Общество глухих

В мире тишины они слышат Бога

Cестры Мария и Наталья Юровы – глухонемые с рождения. Они живут в полной тишине, но слышат открытым сердцем. А с суетным миром о чём-то сокровенном говорят своими рукотворными иконами, расшитыми бисером. Спокойно и вкрадчиво, как творят молитву, они вплетают разноцветные слова-бусинки в один и тот же узор: Вера, Надежда, Любовь.


В дом к Юровым мы вошли с морозца. В комнатах светло, пахнет пирогами и уютом. Из окон видны купола Задонского монастыря, заснеженные улицы и спешащие куда-то прохожие… А в этом доме всегда тепло от разлитого по бисеру солнца. На стенах висят иконы, вышитые девочками. Так и хочется сказать: не комнаты, а светлицы! Богородица, Спаситель, Николай Угодник… Эти иконы из мельчайшего бисера – яркие, нарядные и праздничные. Они излучают искреннюю радость, как будто где-то рядом звучит пасхальное «Христос воскресе!».


– Летом в этом зале, когда закат, случается прямо волшебство какое-то! Лучи солнца подсвечивают иконы, и каждая бисеринка начинает играть своими красками. Такая красота, глаз не оторвать! – рассказывает мама рукодельниц Татьяна Михайловна. – Мои девочки уже настоящие мастерицы, счёт их работам идёт на сотни. И техника сложная, пришивают каждую бусинку. И посмотрите – без единого узелка на изнанке. Работы все больших размеров, они сразу взялись за такой масштаб, говорят, интересно, когда много цвета на иконе, она как будто оживает. Младшей, Маше, сейчас 17 лет, а старшей, Наташе, – 25. Машенька взялась вышивать святых, когда я в очередной раз тяжело заболела, у меня онкология. Она занималась рукоделием целыми днями, плакала и всё время молилась: «Господи, спаси мою маму!». Вы знаете, моя очередная операция прошла успешно. Если бы не мои девочки, я вообще не справилась бы с таким горем. Это не я им жизнь подарила, а они мне! – улыбается мама мастериц.


Первой Машиной иконой был образ Тихона Задонского. Она его делала почти год. А потом, как и старшая, Наталья, получила благословение духовника, отца Владимира, и начала вышивать иконы для людей. Теперь работы девочек есть во многих российских домах. Их покупают москвичи, воронежцы, недавно настоятель храма в Мурманске заказал Святую Троицу. Но девчонки считают, раз они обладают таким даром, то нужно обязательно им делиться. Через Интернет Маша и Наташа находят людей, которым нужна помощь, и дарят им свои работы. И хотя бы таким образом стараются поддержать тех, кто в беде.


Последний раз отправили своё творение семье из Воронежа. У них родилась девочка с парализованными ножками. Икону сделали во весь рост малышки – мерную. И ребёнок вскоре пошёл на поправку! И это не первый случай. Люди присылают Юровым свои истории о том, как с появлением их икон жизнь в семьях меняется к лучшему. Никто не берётся говорить, что вышитые образы – чудотворные. Но делают их сёстры с чистым сердцем, светлым и добрым чувством.


– К рукоделию они приступают обязательно с молитвой за нас и за тех, кому вышивают икону, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Я верю, что всё это имеет свою силу и какую-то свою благодать получает смотрящий на рукодельные святые образы.



Как богат и как беден наш язык


Пока мы общались с хозяйкой дома, Наташа была рядом с нами. Она умеет немного читать по губам и тоже участвовала в разговоре своей улыбкой и лучистым взглядом красивых голубых глаз. Я спросила у неё:


– Образ какого святого тебе большего всего дорог?


Мама старательно перевела вопрос губами и жестами. Даже самый простой обмен мнениями для таких людей, как наши героини, требует усилий и времени. Ответ Наташа попыталась сказать самостоятельно вслух, тщательно подбирая звуки. Я расслышала:


– Пантелеймон Целитель.


А мама тут же добавила:


– Она ему постоянно молится о помощи. Вышивала святого уже несколько раз.


Наташенька пригласила нас в свою девичью комнатку. Здесь много её работ – иконы Божья Матерь «Умиление», Иерусалимская, Казанская и большая работа «Рождество». Наталья показывает на неё и складывает ладошки у сердца, покачиваясь, как будто баюкает ребёнка. И сразу понимаешь: Рождество – это её любимый праздник, а икона дорога сердцу. И столько ещё можно уловить в этом простом и трогательном жесте. Убеждаешься, как богат наш язык и как беден порой.


Наташа открывает нам свои сокровища: множество баночек с разноцветным бисером: красный, золотой, зелёный… Достаёт прозрачный пакет с бусинками цвета лазури. Вскидывает руки вверх, показывает – небо, голубой, и опять ладошки к сердцу – больше всех нравится.


Все иконы сестры вышивают, как будто кладут мозаику. Никаких переходов из одного цвета в другой. Из крошечных бисеринок получаются крупные яркие фрагменты. Из них и складываются величественные одежды святых, фон икон. Нимбы и все остальные детали вышивают из жемчуга, страз и блёсток. Что-то по-детски чистое и наивное есть в творчестве Марии и Натальи. Кажется, что в молчаливом мире мастериц живёт не БОГ, а Боженька, не Божья Матерь, а Матушка и, конечно, Николаюшка Угодничек.


– Все иконы девочек не отходят от церковных канонов. Делаем точный список с оригинала. Сначала мы заказываем эскизы у профессиональных художников. Они на холсте прописывают маслом лики, прорисовывают все детали, – поясняет Татьяна Михайловна. – Бисер у моих рукодельниц самых лучших сортов и расходуется он килограммами. Работу могут вышивать не один месяц. Если что-то не задаётся – распускают. Мы с мужем покупаем книги по православной иконе, ищем репродукции. Дочки много читают духовной литературы. Прежде чем сесть за вышивку какого-нибудь святого, знакомятся с его житием. Обязательно узнают историю самой иконы.


Как у каждого художника, у сестёр Юровых есть свой почерк и свои предпочтения, хотя работают они в одной технике. Маше нравится изображать библейские сцены, чтобы на картине было много деталей и несколько фигур. Наталья любит более лаконичные сюжеты. Если нет заказов, она вышивает святых, с которыми ещё не очень знакома. Читает об их духовных подвигах и совершает свой, пусть и маленький, – живёт в тишине, не давая обет молчания.


Наташа приносит внушительных размеров начатую икону святых Петра и Февроньи – покровителей семьи и всех влюбленных. Святые изображены в полный рост. И уже переливаются на свету их вышитые изумрудные накидки. Осталось сделать золотистый фон. Девушка смотрит на нас, а сама светится от счастья и что-то смущённо говорит маме.


– Да, эта икона ей очень дорога. Я знаю, что она вышивает и молится им о своей любви. Наташа у нас невеста, уже год встречается с парнем. Этим летом мы планируем играть свадьбу, – со слезами на глазах говорит Татьяна Михайловна. – На жениха не нарадуемся. Золотой парень. Их два брата, и тоже оба глухонемые. Старший за Натальей ухаживает, а младший – за Машей. Они сами из Задонска, но работают в Липецке сварщиками. Непьющие, работящие, – улыбается хозяйка дома.


Татьяна Михайловна призналась, что они – счастливые родители. Хотя трудностей на их пути было немало. Сколько они прошли реабилитационных центров, разных педагогов, врачей! И сейчас делают всё возможное, чтобы Маша и Наташа чувствовали себя полноценными людьми.


– Обычные родители в своего ребёнка всю душу вкладывают, а наши дочки требуют заботы в тройном размере, – улыбается Татьяна Михайловна. – Мне невероятно повезло с мужем. Виктор – из редкой породы мужчин-семьянинов. У нас как в песне: все радости и горе пополам. Всю жизнь он проработал водителем, а я 15 лет – старшим мастером на Задонском овощесушильном заводе. Сейчас муж тоже стал инвалидом. А я перенесла уже пять операций по своему заболеванию. Но мы стараемся достойно держать удары судьбы и никогда не опускаем руки. Если случается беда, всегда говорим друг другу: «Мы преодолели уже столько трудностей, что нам теперь всё по плечу!». Три года назад мы с мужем отметили серебряную свадьбу.



Земля – и кормилица, и лекарь


Главный секрет заразительного оптимизма семьи Юровых – это любовь к труду. Они говорят: когда возделываешь большой огород, все проблемы уходят в землю. На участке – несколько теплиц, где в сезон им удаётся один за другим снимать роскошные урожаи даров лета, а потом и осени.


Основной заработок – это продажа знаменитых хрустящих задонских огурчиков и спелых крупных помидоров. А клубнику у них скупают вёдрами.


– На своём участке мы трудимся от зари до зари. И земля нас ни разу не подвела. Соседи так и говорят: «Ну, у Юровых опять всё бушует и колосится!». А земля, наверное, чувствует, что она настоящая кормилица и лучший лекарь. Что бы мы ни посадили в чернозём, всё, слава Богу, даёт плоды. А ещё мы заядлые грибники. В Задонске места знатные, многие увлекаются тихой охотой. Но для нашей семьи походы с лукошком не просто хобби, а ещё один полноценный заработок. В прошлом году, несмотря на жару, нам удалось за весь сезон собрать тонну грибов! У нас есть свои заветные полянки, когда бы мы туда ни пришли, там всегда ждут грибы-красавцы. Белые, подберёзовики, опята, лисички… Часть продаём свежими, остальные замораживаем и реализуем зимой. Отец наш – отчаянный рыбак, круглый год с уловом. Летом – крупные трофеи, а зимой в основном на столе уха из окуньков. Так что мы ничем не отличаемся от наших предков, – смеётся собеседница.


Задонске семью Юровых знают многие. Кто-то завидует, но в основном уважают и не перестают удивляться, как им удаётся этот трудный путь постоянного преодоления. И при этом они не озлобились, не впали уныние. Они счастливы. По-человечески.


– Нас спасает творчество. Муж Виктор, помимо всего прочего, очень любит работать с деревом. Из старых пней с необычными наростами делает столы, стулья. Материал собирает в лесу, ищет красивые коряги. По своей технологии вырезает, покрывает лаком. Мы постоянно участвуем во всевозможных городских конкурсах. Неоднократно подтверждали звание самой дружной семьи. У дочек часто проходят персональные выставки. А вот Наталья наша ещё и профессиональная портниха, окончила курсы кройки и шитья, сама разрабатывает модели. Вся семья ходит в её нарядах, – с гордостью говорит нам мама рукодельниц.


Наташу и Машу Юровых в Задонске знают ещё и как певиц. В жестовом пении им нет равных. У девчонок даже есть свои поклонники и среди здоровых ребят. Репертуар и подтанцовку вместе с педагогом разучивают месяцами. Зато на всех праздниках срывают овации. А совсем недавно Маша вернулась с детского фестиваля «Кинотавр», где она вместе с другими глухонемыми ребятами из Задонска исполняла песню «Голос ребёнка».


– Я плакала от счастья. Надо же, моё дитя в Сочи на одной сцене со знаменитыми артистами! И весь зал им аплодировал стоя! Мы всегда приветствуем все их увлечения. Они нуждаются в признании талантов больше, чем их здоровые сверстники. В творчестве крепнет их уверенность в себе, отступают страхи перед будущим, – делится с нами своими мыслями Татьяна Михайловна. – У нас в доме живут и смех, и веселье, правда, его слышим только мы.


Татьяна Михайловна говорит, что, когда девочки стали вышивать иконы для людей, в их доме прибавилось радости. Появились новые друзья. Дочки встретили свою любовь. Наталья сейчас думает над тем, чтобы собрать группу глухонемых детишек и научить их искусству вышивки. Она понимает: творчество исцеляет душу. В своём мире Маша и Наташа чувствуют себя абсолютно самодостаточными. Может, в их мире, где не слышно взрывов, меньше лжи и предательства – больше чистоты? А в полной тишине всё явственней ощущается присутствие Бога на этой земле…

http://www.lpgzt.ru

22 февраля 2011 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь