Общество глухих

Вице-президент ВОГ Станислав Иванов выступил в Госдуме с докладом об инклюзивном образовании

12 апреля 2012 года в Малом зале Государственной Думы прошли парламентские слушания "Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества", организованные Комитетом Государственной Думы по образованию.
В ходе Парламентских слушаний были рассмотрены вопросы, связанные с реализацией права на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья. Участники Парламентских слушаний обсудили рекомендации по совершенствованию организационно-правовой базы развития инклюзивного образования в России.
В слушаниях приняли участие: депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ, Счетной Палаты РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, федеральных и региональных органов управления образованием, руководители и работники учреждений образования более чем из 60 субъектов Российской Федерации, руководители общероссийских общественных организаций инвалидов, представители экспертного сообщества и родительской общественности.
Вице-президент Всероссийского общества глухих Станислав Иванов выступил с докладом, посвященным реализации права инвалидов по слуху на образование. В докладе, помимо прочего, отмечается необходимость не только развития инклюзивного образования, когда дети с особыми потребностями проходят обучение в обычных массовых школах и других учебных заведениях, но и сохранения специальных школ.
Полный текст выступления
Парламентские слушания на тему «Инклюзивное образование лиц с
ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации:
проблемы отрасли и общества»
Тезисы выступления вице-президента Всероссийского общества глухих
12 апреля 2012 года
Право на образование принадлежит всем независимо от причин
инвалидности, в том числе и детям-инвалидам. Конвенция ООН о правах
инвалидов, ряд других международно-правовых актов, Конституция и
законодательство Российской Федерации закрепляют право инвалидов, в том
числе детей-инвалидов на получение образования на всех уровнях и обучение
в течение всей жизни.
По отношению к инвалидам по слуху наиболее важными являются
положения статьи 24 Конвенции о том, что государства-участники:
– содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой
самобытности глухих;
– обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые
являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью
наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения в
обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний
и социальному развитию;
– принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в
том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком, и для
обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы
образования.
Озвученные положения в настоящее время включены в проект
Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в
связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций о
правах инвалидов». В частности, в статью 18 ФЗ «О социальной защите
инвалидов в РФ, с целью приведения нормы в соответствие со статьей 24
Конвенции о правах инвалидов и обеспечения механизма реализации.
Предусматривается, что порядок обеспечения инвалидам условий для
получения образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях,
включая привлечение на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов,
владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, а также обучение
специалистов и персонала использованию методов оказания поддержки
инвалидам, определяется федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в сфере образования по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере здравоохранения,
социального развития, труда и защиты прав потребителей.
Всероссийским обществом глухих проводится колоссальная работа по
повышению статуса русского жестового языка в качестве самостоятельной
лингвистической системы, по подготовке преподавателей и переводчиков
жестового языка. Соответствующие законодательные предложения в статью
14 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» уже приняли форму законопроекта. Повышение статуса русского
жестового языка, безусловно, должно повлечь за собой повышение его роли в
образовательном процессе, более активному его использованию
специалистами – сурдопедагогами и другими.
В последние годы в России наметилась тенденция развития
инклюзивного образования детей-инвалидов, которое закреплено в статье 24
Конвенции о правах инвалидов и считается наиболее эффективным в плане
реабилитации и развития детей с недостатками здоровья.
Всероссийское общество глухих, приветствуя, с одной стороны,
развитие инклюзивного образования, с другой стороны считает, что без
создания соответствующих условий в общеобразовательных школах, без
подготовки профессиональных кадров, пропагандировать обучение детей с
недостатками слуха в массовых школах преждевременно. Необходима
большая подготовительная работа в этом направлении. Работать с классом,
включающим ребенка, имеющего специальные образовательные потребности
(СОП), должен педагог, который прошел курсы повышения квалификации и
имеет консультативную поддержку со стороны специалистов в данной
области. В условиях инклюзивного обучения для ребенка, имеющего СОП,
необходимо разрабатывать индивидуальную учебную программу,
индивидуальный учебный план и, при необходимости, его должен
сопровождать специально подготовленный воспитатель или социальный
педагог (в том числе со знанием русского жестового языка). Это станет
возможным, если, следуя мировому опыту, в каждом районе, на каждой
территории будут созданы образовательные ресурсные центры,
предоставляющие услуги специалистов разного профиля детям-инвалидам,
обучающимся в школах данной территории, и, прежде всего,
педагогическому персоналу образовательных учреждений (детских садов,
школ).
Также необходима подготовка специалистов по организации
инклюзивного обучения на базе среднего и высшего профессионального
образования, что, в свою очередь, влечет за собой изменение в тарифно-
квалификационном справочнике, либо необходимость углубления программ
подготовки специалистов (бакалавров, магистров) социальной работы,
социальных педагогов. Но в настоящий момент в типовых штатных
расписаниях образовательных учреждений не предусмотрена ставка
специалиста социальной работы, а организация инклюзивного обучения не
входит в компетенцию социальных педагогов.
Вместе с тем, в каждом конкретном случае вопрос инклюзивного
образования может решаться в индивидуальном порядке. Если ребенок с
нарушением слуха хорошо подготовлен, имеет навыки общения, то он может
по желанию родителей обучаться в массовой школе – при наличии в ней
специальных условий.
В перспективе, по мере совершенствования методик слухоречевой и
социальной реабилитации детей-инвалидов по слуху, инклюзивное
образование, несомненно, получит большее развитие, но, как форма
обучения, специальные коррекционные школы, имеющие профессиональные
кадры, современное оборудование, на наш взгляд, должны остаться. Должны
развиваться методики получения образования детьми с нарушениями слуха,
поддерживаться новые направления, в том числе билингвистические
обучение с равноправным использованием русского языка и русского
жестового языка). У родителей и детей должен быть свободный выбор – в
какой школе и в какой форме получать образование, в зависимости от
индивидуальных особенностей и интересов ребенка.
Также хотел бы отметить, что в отношении инвалидов по слуху статьей
19 федерального закона «О социальной защите инвалидов» определено, что
обеспечение инвалидов специальными учебными пособиями, а также
возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным
обязательством субъектов Российской Федерации, а для инвалидов,
обучающихся в федеральных государственных образовательных
учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным
обязательством Российской Федерации.
Однако механизм реализации указанных положений не отработан в
полной мере. На сегодняшний день, по нашей информации, обеспечение
услуг по сурдопереводу организовано лишь в 7 высших и 16 средних
профессиональных учебных заведениях на всей территории Российской
Федерации при организации группового обучения инвалидов по слуху, что
явно недостаточно!
Указанная ситуация в очередной раз свидетельствует о том, нормы об
инклюзивном образовании, прописанные в законодательстве, не будут
работать без четкого механизма их реализации, созданного на уровне
субъектов Российской Федерации.
Выражаем надежду, что ратификация Конвенции о правах инвалидов,
будет способствовать не только широкому обсуждению на самом высоком
уровне вопросов доступа людей с различными формами инвалидности к
образованию, но и практической реализации права на образование.
Спасибо за внимание!
19 апреля 2012 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь