Общество глухих

Услышать без слов

С особыми детьми работают особые преподаватели

В этом училище поразительно тихо. Даже на переменах. И дело вовсе не в строгом директоре – просто большинство студентов, которые здесь учатся, глухие и слабослышащие. Несмотря на свой физиологический недостаток эти ребята не уступают здоровым людям ни в спорте, ни в музыке, ни в учебе.

Раскрыть таланты учащимся помогают специалисты интерната. Один из них — преподаватель Владимир Кириллов , который в этом году стал лучшим в номинации «Специальная премия «За работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации» конкурса работников социальной сферы.

Отличные физиономисты


Необыкновенно громкий звонок, сопровождаемый световым сигналом.


В аудитории загорается красный запрещающий значок — «мобильными телефонами не пользоваться». В профучилище-интернате № 2 инвалидов по слуху им. И.И. Шуба началась новая пара. Преподаватель специальных дисциплин (токарей-универсалов) Владимир Кириллов вращает обеими руками, как бы приглашая студентов к общению.

— Этот жест обозначает «Здравствуйте», — поясняет он мне, затем постукивает ногой по полу так, что чувствуется еле уловимая вибрация. Однако она легко ощутима учащимися с потерей слуха, которые тут же отвлекаются от «разговоров». — Так я переключаю внимание на себя, если вдруг студенты отвлеклись.

Владимиру Геннадьевичу 58 лет. Большую часть жизни он посвятил работе в училище-интернате. Сначала устроился сюда мастером производственного обучения, а позже вырос до преподавателя специальных дисциплин. За годы работы Владимир Кириллов в идеале овладел языком жестов и в прошлом получил соответствующий сертификат. Теперь он имеет право вести занятия самостоятельно, а не в паре с сурдопереводчиком. Каждый раз он старается заходить в аудиторию в хорошем расположении духа и с особым настроем.

— Понимаете, люди с потерей слуха — отличные физиономисты. Мгновенно считывают информацию внутреннего состояния человека. Если вы пришли в плохом настроении, то они обязательно спросят, почему лицо злое, — рассказывает Владимир Кириллов. — Стоит быть осторожнее и в жестах, так как ненароком можно сделать отвергающий знак рукой, как будто бы вы не хотите общаться. Это их обидит.


В училище-интернат № 2 инвалидов по слуху им. Шуба съезжаются ребята со всей России. Это единственное в Челябинске и второе в стране среднее профессиональное учебное заведение по направлению металлообработка. Здесь готовят токарей, слесарей, фрезеровщиков. А с прошлого года открылась новая специальность — оператор ЭВМ. Также при училище работает автошкола для слабослышащих, окончив трехмесячные курсы, люди с ограниченными возможностями могут устроиться водителями.

— Обучение в училище длится стандартные два года. А вот в школах для глухих детей образовательная программа отличается. Так, чтобы особому ребенку получить полное среднее образование, нужно отучиться 15 классов вместо 11, а чтобы среднее неполное — 11 классов вместо девяти, — подмечает Владимир Кириллов.

Студентов и выпускников училища охотно берет как на практику, так и на работу завод ЧТЗ, с которым учебное заведение активно сотрудничает. При предприятии уже давно создан отдел, работающий с глухими и слабослышащими людьми.

Широкие возможности


Семнадцатилетний Илья Лодкин отлично слышит. В училище-интернат № 2 инвалидов по слуху им. Шуба он поступил, чтобы получить профессию токаря. Не так давно учебному заведению разрешили до 10 процентов принимать здоровых людей, а также ребят с небольшим процентом потери слуха. Как правило, конкурса на место нет. Но если такая ситуация случается, то приоритет отдается все же ребятам с ограниченными возможностями.

— Поначалу отношения со слабослышащими ребятами не складывались. Нам нечего было обсудить: они не понимали меня, я их. Но со временем привыкли друг к другу.
Я немного освоил язык жестов и теперь чувствую себя в своей тарелке, — признается Илья. — В целом мальчишки с потерей слуха ничем не отличаются от здоровых. Может более эмоциональны и ранимы.


Глядя на группы студентов, замечаешь еще одну особенность — все учащиеся разного возраста. Например, на первом курсе могут учиться ребята от 17 до 30 лет. Владимир Кириллов поясняет, что из-за ухудшения здоровья многие слабослышащие бросают свою работу и вынуждены получать новую специальность. Он знакомит меня с двадцативосьмилетним Игорем Ромасюковым. Молодой человек в течение долгого времени работал экономистом, но пару лет назад у него резко стало прогрессировать понижение слуха. К своей профессии Игорь оказался непригодным. Уволившись, он поступил в училище-интернат, чтобы получить другую специальность — токаря.

— Вообще выбор учебных заведений для глухих и слабо-слышащих людей не так велик. Например, в Челябинской области помимо нашего училища-интерната существует еще одно в Каштаке, которое обучает профессии швеи, обувщика и другим направлениям в легкой промышленности. Хотя возможности людей с потерей слуха гораздо шире, — считает преподаватель. — Они могут работать по любым специальностям, не связанным с общением. Например, трое выпускников училища, получив дипломы слесарей, устроились работать в фирму по установке евроокон. Еще пара человек наборщиками в газету. Другое дело, что не каждый работодатель хочет видеть у себя в штате особых людей. Хотя у них есть масса преимуществ: они более ответственно и усердно подходят к работе, дорожат своим местом, а юношей не призовут в армию.

Деньги — не главное


Владимир Кириллов проводит экскурсию по училищу-интернату. Самое популярное, по его словам, место у учащихся — тренажерный зал, где они проводят большинство свободного времени.


— Наши студенты достигли хороших успехов в спорте. Не так давно один из воспитанников уехал с тренером в Москву на чемпионат России по плаванию. Также студенты очень хорошо рисуют и поют.


— Поют? — переспрашиваю я. — Вы должно быть о здоровых детях...


— Вовсе нет. Я имею в виду пение на языке жестов. Очень красивое зрелище. Ребята как бы дублируют слова песни жестами. Напоминает плавный эмоциональный танец.

Не так давно и самому преподавателю Владимиру Кириллову довелось на сцене исполнить музыкальное произведение на языке жестов. Он принял участие в конкурсе «Лучший работник социальной сферы-2012» и занял первое место в номинации «Специальная премия «За работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации».

— Почему выиграл? Да потому что в социальной сфере мужчин мало, вот и решили меня поддержать, — шутит Владимир Геннадьевич. — На самом деле, конечно, приятно, что такие конкурсы стали проводиться и наш труд заметили.


Владимир говорит, что в интернате существует нехватка кадров. Специалисты долго не задерживаются из-за тяжелой в эмоциональном и моральном плане работы и маленьких зарплат. Однако мыслей о том, чтобы оставить профессию, самому Владимиру в голову не приходило. Говорит, что деньги в жизни не главное.

— Главное те эмоции, которые мы получаем от работы с нашими воспитанниками. Многие из них находятся далеко от родителей, поэтому мы им заменяем и маму, и папу, и друга. Они очень привязываются к нам, мы к ним. Очень хочется, чтобы в жизни у них все сложилось. И во многом их успех от нас зависит, поэтому стараешься дать им как можно больше.

http://up74.ru

19 апреля 2012 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь