Истории

Забавную историю рассказал в одном из своих публичных выступлений сценарист и режиссер А. Каплер. Как-то в Киеве, в небольшом кинотеатре на окраине города, демонстрировался немой фильм с участием известного киноактера. Каплер купил билет и вошел в зал, когда сеанс уже начался. Поразили тишина и смех в самых неподходящих местах. Разгадка оказалась простой: Каплер попал в кинозал клуба глухих. Во время съемок актер, исполнявший главную роль, вместо положенных по ходу действия реплик, произносил непечатный текст. Глухие зрители отлично считывали с его лица слова и фразы, не имеющие ничего общего со сценарием.

Несколько лет назад в Галлодетском колледже глухих в США профессор О. Корнетт предложил усовершенствовать способ чтения с губ звуков, «рисунки» которых мало отличаются друг от друга. Одновременно с устной речью говорящий показывает рукой простые знаки. Например, слоги «да», «на», «та», «па», «ба», «ма» выглядят при чтении с губ почти одинаково. Корнетт предлагает одновременно с произнесением слога «да» показывать ребенку наклоненную кисть с одним вытянутым пальцем, при слоге «на» — ту же кисть с четырьмя вытянутыми пальцами, при слоге «та» — то же положение кисти, но пять пальцев. Для слогов «па», «ба» и «ма» кисть располагается вертикально и вверх направлены соответственно один, четыре и пять пальцев.

Корнетт назвал эту систему «дополненной речью».

По его мнению, предлагаемые простые знаки могут ч быть освоены в течение 15 часов. Они проще выполняются и легче запоминаются, чем дактильная азбука. «Дополненная речь» особенно существенна при обучении маленьких детей. Она помогает ребенку быстрее освоить чтение с губ. При обучении глухих в массовой школе педагогам легко выучить простые символы для общения с неслышащими.

Из книги "Человек не слышит".