальше показываю движения. Сначала учим элементы на первые четыре такта, потом — на вторые. Придумываем связи и соединяем все элементы. В итоге поставить танец можно за три- четыре репетиции, а чтобы более-менее отработать, понадобится месяц-полтора», - рассказывает балетмейстер «Ангелов надежды» Евгения Ровейн.


Балетмейстер коллектива «Ангелы Надежды» Евгения Ровейн

У «Ангелов надежды» есть специальная аппаратура, которая упрощает задачу. В зале для репетиций установлена индукционная система. «По периметру зала стоят усиливающие датчики, которые передают музыку в слуховой аппарат», - рассказывает балетмейстер. У самой Евгении нет проблем со слухом. Она занималась танцами и преподавала в обычном лицее, а три года назад случайно попала в этот коллектив. «В общении проблем нет — я учусь у них, они - у меня. Определенное количество жестов уже выучила. Если дети что-то не понимают, они читают по губам», - говорит Евгения.

Вместе с Евгенией детей из «Ангелов надежды» за сценой встречает художественный руководитель Елена Орлова. Она преподает жестовое пение. Школу «Ангелы надежды» Елена основала 10 лет назад - она сама не очень хорошо слышит с детства. Елена окончила хореографическое отделение ГСИИ и Московский педагогический университет, преподавала в разных школах и создала собственную. Елена и Евгения постоянно подводят в разговоре к тому, что дети через танцы и пение интегрируются и встают на один уровень с другими детьми. «В последнее время стараемся принимать участие в фестивалях на общих основаниях — мы не объявляем заранее: «Сейчас выйдут слабо слышащие дети. Таким приемом мы показываем, что дети потрясающие, и их не надо жалеть», - говорит Евгения.

Дарья Луганская
http://mn.ru

http://oleli.ru
01 октября 2012 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь