Абхазия

Hill


Новоафонская пещера. Абхазия

Этот репортаж я вынес отдельно как особенный островок в путешествии по Абхазии. См. Кольцо Солнечной Абхазии за один день

Это крупнейшая пещера Западного Кавказа.
Новоафонская пещера - колоссальная карстовая полость, по своим размерам соперничает с самыми именитыми подземельями мира, в том числе с такими гигантами, как Шкоцианская пещера в Югославии и Карлсбадская пещера в США. На моей родине в Пермской области знаменитая Кунгурская пещера, которая в данный момент является самой большой в России, здорово проиграла той Новоафонской по многим параметрам: красота и размеры.
Самый верхний уровень - 170 метров, самый нижний - 36 метров. Её возраст - около двух миллионов лет. Пещера расположена в недрах Иверской (Апсарской) горы. Она была открыта в 1961 году. Как туристический объект начала действовать с 1975 года. Экскурсия проходит по шести из 9-ти залов. Протяжённость маршрута - 1,4 км, а длительность 1,5 часа.

Издавна внимание местных жителей привлекал большой провал на склоне Иверской горы. Огромный колодец, отвесные стены которого терялись во мраке, получил название Бездонной ямы. Долго не находилось смельчаков, кто рискнул бы спуститься в ее черную пасть. Первую попытку предпринял житель Нового Афона Гиви Смыр. Но добраться до дна без специального снаряжения было невозможно. В 1961 году, преодолев все препятствия таинственного провала, на дно вместе с Гиви Смыр спустились спелеологи. Толща глины, покрывавшая стены и поп колодца, казалось, свидетельствовала о конце пропасти. Точно так же заканчивались пещеры, расположенные поблизости. Но в одном из небольших отверстий чувствовалась сильная тяга воздуха, и спелеологи поочередно протиснулись вперед. Темнота, поглотившая свет фонарей, говорила о грандиозных, еще невиданных под землей объемах. Так была раскрыта тайна Бездонной ямы и открыто под землей настоящее чудо - Новоафонская пещера. За этой экспедицией последовали другие. Была составлена карта пещеры, собрано большое количество научного материала. В 1965 году спелеологами в невероятно сложных условиях был снят фильм о красотах пещеры. Пещеру решено было благоустроить, чтобы этими красотами могли любоваться люди. Годы напряженного труда понадобились для того, чтобы на Черноморском побережье появилась ещё одна достопримечательность. Ее создали природа и люди. Если раньше спелеологи спускались под землю по каскадам отвесных карстовых колодцев глубиной в десятки метров, протискивались в узкие щели, проползали по тесным лазам, то теперь путешествие в подземный мир для вас начинается с вестибюля светлого административного здания, которое стоит у подножия Иверской горы. Это новый искусственный вход в пещеру. Вестибюль украшен мозаичным панно, цветными витражами, чеканкой. Здесь можно купить различные сувениры. Отсюда туристы выходят на станцию, напоминающую стацию метро. Она богато отделана гранитом и мрамором, на стенах висят цветные панно на сказочные сюжеты. Это своеобразные ворота в подземное царство.


Фото № 13. Административное здание Новоафонской пещеры. (15:40)

В 11.35 мы уже стояли у входа в пещеру. Пока мы осматривали Грот Симона Кананита, кавказец, друг нашей экскурсоводки, купил заранее всем нам билеты в ту пещеру, взяв за это дополнительно 80 рублей. Я сам заплатил ещё дополнительно лишь 30 рублей за фотосъёмку и был так удивлён неграмотности абхазца-счетовода, который принимал деньги за фотосъёмку. Он на чистом листе бумаги аккуратно ставил палочки. Не представляю, как он вечером считал все эти палочки на бумаге.:-) Мне дали нагрудной значок "Новоафонская пещера", который гордо прикрепил к карману своей рубахи, да и приготовил свой фотоаппарат к съёмке.


Фото № 14. Вход в Новоафонскую пещеру. (11:35)

Как только мы вошли в искусственный вход в пещеру или вестибюль, красиво украшенный мозаичным панно. Вначале я чуточку погрустнел, поскольку подумал, что нас будут катать только на тележках, как на аттракционе, то есть нам не дадут своими ногами ходить. Но эти все плохие эмоции потом улетучились.
Мы даже стали шутить, мол в Абхазии есть своё метро (метрополитен). Новоафонский метрополитен состоит из одной прямой линии и трёх остановок: № 1, № 2, № 3.
Остановка № 1 - это станция у главного входа в вестибюль, № 2 - это станция на середине участка метрополитена или начало осмотра пещеры. № 3 - конец осмотра, конечная остановка. Все туристы выходят на станции № 2, чтобы начать осмотр пещеры. Никто не должен оставаться в вагонах. После осмотра все садятся в вагоны на станции № 3 и поезд проедет мимо станции № 2, не останавливаясь, до станции № 1.


Фото № 15. На станции № 1 новоафонского метрополитена (11:42)

Вот, наконец-то, подъехал к нам поезд новоафонского метрополитена, и мы сели в него.


Фото № 16. Поезд на станции № 1 новоафонского метрополитена (11:48)

По искусственно пробитому тоннелю длиной 1360 метров миниатюрный поезд бесшумно в течение 2-3-ёх минут нас доставил в изумительное подземное царство с озёрами, сталактитами и сталагмитами. Правда, остановка № 2 выглядит чуточку похоже как многие станции в метро в Москве или в Питере, только поскромнее. Пол покрыт мрамором.


Фото № 17. На остановке № 2 новоафонского метрополитена (11:54)

Маршрут Новоафонской пещеры: зал "Анакопия" - зал "Махаджиров" - зал "Нартаа" - зал "Спелеологов" - зал "им. Гиви Смыр" - зал "Аюхаа" - зал "Апхярца" - зал "Апсны"

Зал "Анакопия"

Вот мы группой поднялись по наклонному вверх коридору длиной 30-40 метров ко стальной двери и вошли через неё в зал "Анакопия". Включился свет, голоса туристов стихли. начались длинные секунды тишины. Перед нами открылась колоссальных размеров полость, необъятный, ни на что не похожий подземный мир: ни звука, ни движения, ни порыва ветра.

Зал "Анакопия" не сверкает праздничным пещерным убранством, но по-своему прекрасен. Здесь пещера похожа на спокойного, полного величия могучего исполина, погруженного в тысячелетний сон. Просты и неярки краски зала - серый грубый известняк, коричневая глина.

Экскурсионная дорожка аккуратной бетонной змейкой вьётся в первобытном хаосе глыбовых навалов, нависающих тёмных уступов, бесстрашно скользит над крутыми склонами глубоких подземных оврагов, взвивается порой под самый свод изборождённого морщинами - трещинами каменного неба.

Огромен зал "Анакопия". Если бы здесь могли водиться птицы, им бы хватило пространства для полёта. Длина зала 150, ширина 50, высота более 20 метров. Первый след на покрытом глиной полу пещеры остался именно здесь, в зале <Анакопия>. Теперь то место, где человек вступил под свод пещеры, освещено тёплым нежно-розовым светом, как бы в знак благодарности тому, кто преодолев усталость и чувство опасности, открыл для миллионов людей неповторимый мир сказочного подземелья.


Фото № 18. Зал "Анакопия" новоафонской пещеры (11:59)

Строгие тона сурового зала "Анакопия" оживляет ещё один неожиданный цвет - ярко-зелёный. Загадочными зелёными "глазами" смотрят в свете мощных прожекторов на окружающий мир два подземных озера. Скользкие глиняные склоны с промытыми руслами водотоков образуют берега южного озера Анатолия. Второе озеро - Голубое. Его берега обрываются прямо в воду двадцатиметровыми отвесами.

Много хлопот доставили строителям и работникам новоафонского туристического комплекса эти мирные на вид озёра. Месяцами, бывало, не шелохнётся, не покроется рябью их зеркальная гладь. И вдруг озёра начинают вздуваться, расти на глазах; их уровень поднимается все выше и выше, и вот они выходят из берегов и затапливают десятки тысяч квадратных метров зала. Наблюдательный человек непременно заметит на серых стенах зала "Анакопия" - тёмно-коричневые горизонтальные полосы, протянувшиеся одна над другой от зеркала озёр почти до самого потолка пещеры. Это следы былых мощных наводнений. Судя по ним, зал "Анакопия" - самый нижний зал Новоафонской пещеры - во время катастрофических паводков затапливался почти полностью. Но так было раньше. А теперь взбунтовавшиеся пещерные воды через водоотводный туннель выплёскиваются на вольный свет - в ущелье реки Маниквара.

Зеркало озёр лежит на отметке 36 метров над уровнем моря, а средняя глубина их оценивалась "чёными в 10 - 12 метров. В 1986 году, после открытия пещеры, учёные, исследовавшие озёра с помощью аквалангов, обнаружили, что глубина озера Анатолия превышает 25 метров.

Фото № 19. В зале "Анакопия" новоафонской пещеры (12:04) Фото № 20. Озеро в зале "Анакопия" новоафонской пещеры (12:08)

Самая нижняя точка в пещере - зеркало озёр - находится на высоте 36 метров над уровнем моря, толщина сводов достигает 200 м.


Фото № 21. Голова чья-то в зале "Анакопия" новоафонской пещеры :-) (12:08)

Зал "Махаджиров"

Туристская тропа, обогнув обрывистый берег Голубого озера, привела нас в зал "Махаджиров". Этот зал назван в честь памяти абхазов-махаджиров, которые были насильственно переселены в Турцию и страны Ближнего Востока.

Это самый большой зал Новоафонской пещеры. Его длина - 260 метров, высота до 50 метров. Самый высокий зал пещеры - зал "Спелеологов". Его высота - до 97 метров. Самые красивые залы - "Спелеологов", "Апсны", "Геликтовый грот".

В своей начальной - южной части - зал "Махаджиров" не очень отличается от зала "Анакопия": те же глыбовые навалы, серые стены, высокие мрачноватые своды. Но вот впереди слышен отчётливый шелест падающих сверху струй воды, и перед глазами встаёт первое подземное чудо - Белая гора. Она высится справа от экскурсионной дорожки среди нагромождения тёмных камней, как противопоставление мгле и хаосу, как предзнаменование ещё более удивительных чудес, ждущих нас впереди. На вершине Белой горы падают искрящиеся в лучах света капли, разбиваются в пыль, стекают тонкими ручейками к подножию. Возле горы можно заметить белые столбики зарождающихся сталагмитов. Они неровными рядами, как ступеньки, устроились и на покрытом кальцитовой корой крутом склоне слева от туристской тропы. Эти неверные ступеньки ведут к широко распахнувшемуся входу в удивительную боковую галерею. Её наклонный пол покрыт ребристым каменным покрывалом, в котором искрами поблёскивают грани белых кальцитовых кристаллов. Кое-где под медленными каплями падающей с потолка воды поднимают свои сахарные нетающие головы белоснежные юные сталагмиты. Кальцитовый кружевной пол местами разрывается, и в отверстия можно разглядеть второе дно, по которому почти бесшумно бежит прозрачный ручей. Выше по ходу галерея превращается в необычный лабиринт. Основной вход вдруг раздваивается, а потом снова развилка. Следующий ход снова делится на два, а то и на три, коридоры становятся всё уже и ниже и, наконец - тупик: жёлтая стена, "нашпигованная> светлыми известняковыми обломками.

Фото № 22. "Белая гора" в зале "Махаджиров" (12:13) Фото № 23. "Белая гора" в зале "Махаджиров" (12:13)

Мне было очень жаль многих туристов, у большей части которых имелись цифровые фотоаппараты, и у меньшей части фотоаппараты-мыльницы. Они постоянно фотографировали многие объекты зала пещеры впустую, но у них абсолютно ничего не получалось. Поскольку со вспышкой всё равно не получится сфотографировать внутренную красоту зала из-за недостаточной освещённости. Многие обладатели цифровых фотоаппаратов вовсе не умеют пользоваться своими фотоаппаратами в условиях ночной съёмки. Я заранее в Щёлково до отпуска тренировался фотографировать объекты поздно вечером в темноте без вспышки и понял тонкости ночного фотографирования, следовательно поэтому был совершенно подготовлен. Среди туристов я заметил лишь только одного фотопрофессионала с зеркальным аппаратом. Правда тот фотограф потом прекратил съёмку, поскольку в одном зале подскользнулся и упал, разбив вспышку своего фотоаппарата.

У меня не было штатива, который бы исправил 30% моего брака при получении съёмок в пещере. А всего я сделал 74 фотографии в пещере. Сами же понимаете, что нереально держать фотоаппарат в руках, не двигаясь более 45 секунд-1 минуты. Обязательно снимок получится размытым. Мне пришлось свой носовой платок класть то на поручни моста, то на камни. И на тот платок ставить фотоаппарат да и щёлкать затвор, затем ждать от 30 секунд до минуты и более. За всю экскурсию в пещере за мной ходил инструктор, который выключал свет в залах. Правда, он на меня злился немного, поскольку я слишком долго фотографировал. Не виноват я же, что такая длительная технология получения фотографии в ночных условиях (ночной экспозиции). Да я ещё так старался и ждал, когда народ уйдёт подальше, чтобы можно было сфотографировать совершенно пустые залы во всей красоте. Ведь собирался фотографировать не туристов, а саму пещеру. ;-)


Фото № 24. "Белая гора" в зале "Махаджиров" (12:16)

После прохождения Белой горы мы попали в северную часть зала, который меня сильно шокировал своими исполинскими размерами. Целое футбольное поле!!!!! И сразу понял, что Кунгурская пещера на моей родине здорово проиграла Новоафонской пещере. Строителям было сложно построить в этом зале экскурсионную дорожку. Проложить по дну зала - значит подвергнуть опасности периодических затоплений. Провести её карнизом по отвесной западной стене - значит положиться на сомнительную прочность изъеденных карстовыми процессами известняковых скал. Был найден третий путь. Над суровыми оврагами пещерного понора, на высоту 10 метров взлетела эстакада 120-метровой длины, которая видна на фотографии № 25.

Фотография № 25 - это моя самая любимая, которая получилась лишь с четвёртой попытки. В зале никого нет, туристы уже ушли в другой зал. Сзади меня в спину огненно дышал инструктор

Вот именно в этом зале "Махаджиров" несколько человек подскользнулось. То мой друг упал, я даже чуть не перепугался за него, всё это видел собственными глазами. Иначе экскурсия для нас бы кончилась. Ничего, друг оклемался и поковылялся дальше. Да и в другом месте один турист упал, разбив свой профессиональный фотоаппарат к своей беде. Поэтому я советую вам одевать обувь с хорошей и негладкой подошвой, да и крепко держаться за поручни, иначе свалитесь с 10-метрового моста в воду.:-)

Фото № 25. 120-метровая эстакада в зале "Махаджиров" исполинских размеров. Самый большой зал в пещере. (12:22) Фото № 26. Озеро в зале "Махаджиров"(12:27)

Зал "Нартаа"

Очень интересен зал "Нартаа". В самом нижней его точке, на отметке 36 метров над уровнем моря, находится третье, "живое" озеро пещеры. В слегка затуманенной глинистыми частицами воде озера уютно чувствуют себя колонии полупрозрачных рачков, самые большие из которых вырастают до двух сантиметров в длину. В трещинах глиняного пола водится занятное насекомое - жук трехус. По внешнему виду его не отличишь от земных собратьев, обитающих на поверхности: те же коричневые хитиновые крылышки, столько же лапок и усов. И только при внимательном изучении выясняется, что у пещерного новоафонского трехуса нет глаз! За миллионы лет эти шестиногие отказались от привычки разглядывать свой обед (микроорганизмы, которыми они питаются). Много в зале "Нартаа" этих насекомых. Приподнимешь пласт подсохшей глины - обязательно выскочит оттуда потревоженный жучок. Наводнений эти постоянные жители пещеры не боятся, убегая от них вверх по склонам. Да и плавать они умеют неплохо. Паводки в этом зале тоже необычны: не только озеро поднимается из черных глубин, но и вода проникает в зал из отверстий в северной стене. Внешне глиняный зал эффектен не только своей величиной. На южной его стене чёткими контурами теней очерчены чеканные профили гигантов, тысячелетия наблюдающих недвижным взором скупые события медленных эпох пещерной истории.

На фото № 27 Вы видите фигуру лежащего оленя, самой природой высеченную из цельной скалы. Трудно поверить, что резец мастера не касался этой скульптуры. Глядя на оленя, чувствуешь неодолимую силу тяжелого каменного зверя, уверенность и спокойствие в горделивом развороте его головы. Словно исполинское Серебряное копытце, только что исторгнувший из грубого камня горы самоцветов, прилёг олень отдохнуть.


Фото № 27. Грот "Олень" в зале "Нартаа" (12:36)

Гротом "Олень" заканчивается нижняя, спартански простая, суровая часть Новоафонской пещеры. Ход повышается, и вот уже со всех сторон нас окружили необыкновенные цветные пещерные камешки, которые показаны на фото № 28. Это кораллитовая галерея.
Нам казалось, что в пещере стало светлее: стены сдвинулись, изменили цвет; взгляд уже не проваливается в тёмную пустоту, а всё чаще и чаще останавливается на какой-нибудь подземной диковине. Вот перед нами появилась целая колония оранжевых сталагмитов, устроившаяся на осыпи у стены. Тонкие, ровные, с метр высотой, они как бы с нетерпением тянутся к потопку, подставляя свои полукруглые макушки очередной капельке.

В каждой капле воды, просочившейся сквозь многометровую толщу известняка, растворяется немного, очень немного кальцита - кальциевой соли угольной кислоты. Но вот капля встречает на своём пути пещерную пустоту. Ненадолго она повисает на потолке и за это время успевает чуть-чуть "похудеть"-испариться. Раствор соли кальция становится перенасыщенным, и кальцит откладывается на потолке в виде тоненького колечка. аконец, капля срывается и, пока летит, испаряется ещё больше. В момент удара о пол она разлетается на мельчайшие брызги, но всё же успевает оставить след в месте падения незаметную для глаза пластиночку углекислого кальция. Следующая капля воды удлинит колечко на потолке и немножечко надстроит отпечаток на полу. Так капля за каплей в течение столетий медленно растут навстречу друг другу пещерные братья: с потолка, сверху вниз - сталактит, с пола, снизу вверх - сталагмит. Иногда сталактит срастается со сталагмитом, образуя сталагнат - естественную кальцитовую колонну.

В зависимости от состава породы, сквозь которую проходит пещерная вода. Она, кроме карбоната кальция, может растворить в себе и другие химические вещества. Тогда натечные образования окрашиваются в мягкие цвета: жёлтый и красноватый оттенки им придают окислы железа, голубоватый - медные соли, зеленоватый - соединения хрома. Там, где встречаются темно-фиолетовые, и даже чёрные сталактиты, известняк наверняка содержит примеси марганца.

В галерее "натёки", как иногда кратко называют вторичные пещерные образования, имеют желтовато-красный цвет. Здесь значительно суше, чем в нижних залах, не так чувствуется сырость подземелья. Но когда-то и здесь стояла вода. Свидетелями тому - неброские, но очень интересные кристаллы, которыми во многих местах покрыты стены и перегораживающие ход большие обломки скал. Если на стену направить яркий боковой свет, то тогда хорошо видны снежно-белые шарики размером с копеечную монету, сотнями тысяч прилепившиеся друг к другу, словно колонии мелких морских кораллов. Эти образования так и называются - кораллиты, и они показаны на фотрграфии № 28.


Фото № 28. Колония кораллитов в зале "Нартаа" (12:41)

Залы "Спелеологов" и "им. Гиви Смыр"

В конце кораллитовой галереи ход раздваивается. Налево широким подземным проспектом протянулся грандиозный коридор "Аюхаа", а вправо наверх ступеньки лестницы ведут к залам "Спелеологов" и "им. Гиви Смыр". Вот ступеньки кончаются. Нависший над тропой большой кусок скалы образует как бы ворота. Кажется, что он отрывается от монолита и его неминуемое падение сдерживается только подставленными снизу бетонными столбами. Однако эта глыба зависла над входом в незапамятные времена и не падает, хотя совершенно непонятно, на чем она держалась до возведения опор. За этими своеобразными воротами вновь открывается необъятное пространство - зал "Спелеологов". Ощущение торжественности охватывает здесь посетителя: от просторного, почти круглого по форме дна зала, заваленного глыбами, вверх поднимаются светло-серые отвесные стены. Вот они наминают изгибаться, наклоняться внутрь и где-то там, на невообразимой высоте, сходятся в колоссальный, теряющийся во мгле купол.

Зал "Спелеологов" - самый высокий в Новоафонской пещере, его высота - до 97 метров. При хорошем освещении можно увидеть, что каменный свод испещрен множеством отверстий, среди которых и обычные тектонические трещины, и странные тёмные дыры овальной, почти круглой формы. Это вскрытые древними обвалами жерла карстовых колодцев, так называемые "органные трубы" - нижняя часть карстовых систем, через которые вода и воздух с поверхности попадают в пещеру.

Есть в зале "Спелеологов" и натечные образования: крупные сталагмиты на глыбах, со стен свисают каменные сталактитовые "сосульки". Но здесь они не смотрятся, пропадают на фоне объёмов гигантской полости.

В зале "Спелеологов" обитают летучие мыши. Сравнительно низкая влажность воздуха и умеренная температура создают для рукокрылых благоприятные условия для зимовки, а "органные трубы", вполне возможно, являются кратчайшей дорогой на поверхность. Когда-то здесь были большие колонии летучих мышей, обнаружены следы их пребывания.

В южной части зала "Спелеологов" равномерный "бег по кругу" его стен нарушается. Здесь скалы раздвигаются и уступают место небольшому, но очень красивому залу "им. Г. Смыр". Пол зала - кремового цвета застывшая волна известняка, выплеснувшаяся из "органной трубы" под самым сводом. Этот чуть шероховатый наклонный пол причудливо разукрашен сталагмитами. В самом верху расположились два сталагмита-близнеца, тонкие, с неровной волнистой поверхностью, они вытянулись на двухметровую высоту. Есть здесь и приземистые матово-белые толстенькие крепыши - сталагмиты с плоскими, похожими на блюдечки вершинками. Капли воды, мерно стучащие по ним, разбиваются вдребезги, но остаются в блюдечке.

Зал "Аюхаа"

Это могучее подземное ущелье, словно прорубленное в толще горы ударом гигантского меча, протянулось с севера на юг более чем на сто метров. Отвесные десятиметровой высоты стены, плоский горизонтальный потолок, неровный заваленный глыбами пол вновь создают впечатление суровой простоты и строгости.

Вдоль тёмно-жёлтых стен "Аюхаа" по всей его длине протянулись на разных уровнях почти чёрные горизонтальные полосы. Но это не следы былых наводнений, как в зале "Анакопия". Подойдя поближе, нетрудно разглядеть, что каждая такая полоса - это углубление в скале, заполненное глинистыми частицами. Тонкий металлический стержень погрузится в эту глину на всю длину. Такие трещины в известняке отделяют более древние - нижние пласты известняка - от более молодых - верхних. Но и те, и другие образовались сотни миллионов лет назад. Когда-то здесь было русло бурлящей реки.

В этом зале я купил себе на память маленький кварцевый кристалл за 70 рублей и буклет про Новоафонскую пещеру за 60 рубликов. Из этого буклета я некоторые тексты вам пересказываю.


Фото № 29. Зал "Аюхаа" (12:50)

В зале "Аюхаа" есть коренастые сталагмиты, которые состоят из полупрозрачного оранжевого и красного кальцита.


Фото № 30. Коренастые сталагмиты в зале "Аюхаа" (12:51)

Я вначале подумал, что сталагмиты состоят из льда. Когда приложил ладонь к одному сталагмиту, то ледяного чего-то не ощутил. Только какое-то сухое и твёрдое вещество. Такое ощущение, что эти скульптуры изваяли из эпоксидного клея-смолы, либо из пластмассы или стекла.

Фото № 31. Трёхметровый здоровенный кальцитовый сталагмит в зале "Аюхаа" (12:52) Фото № 32. Кальцитовый сталагмит в зале "Аюхаа" (13:02) Фото № 33. Метровый кальцитовый сталагмит в зале "Аюхаа" (13:04)

Когда шёл между сталагмитов, то почему-то мне в голову пришли сцены про корабль необычной формы из фантастического фильма "Чужой", и внутри этого корабля было так, как в пещере.:-))


Фото № 34. Сталагмит "Ель" в зале "Аюхаа" (13:05)

Зал "Апхярца"

Средоточием гармонии звуков избрала природа этот сравнительно небольшой зал Новоафонской пещеры. Голос человека или музыкальная нота, звучащие под его овальным куполом, обретают удивительную насыщенность и глубину, расцвечиваются богатыми красками обертонов.

Многие пещерные залы обладают хорошей акустикой, но зал "Апхярца" выделяется особым эффектом звучания. В чём секрет этого эффекта? Скорее всего, в том, что многочисленные причудливые выступы и ниши случайным образом так расположились в стенах и потолке, что отражённые от этих огромных природных резонаторов воздушные волны складываются в центре зала, усиливая и обогащая друг друга. Для туристов здесь всегда звучит музыка, а иногда под сводами зала "Апхярца" дают концерты артисты Абхазской государственной хоровой капеллы.


Фото № 35. Медуза или чей-то ботинок в зале "Апхярца" (13:06)

От зала "Апхярца" дорожка сворачивает вправо и, лавируя среди глыб и многочисленных сталагмитов, начинает подниматься. Не поскупилась природа на украшение этого короткого участка пещеры: стены её сплошь покрыты чудесными натечными образованиями кремового цвета, каменные пики сталагмитов образуют целые заросли и тянутся вверх, к потолку, врастая в него сталагнатовыми колоннами. Невиданные сооружения, напоминающие ампирные театральные ложи и китайские пагоды, создала здесь неистощимая фантазия великого архитектора - природы. Но чтобы увидеть всю эту красоту, нужен свет, много света. К сожалению, для пещеры свет вреден: в тёплых и ярких лучах прожекторов на поверхности всегда чуть влажных натечных образований появляются простейшие растения - мхи и лишайники. Они прячут под своим зелёным покрывалом прекрасные пещерные кристаллы, разрушают их тонкую, уязвимую структуру. Эти растения - зло для всех посещаемых туристами пещер мира. Для борьбы с ними исследовательский участок и в Новоафонской пещере, как раз здесь, в наиболее пострадавшей от нашествия мхов сталактитовой галерее.


Фото № 36. Инопланетный корабль из фильма "Чужой" в зале "Апхярца" (13:07)

Зал "Апсны"

Вот мы вошли в настоящий белокаменный дворец! Покатый пол из желтоватого, светло-серого и белого пещерного известняка широкими каскадами ниспадает к востоку в окружении завешенных кальцитовыми драпировками стен. Эти удивительные "занавеси", однажды и навсегда изогнувшиеся в плавные складки, образовались из бесчисленных капелек воды, стекающих по стенам. На потолке зала растёт целый лес - только вершинами вниз - самых разнообразных сталактитов. Но вне конкурса в зале "Апсны" совершенно необычный пещерный - "водопад", каких не бывает на земной поверхности. Из отверстия в высокой отвесной стене с тридцати метровой высоты падает в зал огромный, навсегда застывший каменный вал. Его тяжёлые "струи", почти разрываясь на огромные капли, как бы устремляются к земле и останавливаются, не достигая её каких-нибудь два метра. Зато по гладкой, слегка волнистой поверхности кальцитового водопада струится самая настоящая вода. Она срывается с каскада вниз и, разбиваясь о камни, перетекает ручьями из ванночки в ванночку, устремляется через щели и трещины вниз. См. фото № 27.

Это моё второе любимое фото № 27 про новоафонскую пещеру. Кое как с трудом "водопад" сфотографировал, так как многие туристы долго не уходили, фотографируясь на фоне этой красоты. Да и вторая проблема была в том, что сверху постоянно капало много воды. И тут прямо на мост после "каменного водопада" струилась с потолка вода. У кого был зонтик, тому повезло крупно. А мне пришлось свой фотоаппарат срочно чехлить и быстро бежать по очень скользкому мосту. Наверно, кто-то из туристов дико матерился, пробегая этот участок. ;-)

Фото № 37. Пещерный каменный "водопад" в зале "Апсны" (13:12) Фото № 38. Второй более скромный пещерный каменный "водопад" в зале "Апсны" (13:20)

Из зала "Апсны (Абхазия)" мы вышли на станцию № 3 Новоафонского метрополитена, подождали 5 минут и за нами пришёл поезд.

Зал "Геликтовый грот"

Геликтитовый грот - пещерный заповедник. За удивительную красоту редких натечных форм грот иногда называют салоном, словно речь идёт о помещении, в котором выставлены шедевры искусства. И здесь, действительно, находятся шедевры.

Белая, словно белым настом покрытая искрящимся кальцитом стена, на фоне которой высятся оранжевые, сиреневые, зеленоватые и жёлтые сталагмиты. Узорчатый пол, состоящий из множества мелких ванночек с тонкими стенками, переплетающихся и сливающихся друг с другом - это гуры, остатки мелких озёр, точнее лужиц, стоявших здесь когда-то. Но главное богатство грота - геликтиты, или эксцентрические сталактиты.

Геликтиты - загадочные пещерные образования. До сих пор не ясно, почему эти упрямцы, вопреки силе тяжести, растут вбок, вверх, каким-нибудь немыслимым зигзагом, куда угодно, но топько не вниз.

Предполагается, что главную роль в процессе образования геликтитов играют силы поверхностного натяжения в каплях воды, но проверить эту гипотезу очень нелегко, ведь растут эти уникальные кристаллы чрезвычайно медленно. Зато разрушаются они при перемене пещерного климата быстро. Поэтому экскурсии не заглядывают в Геликтитовый грот - присутствие здесь многих людей изменит температуру, влажность и процентное содержание составляющих воздуха, а это может привести к скорой гибели необыкновенных каменных цветов.

Если смотреть чуть издали, то кажется, что потолок грота покрыт мохнатой нежной щетинкой -это тысячи, десятки тысяч геликтитов. Среди них нет двух одинаковых: тут ниточки, почти паутинки, протянувшиеся между сталактитами, похожие на рыболовные и вязальные крючки, штопором изогнувшиеся "змейки" и ощетинившиеся колючками "ежи". Некоторые достигают десяти, а то и больше сантиметров в длину, другие можно разглядеть только в лупу. Цвет их самый разнообразный, от кроваво-красного, почти чёрного, до светло-розового, голубоватого, сиреневатого.

Как только вышел из пещеры я на поверхность, то сразу на балконе административного здания (фото № 13) вздохнул теплого воздуха. Хотел сфотографировать Ново-Афонский православный мужской монастырь, вид которого с этого балкона был очень красив. Но объектив моего цифрового фотоаппарата запотел из-за резкой смены температуры воздуха после пребывания в холодной пещере. Пришлось мне полчаса ходить просто так, ничего не фотографируя.

Читаем основной репортаж Кольцо Абхазии за один день

Абхазский синдром

Кольцо Солнечной Абхазии за один день