1.1 Особенности сект.

Обыкновенно люди не ищут секту чтобы в нее попасть. Секты ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты.

Люди обычно попадают в секту потому что:
 они не знают, чем эта группа является на самом деле;
 вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты;
 вербовщики не сообщают им обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы;
 вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным;
 вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.
Сектантское мышление является способом биполярного видения мира: черное и белое, спасенное и осужденное, добро и зло.
В сектантском мире нет места для полутонов. Лица и движения с таким типом мышления автоматически воспринимают себя в «белой, спасенной, доброй» категории. Они ищут «козлов отпущения» для объяснения собственных сложностей и проблем общества. Сектантское мышление может привести к нетерпимости и экстремуму. Особенно часто оно встречается во времена личных, социальных или экономических кризисов.
Методы по регулированию поведения могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию глубинной зависимости. Эти методы базируются на двух основных принципах:
1) Если вы можете заставить человека вести себя так, как вы этого хотите, вы можете заставить его поверить в то, что вы хотите.
2) Внезапные, резкие перемены среды могут сделать человека особенно подверженным влиянию и привести его к неожиданным глубоким переменам мироощущения, системы ценностей и веры.
Движение может длительно контролировать своих членов, используя:
Изоляцию
Если вы физически отделены от общества и привычного окружения, вы можете утратить собственное ощущение действительности.
Социальное групповое давление
Если эксплуатируется присущее вам от природы чувство принадлежности к социуму, вы можете начать подавлять в себе сомнения идеям группы или сопротивление им, которые вы выразили бы в других обстоятельствах.
Вину
Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением «грехов» вашей прошлой жизни.
Страх
Лояльность группы и подчинение ее правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений.
Бомбардировку любовью
Чувство единой семьи и принадлежности может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью.
Отсутствие всего личного
Если вам не оставляют времени на самого себя, если вам нельзя побыть в одиночестве, вы можете утратить способность объективно мыслить и оценивать ситуацию «со стороны», «в перспективе».
Усталость
Если вы не получаете необходимого отдыха, вы можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться сугубо подверженным влиянию, в особенности если при этом вас постоянно ставят во все новые и новые непривычные для вас положения и предоставляют противоречивую информацию. (4 с.43)
В романе Джорджа Оруэлла «1984» описано «идеальное» тоталитарное государство, беспощадно подавляющее индивидуальность своих граждан. Этот замечательный роман написан в жанре антиутопии. На самом деле, описанная в книге атмосфера – это, прежде всего, атмосфера внутрисектантской жизни. Сформулированные автором принципы порабощения и контроля сознания и соответствующие механизмы, описанные в книге – это то, что действует внутри секты.
В числе прочего Оруэлл открыл такой закон: тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Ведь, попав в любую секту, жертва начинает говорить на ее языке. Это может быть и русский язык, но в нем происходит тонкая подмена понятий, когда ключевые слова приобретают другое значение, и адепт не вольно начинает мыслить категориями секты. В общении с членом той или иной секты, можно обратить внимание на особенность, которую можно назвать «эффектом видеомагнитофона», когда человек совершенно не воспринимает того, что вы говорите, и только отдельные ваши слова играют роль пальца, нажимающего на кнопку. Человек выхватывает какое-то одно слово, кнопка срабатывает, и он выдает соответствующий текст. То, что вы говорите дальше, проходит мимо сознания, хотя вы и говорите с ним по-русски – на его родном языке. Он не может воспринимать вашей речи.
Многие секты изобретают и сложный собственный язык. В «лингвистически» направленных сектах есть определенные термины на русском языке (они называются «загруженными терминами»), которые несут в себе совсем иную смысловую или эмоциональную нагрузку, чем та, которая изначально в них заложена. В них сложные проблемы редуцируются – представляются коротко и очень просто. Создаются легко запоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С этой целью некоторые секты используют различные «ключевые слова», т.е. словарь, который имеет особое, исключительное значение для адептов и который должен быть непонятным для непосвященных. В результате использования таких ключевых слов члены секты начинают чувствовать себя посвященными в исключительные и новые знания. Особый язык облегчает формирование нового, упрощенного мира. В этом упрощенном мире он и ведет свое «нереальное» существование (специфическое замещение). Выход в мир реальности становится все более трудным и неприятным. Кроме того, языковые структуры, усвоенные в измененном состоянии сознания, практически не воспроизводятся в нормальном; зато если вернуть человека вновь в измененное состояние, то не только весь материал будет легко, точно и автоматически воспроизведен, но и реализованы действия, ему отвечающие. Скажем здесь слово «традиционный» – плохое, оно как бы нажимает определенную кнопку в сознании сектантов, вызывая цепь определенных негативных ассоциаций. Умело манипулируя такими «загруженными терминами», сектантский лидер добивается полной покорности и беспрекословного повиновения своей жертвы. (4 с.46)
Часто задают вопрос о количестве членов сект. Ответить на этот вопрос трудно, так как можно говорить как минимум о трех уровнях членства, которые можно условно изобразить тремя концентрическими кругами с единым центром.
Внутренний круг – это «профессиональные сектоводы», т.е. люди, которые зарабатывают на жизнь этой своей деятельностью. Руководители, высшее звено, целители, экстрасенсы, преподаватели восточных боевых искусств и т.п. Таких людей гораздо больше, чем обычно кажется многим: западные источники сообщают, что количество таких людей в полтора – два раза превышает количество священников, пасторов традиционных церквей.
Следующий круг состоит из сектантов, которые все время проводят в секте, живут там; они полностью посвятили себя сектантской деятельности. В отличие от первого, этот круг уже, чем можно предположить: таких «полноставочных» сектантов сравнительно не так уж много, к тому же они часто перетекают из одной секты в другую. Почти все современные тоталитарные секты наносят более или менее тяжелые повреждения сознанию человека, и тот делается неспособным к самостоятельной жизни. Нужен длительный период реабилитации, чтобы вывести человека из этого состояния, излечить, привести в норму, адаптировать социально. Многие люди, по той или иной причине оказавшись вне секты, которая их покалечила, не могут найти себе места в жизни, не знают, куда приложить свои силы: все социальные связи оборваны, принимать самостоятельные решения они разучились, а навыки, которыми обладали, утратили. Этот феномен описан психологами.
Пути в эти секты многообразны, но вернуться к прежней жизни удается немногим. Западные социологи, на основе значительных материалов и опыта, посчитали, что это соотношение одного к четырем.
Самый широкий круг членов секты – третий: люди, отчасти затронутые сектой. В нашей стране к нему принадлежит большинство населения. Это те солдаты, которые при необходимости восполнят сектантские офицерские полки. (4 с.45)
Кто же эти люди? Это те, кто иногда похаживает какие-нибудь лекции по йоге, а в случае болезни обращается к экстрасенсам и целителям, идет к гадалке, составляет гороскопы, может ходить на собрания одной секты, но зайти и на другие, послушать лекцию по эзотерике, почитать оккультную книжку и т.д. Эти люди создают фон, благоприятный для приживания секты, ту минутную оккультную среду, питательную для различного рода духовных извращений, в которой секты могут плодиться и размножаться. И нашу разъяснительную и просветительскую работу мы должны вести в первую очередь именно среди этого круга, чтобы не давать возможность сектам черпать оттуда новые «кадры».
Существенное значение имеют выяснения характеристик сект, их содержанием, характером «вживания» в общественную и личную жизнь человека. Их общие черты:
1) Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой практике, то секты не имеют такой традиции. Их создатели эксплуатируют идеи, сюжеты, представления разных религий, искусственно и произвольно соединяют их, сплетая экзотическую ткань своих учений. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя секты, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности. Используются религиозные идеи конца мира, бессмертия души, загробного мира, спасения, очищения, перевоплощения душ, имена, божественные образы Христа, Богородицы и т.п. Чем экзотичнее содержание, тем привлекательнее якобы становиться «Новое учение», разрешающее все проблемы бытия.
2) Для большинства сект характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «Новой религии» и организации.
3) Активное миссионерство – главная и типичная черта всей неконфессиональной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство сект, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждой секте разработана и функционирует своя система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы.
Но, почти ни одна из тоталитарных сект не считает своей главной целью ту вербовку на улицах, которую мы все видели. Эта вербовка необходима сектам в первую очередь для того, чтобы занимать время молодых адептов и канализировать их энергию. Руководство каждой данной секты хорошо представляет себе, что уличная вербовка не принесет им глобального прорыва в увеличении численности адептов. Поэтому главной целью сект является заполнение тех влиятельных позиций, которые помогут им навязать свою организацию, свое вероучение области, стране, миру.
4) Содержание учений сект претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них – обретением бессмертия (спасением через служение божеству, обретение божественной сущности и т.п.). Они предлагают пути самопознания и самосовершенствования, самореализации, самовыздоровления души и тела – «Никто, ни мама с папой, ни доктор, ни подруга, ни твоя собака не могут тебе помочь».
У разных религий свое учение, свое «лицо»; своеобразие сект состоит в том, что они не имеют своего «лица», это псевдорелигиозное творчество, «синкритический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминологией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.
5) Все секты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в «просветленных», «в единую семью». (10 с. 13-15)
После соответствующей обработки адепты живут в мире иллюзий, двигаясь к вечности, пытаясь увидеть облик вечности и себя в ней, т.е. живут с деформированным сознанием. Система секты приводит к закрепощению сознания адепта, лишает его критичности мышления, вторгается в область подсознания, погружая в состояние антимира («по ту сторону добра и зла»).
В отличие от многообразия форм проявления религиозности в традиционных конфессиях, для сектантов характерно единообразие. Если христианину свобода воли позволяет самому решать как верить, что дает основания выделить определенные типы верующих (фанатики, убежденные, традиционалисты, колеблющиеся и т.д.), то адепты сект лишены такого права выбора. Поэтому сектанты формируют и поставляют один тип верующих, который можно было бы сравнить с типом фанатиков в христианстве (вера сильная, но слепая). Но и это сравнение поверхностное. В действительности это новый, особый тип верующего. Сектант – это верующий бездумный, бездушный робот (зомби), лишенный собственных убеждений и воли. Он целенаправленно создается, формируется, «лепится» всей системой практики секты с учетом физиологической и психической природы человека.
Для этого типа верующего характерны:
 единомыслие, безоговорочное принятие доктрины;
 слепое почитание Бога, служение ему;
 фанатичная преданность организации, учителю, наставнику, лидеру-посреднику;
 безусловное выполнение требований – предписаний секты.
В результате для верующего это означает потерю себя как личности, отказ от личной жизни.

Формирование одного типа верующего всеми сектами достигается такими же общетипичными требованиями практики секты (с небольшими различиями). К ним относятся различные предписания, запреты и ограничения.

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь