1.3 Основные факторы, влияющие на развитие самооценки у детей с нарушением слуха.

Сурдопедагоги и психологи отмечают, что у глухих детей наблюдается недостаток речевых средств для описания личностных особенностей людей, их эмоциональных проявлений, и преобладают контрастные оценки качеств личности. Это замедляет у неслышащих процесс формирования морально-этических представлений, социально-эмоциональной зрелости, осознания детьми своего отношения к другим и самим себе, своего положения среди сверстников и в более широком социальном окружении.

Все выше указанные особенности связаны прежде всего, с нарушением контактов с другими людьми, в частности, с недостатком социальных контактов, в связи с отсутствием слуха, с первичным и вторичным недоразвитием мышления и речи в раннем детском возрасте, а также с неправильным воспитанием и неблагоприятными воздействиями социального окружения.

Ребенок с нарушенной слуховой функцией почти всегда чувствует свое невыгодное положение, что может отразиться в удручающем чувстве неполноценности. В развитии личности это может привести к отставаниям. Однако иногда возникает высокомерие.

Ребенок с дефектом "наталкивается" на определенные нормы, ожидания, требования, либо сравнивается со здоровыми людьми. Вследствие этого, происходит усиление чувства неполноценности, что отрицательно влияет на формирование самооценки и личности. Явно выраженная и стабильно пониженная самооценка и самоуважение ослабляют способность личности неслышащего ребенка к активному приспособлению к жизни и реализации личных возможностей и внешних жизненных обстоятельств. Благоприятных моментов и ситуаций и т. д. Часто результатом этого может стать появление патологических признаков и более глубоких нарушений личности.

Таким образом, отношение общества к людям с нарушением слуха, и главным образом их ближайшего окружения, имеют существенное значение.
В связи с наличием определенного дефекта, между аномальным ребенком и его социумом создается специфическое взаимодействие. Дефект часто изолирует ребенка и оставляет его на произвол судьбы и окружения. Поэтому зависимость неслышащего ребенка от эмоциональных и воспитательных отношений в семье, в школе и в процессе интеграции в обществе значительно больше, чем у здорового.

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь