Общество глухих

А истина посередине?

Наша общественность почему-то все никак не может прийти к единому мнению - доброкачественно или злокачественно такое вот новообразование - это инклюзивное образование (прошу прощения за каламбур)? В наибольшей степени этим озабочены, на мой взгляд, те, кто непосредственно причастен к обучению детей с дефектами слуха.

Взять хотя бы не стихающую годами полемику между приверженцами «методики Леонгард», проторившей путь в массовые школы не одному поколению неслышащих детей, и адептами коррекционного образования в школах-интернатах для глухих. Не говоря уже о том, что и в среде последних звучит определенная разноголосица о методах обучения.

Известно, что в осеннюю сессию этого года Госдума РФ намерена рассмотреть законопроект в отношении инклюзивного образования. В этой связи в начале лета Фондом общественного мнения в половине субъектов РФ проводилось исследование-опрос. Его результаты обнародованы на сайте информационного агентства REX. Ниже представлено краткое резюме дискуссии, разгоревшейся среди участников опроса.

Одна из посетительниц сайта благодушно полагает, что обучение детей-инвалидов наряду с другими детьми в обычных школах не будет приводить к ухудшению качества образования, «ведь не умственно отсталых же будут предлагать к совместному обучению». Последняя фраза сомнительна, так как многие люди с ментальной инвалидностью вполне способны, при создании надлежащих условий, обучаться в обычных школах. Но не потому ли иные граждане, напротив, высказывают опасение, что дети-инвалиды станут «тормозом» для обучения остальных детей, ибо отвлекут на себя больше драгоценного времени и внимания педагогов?

Главе родительского комитета и отцу четырех детей в одной из инклюзивных школ «кажется, что совместное обучение раскрывает глаза нашим детям. Они учатся чуткости, вниманию, милосердию и состраданию, тому, чего нам так не хватает».

«Категорически против такого объединения! - с жаром восклицает другая посетительница сайта REX, по ее утверждению, «хорошо знающая эту проблему» и считающая, что в условиях российской действительности подобные эксперименты над детьми преступны. - Я читала протесты учеников специализированных школ-интернатов с нарушением слуха. Для них это настоящая беда. Глухого ребенка учила глухая учительница, объясняла материал языком жестов, а тут он вдруг оказывается в классе, где все слышащие, так ведь и до самоубийства можно довести, если ребенок станет чувствовать свою ущербность».

Реплика эта, по всей вероятности, принадлежит кому-нибудь из сурдопедагогов, которые беспочвенно опасаются, что с распространением инклюзивного образования их специализация окажется невостребованной.

Директриса одной из школ с инклюзивным обучением уверяет, что глухим совместное обучение со слышащими даст многое в плане общения и полноценной жизни. А вот ее коллега из школы-интерната для глухих считает: «в том, что у наших ребят несколько ограничен круг общения, есть некоторые плюсы. Как правило, они не перенимают от общества то дурное, что в нем есть». (Ну да, прям-таки золотая клетка! На самом деле, не будь эти школы-интернаты столь изолированы от общества, то Гай Германика с ее «Школой» просто отдыхала бы).

Но понятно, что всяк кулик свое болото хвалит.

Любопытно, что мнения как сторонников, так и противников инклюзивного образования разделились практически поровну. Из этого можно сделать вывод, что истина находится аккурат где-то посередине. Может это как раз тот случай, когда она, эта истина, должна глаголить устами самих младенцев. Если кто-то из дошколят в состоянии произнести всего лишь «му-му» - значит, прямая дорожка в спецшколу ему. А у кого язык вяжет лыка, да еще и щепоть слуха ухватил от природы - в самый раз ему в обычный первый класс. Другими словами, подход к образованию неслышащих детей должен быть дифференцированным.


Посему обратимся теперь к публикации на сайте информационного агентства «Новости федерации», где рассказывается о Круглом столе, посвященном перспективам развития инклюзивного образования на Южном Урале и, в частности, об опыте применения такого образования в Челябинской области. Заголовок гласит: «Главная задача для школы с инклюзивным обучением - переломить сознание родителей». Но одни лишь родители столь «несознательны»? Представители коррекционного образования, преимущественно школ глухих, озабочены, что коррекционное образование «подвинут», и спецшколы станут не нужны, «хотя более ста лет их система имеет успешно функционирующие образовательные методики».

Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области
Маргарита Павлова. Фото 1obl.ru

Может быть, позиции как сторонников, так и противников инклюзивного образования сведет к общему знаменателю высказывание уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Маргариты Павловой. По ее словам, никаких причин для опасений у представителей системы коррекционного образования нет: «Существованию специальных образовательных учреждений для детей-инвалидов ничто не угрожает, и в необходимости коррекционного образования никто не сомневается. (К такому мнению пришли эксперты по обсуждению закона об инклюзивном образовании на конференции в Москве, где она присутствовала). У детей-инвалидов разное состояние здоровья, физические и интеллектуальные возможности, которые создают самые различные образовательные потребности. Кому-то будет необходимо коррекционное учреждение, кому-то домашнее обучение. А некоторые дети остро нуждаются в инклюзивном образовании, которое дает больше возможностей для социализации».

Остается сказать, что, коль скоро у нас есть институт Уполномоченного по правам ребенка, то негоже пренебрегать и правом самого ребенка на выбор учебного заведения. А задача взрослых - готовить его к сознательному выбору.


Василий Ширков
http://www.voginfo.ru

02 октября 2012 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 02.10.2012 12:24
"кажется, что совместное обучение раскрывает глаза нашим детям. Они учатся чуткости, вниманию, милосердию и состраданию, тому, чего нам так не хватает" - это сомнительное утверждение. Как раз происходит обратное и худшее. Неприязнь не исчезает, а загоняется вглубь. Разве совместное обучение чернокожих с белыми решило эту проблему.
Пользователь
Гость 02.10.2012 13:05
Гость 02.10.2012 12:24
Ты расист, нет в тебе никакой толерантности. Вот и загони вглубь свои чёрные мыслишки.
Пользователь
Гость 02.10.2012 15:20
ВОПРОС КОНЕЧНО НЕ ПРОСТОЙ.ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПЕДАГОГА И САМОГО РЕБЕНКА.
Пользователь
Гость 02.10.2012 20:41
Почему в советских школах предпочитали детей-инвалидов учить в интернатах? Да потому что в массовых школах условий для обучения инвалидов не было НИКАКИХ. Другой вопрос, обеспечат ли этими условиями детей, проходящих инклюзивное обучение? Будут ли преподаватели учитывать их возможности и особенности восприятия? Или же все обернется тем, что ребенка кинут в массовую школу, а ты выживай как хочешь. Известны случаи. когда из-за непосильных требований, которые дети не могли выполнить, у детей развивались неврозы, даже до психушки доходило. Например, при обучении чтению и письму умственно отсталая девочка не тольно ничего не усвоила, но и впала в настоящее бещенство. Вы писали из психушки только под условием, что прекратят непосильное для нее обучение.
Пользователь
Гость 03.10.2012 00:24
Гость 02.10.2012 20:41
Щас какие времена? Забудь про советские времена, когда официально заявляло, что "в СССР инвалидов нет!", а на самом деле упекали их подальше от посторонних глаз в специнтернаты спецдома и т.д. Неврозы могут быть и у нормально слышащих.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь