Особенности воздействия членов религиозных сект на личность неслышащего.

Международный Университет семьи и ребенка
Имени Рауля Валленберга
Институт специальной педагогики и психологии

Дипломная работа.

ВВЕДЕНИЕ.

Десять лет назад мы с распростертыми объятьями встречали зарубежных гостей. Да не только мы! А Москва! Вся Россия…

Но не из религиозных чувств. Всем так хотелось увидеть товарищей по несчастью из далекой, богатой Америки; узнать, как живут, учатся, работают, отдыхают глухие в этой заокеанской стране… Кинозал, в день встречи с приезжей делегацией, был забит до отказа.

Гости не разочаровали – так мило все рассказывали, показывали, отвечали на вопросы, дарили книги… Они радужными красками расцветили жизнь неслышащих Америки. И когда говорили о том, как разумно и хорошо она устроена, не забывали добавлять: «С Божьей помощью!». С улыбкой, щедро одарили всех книжечками «Нового завета»; брошюрами, толкующими Библию и призывающими поверить в Бога, чтобы обрести вечную жизнь; листовками с объяснениями американских религиозных жестов.

Гости уехали. Но тут свои баптисты, иеговисты и т.п., воспользовавшись ажиотажем, пригласили желающих на молитвенные собрания. Любопытные нашлись…

В периоды острых общественных кризисов массами овладевают настроения отчаяния и безысходности. Обостряются проблемы: «Кто Я?» и «Зачем?», осознается неполнота, ложность, иллюзорность традиционных советов на важнейшие жизненные вопросы. Нарастающие недовольство и разочарование, в надежде на быстрые перемены к лучшему, усугубляются чувством социального дискомфорта, обеспокоенности и тревоги. Личности, переживающие упадок, повышенно восприимчивы к религиозным движениям, обещающим возрождение индивидуальной духовной способности. Актуальность этого направления, адаптации связана с переживанием невыносимой тяжести от диссонанса, спровоцированного чрезмерным для многих бременем выбора, - либо оставаться в прошедшем времени, лелея переживания несправедливости и неудовлетворенности, либо двигаться вперед, реагируя на новые требования жизни, становиться более гибким, искать новые сферы применения своих способностей, знаний, опыта.
Непосильность требуемых усилий приводит к трагедиям и ухудшению психического здоровья. Общим результатом является то, что человек оказывается в состоянии той или иной степени дезадаптации, сопровождаемой страхом, отчаянием, желанием найти выход. Это повод рассматривать ее как следствие манифестации разнообразных психологических защит. Разочарование и служит побуждающим фактором, толкающим человека к поиску группы, восстанавливающей его внутреннее равновесие и душевный комфорт. Одной из таких групп ему представляется секта. Она обладает особой притягательностью для тех, кому свобода представляется тяжким бременем и кто стремится избавиться от необходимости самостоятельно принимать решения. Таким людям включение в жизнь секты дает возможность обретения нравственной опоры, которая представляется им намного более прочной, чем шаткое основание индивидуальной свободы. (2. c.269)

Мы всегда с радостью и радушием раскрывали двери наших школ, домов культуры, наши сердца зарубежным гостям, часто не задумываясь: «С чем они к нам едут? Кто едет? И какой они след оставят после себя?»
Неслышащие люди, как члены общества, не остались в стороне от этого течения.

Число инвалидов по слуху постоянно растет. Так, сегодня, в Санкт-Петербурге около 5% всего населения – неслышащие. (9. с.7)

Многие люди считают себя православными, но, к сожалению, мало знают о вере, о Боге. В этой ситуации на сцене появляются различные секты.
Целью нашей дипломной работы являлось изучение психологических механизмов вовлечения неслышащих людей в секты.

Объект исследования: Изучение личностных качеств человека, приходящего в секту.

Предмет: Психологические механизмы вовлечения неслышащих людей в секты.
Задачи:
1. Изучение литературных данных о вовлечении людей в секты.
2. Выявление механизмов воздействия на личность адепта.
3. Изучение особенностей вовлечения неслышащих людей в секты.


Начало Следующая Конец