Общество глухих

Эстетический аспект проблемы готовности инвалидов по слуху к обучению в ВУЗе

Повышение качества образования инвалидов по слуху - одна из основных задач сурдопедагогики. В последние десятилетия в общеобразовательной подготовке глухих и слабослышащих получены значительные результаты благодаря развитию слухового восприятия, использованию сурдотехнической аппаратуры и компьютерных программ обучения.

Большинство учащихся достаточно успешно оканчивают среднюю школу. Однако недостатки речи, своеобразие познавательной деятельности, отсутствие широких социальных контактов ограничивают образовательные возможности лиц с нарушениями слуха и возможность использования многих методов обучения, предназначенных для слышащих студентов. Невысокий уровень восприятия устной речи, невнятное произношение не позволяют многим глухим пользоваться устной речью как средством коммуникации. Определение путей коррекции и компенсации последствий глухоты на всех этапах онтогенеза остается актуальным.

Совершенствование процесса обучения в вузе взрослых глухих требует решения ряда задач, прежде всего изучения познавательных интересов старшеклассников.

Вопрос о выборе профессии решается глухими учащимися обычно раньше чем, слышащими. В исследованиях М.М. Нудельмана было установлено, что учащиеся старших классов высоко оценивают профессии физического труда и на второе место ставят профессии интеллектуального труда, объясняя, что у них отсутствуют необходимые способности к этой работе, отсутствует слух и внятная речь. Значение слухового анализатора для познания действительности осознается глухими сравнительно поздно - дети, подростки, зная о своем дефекте, не осознают того, что слуховой дефект внесет существенные коррективы в их профессиональное самоопределение. Для инвалидов выбор профессии существенно ограничивается возможностями здоровья. Кроме того, воспитание в "закрытых" интернатного типа учреждениях порождает ряд специфических проблем. Часто учащиеся, успешно усвоившие образовательную программу средней школы, беспомощны в самых банальных ситуациях: как оплатить квитанцию, составить (подать) заявление, как обратиться в какое-либо учреждение (В.Н. Чулков, 1996). При гипертрофированной опеке у них формируются черты гражданского инфантилизма, консуменции, пассивности. Учителя и родители, долгое время опекавшие своих воспитанников, косвенно способствовали усвоению молодыми людьми потребительской жизненной позиции.

Результаты социологических опросов, проведенных в школах-интернатах для лиц с нарушениями слуха, показывают, что у старшеклассников над познавательными интересами преобладают меркантильные, сфокусированные на материальной выгоде от профессии. Юноши оканчивают школу в 18 лет, и перспектива в течение последующих 5 лет получать стипендию их не привлекает; девушки ориентированы на устройство семейной личной жизни, они, как правило, рано выходят замуж. Проведенные катамнестические исследования свидетельствуют, что слабослышащие и глухие из семей глухих родителей вполне прагматично решают вопрос о трудоустройстве.

Позднооглохшие дети из семей слышащих родителей, которые заинтересованы в максимально возможной реабилитации своих детей, составляют значительное количество поступающих в средние и высшие учебные заведения. Работа по профессиональной ориентации ведется и с родителями - от их адекватной оценки слухового дефекта и его социальных последствий зависит самооценка детей на всех этапах онтогенеза. Завышенная, как и заниженная, самооценка негативно влияет на выбор ими образовательной траектории.

Изучая особенности процесса становления и развития познавательных интересов глухих старшеклассников, Н.Г. Морозова отмечала, что в выпускных классах у них резко снижается интерес к математике, объясняя это недостаточно развитым абстрактно-понятийным мышлением. Конкретно-понятийное мышление долгое время превалирует над абстрактно-понятийным. Не привита и любовь к чтению - уроки по литературе, русскому языку не входят в список любимых. В младших и средних классах чтение и говорение (которым дети еще не овладели) тесно связаны - низкий уровень произносительных навыков препятствует возникновению интереса к чтению вообще. В письменной речи часто встречаются аграмматизмы как следствие не усвоения синтагматических и парадигматических связей и незнания границ употребления отдельных понятий (Е.А. Малхасьян). При решении учебных задач естественно-математического цикла глухие успешно справляются с задачами, условия которых обладают высокой степенью наглядности. В задачах, требующих для решения проведения логических операций, результативность значительно ниже. Выпускники школ по сравнению со слышащими сверстниками отстают в умении рассматривать задачи в теоретическом плане, использовать различные приемы доказательства, аргументации, формулировать обобщающие положения. Использование глухими при решении теоретических задач непосредственного чувственного опыта является следствием ограниченности самостоятельного опыта мыслительной деятельности. Чрезмерное употребление жестов (вне ситуации непосредственного бытового общения), использование жестовой речи для передачи абстрактных понятий негативно отражается на развитии словесно-логического мышления. В известной мере, такой уровень развития познавательных интересов и академической успеваемости - следствие сегрегационной модели и распространенного в обществе патерналистского отношения к инвалидам. Для решения проблемы раскрытия интеллектуального потенциала лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности следует учитывать не только ее правовой, дидактический, методический, психологический, но и этический аспект.

Право инвалидов на образование законодательно закреплено в международных документах, гарантируется Конституцией РФ, кроме того, закон предусматривает для инвалидов определенные правовые льготы, направленные на обеспечение социального равенства, активной жизненной позиции и повышение социального статуса инвалидов. Но существующая сегрегационная модель специального образования, патерналистское отношение к инвалидам в микро- и мезосоциуме ведут к снижению их социальной активности, возникновению консументных тенденций, препятствуют достижению ими высокого уровня социальной адаптивности, приобретению престижных и конкурентоспособных на рынке труда профессий, получению высшего и поствысшего образования. В обществе ярко выражены, по крайней мере, две позиции по отношению инвалидам: патерналистская и брутализированная, и редким является отношение на паритетных началах. Отторжение, неприятие "условно здоровыми" членами общества порождает у инвалидов корпоративные, субкультурные интересы и ценности.

Оценки социально-личностных параметров современного общества в России и за рубежом часто носят негативный характер: речь идет об этическом релятивизме, отсутствии толерантности, гуманности и эмпатии внутри даже узких коммуникативных групп (Т.И. Герасимов, 2004). Общество в целом не готово к принятию инвалидов на паритетной основе и переход "от культуры полезности к культуре достоинства" (А.Г. Асмолов) еще не осуществлен.

Социологические исследования свидетельствуют, что для современного общества, в частности для молодого поколения, ориентирами жизненного опыта выступают деловое честолюбие, социальные и экономические амбиции, порождаемые приоритетными интересами, распространенными в обществе. "Все, что связано с моралью, уходит в сторону, а всячески восхваляется деловая хватка без признаков совести, культ денег без уважения к людям, сострадания к слабым и беззащитным" (Н.К. Поздняков, 2005).

Социальная программа воспитания в высшей школе связана с подготовкой молодых людей к выполнению социальных функций специалиста и гражданина. Из всех видов социальной деятельности наибольшую ответственность несет педагогическая деятельность, и внутри нее, прежде всего, требующая участия к чужому страданию, истинного альтруизма, деятельность педагога-дефектолога. Существуют примеры того, что студенты после первого посещения образовательного учреждения для лиц с физическими и интеллектуальными недостатками, высказывают осуждение существующих форм и методов их воспитания и обучения, считая эти методы "антигуманными", "необоснованно завышенными". Полагают, что обучать детей с последствиями детского церебрального паралича точным двигательным навыкам, а детей с нарушениями слуха - устной речи, пению, танцам - противно их естественному развитию. По мнению студентов, следует создать для детей щадящий режим, обеспечить им соответствующую материальную и медицинскую помощь, но требовать от них "невозможного" - нарушение принципа "природосообразности". Мнения других студентов еще пессимистичнее: "...зачем их обучать и воспитывать, если они не смогут быть полезны обществу?".

При этом подобные суждения высказывали студенты, поступившие в университет сразу после окончания школы; студенты, прошедшие профессиональную подготовку в медицинских и педагогических колледжах, обнаруживали адекватное понимание сущности коррекционно-развивающего процесса, но у всех студентов прослеживается однозначное деление на "мы" (здоровые) и "они" (инвалиды). Такое противопоставление не способствует консолидации общества. "Условно здоровые" люди не задумываются над тем, насколько хрупка грань, отделяющая два состояния "здоровье" и "болезнь".

О "здоровье" самого общества можно судить по его отношению к людям с органическими дефектами не на уровне правовых гарантий, а на уровне личного признания. Не мы - "здоровые" нужны "инвалидам", а мы нужны друг другу. В былине об Илье Муромце именно слепые старцы - "калики перехожие" (в современной терминологии "лица без определенного места жительства") наделяют богатырской силой защитника русской земли: "А ты стань-ко, напои да накорми нас ты, жаждущих"; именно поведение "блаженного" (сейчас сказали бы "идиот" или "человек с глубокой умственной отсталостью") спасает Зимина от крайнего отчаяния (А.И. Куприн "Блаженный"). По мнению Л.Н. Толстого: "Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка, прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству" ("Круг чтения").

Чтобы интеграция была успешной, необходимо инициировать неформальные личностные контакты глухих со слышащими, требующие не соревновательности, а сотрудничества в совместной деятельности. Поверхностные, формальные контакты не улучшают отношений слышащих и глухих, при этом негативно влияют на самооценку глухих и значительно ограничивают выбор будущей профессии.

Сегрегация инвалидов распространена, достаточно широко, хотя в отдельных экономически развитых странах предпринимаются активные мероприятия к ее ликвидации. Необходимо исправлять, корригировать существующие отношения в системе "инвалид-общество", характеризующиеся установками "на избегание" проблем лиц с нарушениями в развитии, что по существу, приводит к их дискриминации со стороны общества.

Необходимо устранять полосу отчуждения, лежащую между инвалидами и обществом, корректировать имеющиеся как у инвалидов, так у общества установки на взаимное избегание. Речь идет о сломе социальных стереотипов, сложившихся психологических предубеждений о неполноценности лиц с дефектами развития. У здоровых членов общества следует формировать гуманное отношение к инвалидам, знание их реальных возможностей и переход "от культуры полезности к культуре достоинства". Только на этой основе может осуществляться истинная интеграция инвалидов в обществе, и они смогут раскрыть свои потенциальные возможности, получить (восстановить) соответствующий социальный статус, обрести душевный, психологический комфорт. Таким образом, основным направлением интеграции инвалидов является воспитание гуманного отношения общества к лицам с нарушениями в развитии и организация сотрудничества с ними на равноправных началах.

Поиски путей совершенствования системы образования взрослых глухих связаны с разработкой методов и приемов интенсификации процесса обучения, направленных на повышение их коммуникативных возможностей и дальнейшее развитие словесно-логического мышления. Особое внимание при разработке системы высшего образования следует уделять исследованиям, связанным с разносторонним изучением познавательной деятельности и самой личности людей с нарушениями слуха.

viperson.ru

12 октября 2011 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь