ДН-Репортаж

Всероссийская научно-практическая конференция сурдопедагогов

8 и 9 ноября в Центре образования № 1406 (в «школе на Павелецкой») прошли II Всероссийские педагогические чтения или Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения выдающегося ученого-сурдопедагога С. А. Зыкова.
Организаторами являлись Министерство образования и науки РФ вместе с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО).

Тема конференции была актуальной - «Развитие традиций отечественной сурдопедагогики». Со своими докладами выступали москвичи и гости из разных городов.

Дочь ученого-сурдопедагога С. А. Зыкова, Татьяна Сергеевна, рассказала о жизни и деятельности своего отца, его вкладе в развитие сурдопедагогики.


Т. С. Зыкова в настоящее время является заведующей лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением слуха

Многие в своих выступлениях касались нового направления в обучении неслышащих детей – интеграции их в группы слышащих, проблемах связанных с этим и способах их решения.
Начала эту тему Н. Д. Шматко, ведущий научный сотрудник ИКП РАО, перечислив модели интеграции неслышащих детей в группы слышащих сверстников. Интеграция бывает комбинированной (глухие дети с утра до вечера находятся в группе вместе со слышащими сверстниками), частичной (только на утро или часть дня) и временной (не меньше 1-2 раза в месяц встречаются со слышащими детьми для проведения праздников, соревнований и т.п.).


Н. Д. Шматко: «Интеграция, это пока мало изученное явление.
Важно не то, где будет учиться ребёнок, среди себе подобных или среди слышащих - главное то, чтобы ему было комфортно учиться...»

Своими впечатлениями о работе с интегрированными группами поделились москвички В. Н. Сводина и И. А. Теплоухова, работающие в детских садах комбинированного вида № 1365 и № 1513.
Т. И. Васильева, директор московской школы-интерната № 10 «Интеграция» сообщила о существовании в ее школе с 2004 года интегрированных групп.
Путь интеграции не обошел и провинцию. Профессор педагогического университета, омичанка Т. Ю. Четверикова, учитель-дефектолог майкопской школы-интерната Г. А. Винивитина и заведующая слуховым кабинетом школы-интерната из Йошкар-Ола М. А. Галикова рассказали о своем опыте обучения глухих детей в интегрированных группах.
Возможных путей организации работы в интеграции обучения глухих детей со слышащими коснулись научные сотрудники ИКП РАО Т. В. Николаева, Т. А. Соловьева и Д. Ю. Роскач.

В. Н. Лапшин, директор казанской школы в своем докладе отметил неоценимый вклад в становление и развитие школы ученой-сурдопедагога Е. Г. Ласточкиной и выразил сожаление, что общество не готово к принятию детей-инвалидов в обычную массовую школу.


В. Н. Лапшин: «До воплощения идей интеграции в Казани еще ой как далеко…»

В. А. Полишко из Нижневартовска и Л. А. Маслова из Нижнего Новгорода сообщили о своем опыте работы в школе для детей с нарушением слуха с использованием педагогических идей ученых Н. Д. Шматко и С. А. Зыкова.

Л. П. Корвякова и Л. Г. Васина с законной гордостью поведали, что их учебное заведение занимает достойное место в московской системе образования неслышащих школьников. Они объяснили и наглядно показали структуру ЦО №1406, объединяющую школу с колледжами и профессиональными училищами.
Лейтмотив их выступлений: глухому после окончания школы куда податься? Нужно осваивать новые профессии, чтобы достойно зарабатывать себе на жизнь. А для этого нужно развивать систему профессионального обучения лиц с нарушением слуха.

Кировчанка Л. В. Клабукова заметила важность нравственно-правового воспитания учащихся с нарушением слуха, а также умение пользоваться государственными законами.


Л. В. Клабукова заинтересована в том,
чтобы неслышащие выпускники хорошо знали свои права

Т. А. Николенко, сотрудница Тамбовской областной больницы, представила вниманию всех свой доклад о роли раннего (на первом году жизни) развития ребёнка с нарушением слуха.


Т. А. Николенко: «Чем раньше начать занятия с неслышащим ребёнком,
тем лучше для его психофизического развития!»


Т. Г. Гвелесиани, научный сотрудник РНП Центра аудиологии и слухопротезирования, увлек всех своим интересным докладом про новые слуховые аппараты и новые технологии обработки и усиления звука

Тему кохлеарной имплантации (КИ) затронули два человека. В частности, А. И. Сатаева (ИКП РАО) привела варианты коррекционной помощи проимплантированным детям.
Профессор кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена И. В. Королева сказала, что реабилитация людей, перенесших операцию по КИ, делится на 4 периода. Конца последнего периода достигают не все ранооглохшие дети с КИ.


И. В. Королева: «Нельзя точно сказать, сколько времени понадобится
для полной реабилитации имплантированного малыша,
все зависит от обучения и талантливости ребенка…»

Научные сотрудники ИКП РАО Л. А. Головчиц и Л. В. Дмитриева в своих докладах описали систему коррекционно-педагогической помощи детям со сложной структурой дефекта, когда, кроме нарушения слуха, есть ещё и другие нарушения, например: ДЦП, ослабленное зрение и др.


Л. А. Головчиц: «Развитие каждого ребёнка - неповторимый и уникальный вариант. Поэтому каждому ребёнку нужен индивидуальный подход в обучении...»

О. И. Кукушкина, научный сотрудник ИКП РАО, заинтересовала всех новыми компьютерными программами, созданными специально для обучения глухих детей. Она сказала, что 10 лет тому назад уже были компьютеры, но тогда никто не знал, как использовать их в обучении. А теперь существует множество обучающих программ…


О. И. Кукушкина: «Я хочу не вытеснить, а дополнить арсенал учителя-дефектолога»


С. Э. Куман, педагог школы-интерната № 65, поведала о проблемах,
связанных с применением словесного и жестового языка в обучении глухих детей

Питерец Г. Н. Пенин, завкафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена, заявил, что придание государственного статуса жестовому языку (ЖЯ) может принести большой урон самому обществу глухих, потому что ЖЯ, по словам Г. Пенина, якобы разделяет людей на группировки, не связанные между собой, когда как словесная речь могла бы их объединить.


Г. Н. Пенин: «Не нужно отстаивать лингвистические права глухих,
эта проблема сама исчезнет, когда все глухие будут с КИ!»

На выступление Г. Н. Пенина откликнулась Н. Д. Шматко, заявившая: «Я не сторонник использования ЖЯ в обучении, я сама его не знаю. Но мы обязаны уважать неслышащих людей, их право на выбор любой системы обучения. Другое дело, что родителям неслышащего ребенка трудно определиться. Наша задача рассказать родителям обо всех существующих системах обучения».
К Н. Д. Шматко присоединилась Т. С. Зыкова, заявив, что если при обучении неслышащего ребенка нет результатов, то можно даже использовать ЖЯ. Цель одна и та же...

В заключение Т. С. Зыкова отметила: «Сурдопедагогика никогда не относилась к глухим с пренебрежением. Наша наука добилась больших успехов, потому что она в каждом глухом человеке видела полноценную личность».


Участники конференции

Ольга КОДЫЛЕВА
kodyleva@deafmos.ru

Зоя СКУРАТОВА
skuratova@deafmos.ru

Публикация является собственностью МГ-информ. Перепечатка как целой статьи, так и ее части, а также использование материалов публикации разрешены только с согласия МГО ВОГ, редакции газеты "Мир Глухих".

10 ноября 2007 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь