Чтение речи с губ

Чтение речи с губ

Важнейший способ общения глухих — чтение речи с губ и лица говорящего. Проделаем простой опыт: подойдем к зеркалу и произнесем три гласных звука: А, И и О. Кажется, разница между ними настолько велика, что ничего не стоит научиться читать речь с губ. Это далеко не так. Многие совсем не сходные звуки образуются практически одинаковым рисунком губ говорящего.

Специалисты, изучающие вопросы, связанные с чтением речи с губ, распределяют основные фонемы русского языка в следующие 15 групп (17): первая группа— А, вторая — О, третья — У, четвертая — Э, пятая — И, Ы, шестая — ПД1'*, Б,Б', М,М', седьмая — Ф,Ф', В,В', восьмая — Ш, Ж, Ч, девятая — Л',Р', десятая — Р, одиннадцатая — С,С', 3,3', Ц, двенадцатая — Т,Д,Н,Л, тринадцатая — Т', Д', Р', четырнадцатая — К,Г,Х, пят-надцатая — К', Г', X'.

Нетрудно видеть, что только первые четыре гласных звука и звук Р имеют настолько характерные признаки, что занимают самостоятельные группы. Во всех остальных случаях группа с одинаковым видимым положением губ объединяет несколько фонем — иногда до шести.

Слышащим трудно понять, как справляются глухие с распознаванием звуков и слов, когда такое значительное число фонем имеет почти одинаковые видимые образы. Назовем несколько обстоятельств, помогающих решению этой трудной задачи. Первое из них — избыточная информативность речи. Иногда необходимо лишь несколько верно схваченных звуков, чтобы понять смысл сказанного. Очень существенны для разгадки таких ребусов знание предмета разговора и догадка.

Последняя в свою очередь зависит от словарного запаса глухого.

Важными условиями также являются четкая артикуляция, хорошее освещение и медленная, ясная речь. Усы и борода сильно снижают понимание речи. Ф. Ф. Рау (18) приводит наглядный пример того, как знание языка и предмета разговора помогают определить значение фразы. Глухому мальчику сообщают: «Папа ушел на работу». Слово «папа» с губ читается совершенно так же, как «мама» или «баба». Но мальчик знает, что если б первое слово было «мама», начало фразы звучало бы «Мама ушла», а концы слов «ел» или «ла» отлично различаются.

Очень важно научиться внимательно следить за губами говорящего, уметь отличать характерные для звуков признаки. Приведем одну историю, связанную с этим правилом. Наши друзья, муж и жена, оба утратившие слух в детстве, завели себе черного кота. Окрестили его греческим именем — Пегас. Впрочем, кот был недостаточно черным, чтобы приносить несчастье в Рос-сии или быть счастливым талисманом в Англии. Этому мешали белые «перчатки» на всех четырех лапках и такая же манишка на шее. Как и многих других московских котов, живущих в многоэтажных домах, Пегаса очень редко выпускали во двор. Дожив до полутора лет, он ни разу не видел собаки. Но однажды такая встреча произошла. Хозяйка дома описала ее так:
— Пегас очень удивился. Его спина выгнулась дугой, глаза стали совсем круглыми, от удивления рот полуоткрылся, и кот ясно произнес: «Ээээ...»

Мы удивились, пожалуй, больше, чем сам Пегас. Известно, нашим Муркам и Васькам, равно как их более благородным родственникам — сибирским и сиамским кошкам, звук «э» недоступен. Мы попытались объяснить: речевой аппарат кошки еще более примитивен, чем у неандертальца. В лучшем случае Пегас мог сказать «мяу» или зашипеть на собаку. Но наши друзья настаивали на своем: «Нет, мы хорошо поняли с губ — Пегас очень четко сказал: «Эээ».

Некоторые воспитатели и педагоги справедливо отмечают, что чтение с губ больше напоминает искусство, чем науку. Для него существенны специальные способности. Как правило, люди, утратившие слух в юношеском или зрелом возрасте, не в состоянии освоить подобный метод в такой же степени, как маленькие глухие. При раннем обучении этому искусству особо одаренные виртуозы почти безошибочно считывают речь с губ незнакомых людей, не только если смотрят прямо на лицо говорящего, но и в профиль. Некоторые глухие настолько хорошо овладели такой техникой, что с их помощью оказалось возможным воспроизвести речь людей, снятых на кинопленку в те времена, когда кинематограф был немым. Так удалось восстановить текст нескольких выступлений В. И. Ленина.

Чтение речи с губ,— пожалуй, наиболее трудный способ общения глухого и слышащего. Но он очень важен, Разговоры на улице, вопросы о наличии товара в магазине и его цене происходят, как правило, именно таким способом. Так же осуществляется глухим и восприятие лекций, если он учится в учебном заведении наравне со слышащими.

Вот почему независимо от срока наступления глухоты надо осваивать чтение с губ употребительных слов и речевых оборотов. Если у глухого сохранилась устная речь удовлетворительной разборчивости, он может сам задавать вопросы, строя разговор таким образом, чтобы по движениям головы, соответствующим словам «да» и «нет», понять смысл ответа.

Ситуация несколько упрощается, если говорящий знает, что перед ним человек, который не слышит. В таких случаях надо следить, чтобы особенности движения губ были отчетливо видны глухому. Рекомендуется запомнить звуки, имеющие одинаковый «рисунок» губ. Хорошо, если слышащий знает дактильную азбуку. Тогда можно помогать глухому понять произносимое слово, показывая пальцами плохо различимые буквы. Существуют и другие способы помощи при чтении с губ.

Истории...


Из книги "Человек не слышит".

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь