Общество глухих

Являйте веру делом!

Мы уже писали о том, как возрождаются российские традиции милосердия в миссионерском центре Нижегородской епархии - храме во имя преподобного Серафима Радонежского. Не первый год существует при Сергиевской церкви православный центр глухих и слабослышащих «Спас», областная общественная организация по борьбе с наркоманией и алкоголизмом «Осознание», центр развития детей с синдромом Дауна «Сияние».

Но, рассказывая о том, как Церковь привлекая всех этих людей в свои стены для решения их проблем, мы не акцентировали внимание на том, что решать она их начала на основе уже современных социальных технологий.

Думается, нашим читателям будет интересно узнать, что это за технологии и какое будущее у «социальной диагностики» XXI века. Об этом мы беседуем с заместителем настоятеля Сергиевской церкви по социальной и просветительской деятельности Ольгой Владимировной БАЛАБАНОВОЙ.

В ногу со временем

- Храм наш, открытый после реставрации более четырех лет назад, задумывался именно как молодежный и миссионерский, так что идеи социального служении были изначально заложены в концепцию его деятельности.

За Сергиевской церковью сразу официально закрепили Православный молодежный центр и православный центр глухих и слабослышащих «Спас» - а через два года, когда в качестве настоятеля сюда пришел отец Михаил Зазвонов (он возглавил в епархии отдел по делам миссии и молодежи и Отдел по взаимодействию с медицинскими учреждениями), под его руководством стали расти новые социальные проекты. Часть из них - волонтерское движение «Милосердие» и Христианский центр детства и родовспоможения - начали осуществляться на базе прихода церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а при нашем храме обосновались «Спас», «Осознание» и «Сияние».

Разрабатывая концепцию своих дел милости, мы безусловно опирались на российские традиции милосердия, но понимали, что время требует от нас уже новых подходов, современных социальных технологий. Нам хотелось бы так организовать эту деятельность, чтобы прихожане сами осуществляли социальное служение. Как это сделать, подсказал бывший тогда полпредом президента в Приволжском федеральном округе Александр Владимирович Коновалов.

Это с его подачи родилась наша главная организационная схема, следуя которой члены приходских объединений не просто самореализовались, но и соответствующим образом свой статус оформили. Теперь и «Спас», и «Осознание», и «Сияние» - полноценные юридические лица. «Осознание», скажем, - одно отдельное хозяйство, «Сияние» - уже другой, тоже отдельный механизм, «Спас» - третий, но все они существуют при приходе. С одной стороны, эти организации развернуты во внешний мир: дабы пополнить свои ресурсы, им же надо и в социуме взаимодействовать (со спонсорами, политическими партиями, какими-то госструктурами). С другой стороны, они развернуты в храм, поскольку здесь им оказывают и духовное окормление: все члены приходских объединений могут поучаствовать в таинствах, получить помощь священника и ту же финансовую, ресурсную поддержку. Церковь же дала им и крышу над головой.

- Но частью церковной структуры эти общественные объединения не являются?

- Структурно - нет. Но без Церкви они вряд ли смогли бы существовать. И такая схема, как показало время, наиболее выгодна. Она позволяет организациям быть более гибкими, мобильными.

- То есть члены любого из ваших объединений так или иначе участвует в церковной жизни, а проблема, которая заставила их сюда прийти, решается уже по ходу дела, с привлечением ресурсов извне?

- Именно так. И знаете, сейчас, наблюдая уже как бы сверху за тем, как работают и «Спас», и «Осознание», и «Сияние», я думаю, что на моих глазах складывается что-то совершенно новое и для Церкви, и для нашего времени.

- Можно сказать, что ваш социальный проект уже достаточно зрелый?

- Не совсем. Степень зрелости любого проекта определяется довольно просто: если накопленный опыт проанализировали, обобщили и готовы передавать его дальше, то - да. С волонтерским движением «Милосердие» так и случилось - они уже перешагнули рамки города. Что касается нашего опыта, мы еще находимся в стадии созревания. Но если эту модель социально ориентированного и миссионерского прихода описать с точки зрения всех аспектов - управленческих, финансовых, психологических, кадровых (священников, которые будут с каждой из этих категорий людей работать, надо тоже особым образом подбирать или готовить), то она вполне может заработать. И кстати, тиражирование ее внутри храма уже началось. В этом году, к примеру представители общества слепых и слабовидящих детей попросили нас помочь в организации воскресной школы по образцу той, что уже действует в центре «Спас». Так что, вполне возможно, у нас вскоре появится еще одна православная община.


Про возможность послужить ближнему

- Зачем эти проекты нужны храму?

- Ну, во-первых, миссионерская деятельность всегда была неотъемлемой частью Церкви. Главным делом миссии, как вы знаете, является проповедь Евангелия. Но суть христианской проповеди заключается не в передаче некоей суммы знаний, а в том, чтобы подготовить почву для благодатной встречи человека с Богом. Даже если вдохновить кого-то словами Евангелия, а потом проявить холодность и безразличие, можно оттолкнуть его и от Церкви, и от Бога. Вера без дел мертва. И многие миссионеры, кстати, завоевывали себе авторитет именно заботой о просвещаемых: лечили их, учили, помогали во всем. А христианская проповедь воспринималась затем уже как продолжение этой заботы...

- Но главная задача Церкви все же очевидна - расширить число своих чад...

- Согласна. Но это не воцерковление напрямую. Церковь открыта для людей, но они не всегда приходят сюда молиться, зачастую - просто со своими проблемами. И Церковь сначала просто пытается помочь их решить, а в процессе взаимодействия люди уже потихоньку начинают ходить в храм, знакомиться с прихожанами, жизнью прихода. И их воцерковление в этом случае более органично.

- А для самих прихожан такая «социальная диакония» тоже много значит?

- Конечно. Не секрет, что живем мы сегодня в достаточно жестоком мире, поэтому очень важно, что у наших прихожан появилась реальная возможность послужить ближнему. Невозможно говорить о вере, исповедовать веру и ничего при этом не делать.

- Вам, насколько я знаю, тема социального проектирования очень близка.

- Да, уже лет семь это основная сфера моей профессиональной деятельности. Ранее я работала менеджером в одном крупном благотворительном фонде (это была бизнес-структура), а потом просто попыталась встроить себя со своим опытом в структуру церковную. Конечно, многому пришлось подучиться: и как с представителями Церкви взаимодействовать, и как социальную деятельность при приходе осуществлять - здесь ведь своя специфика.


Про принципы соработничества

- Поскольку практически все ваши социальные проекты - на самофинансировании, приходится постоянно искать «доброго дядюшку»...

- Иногда «дядюшки» сами приходят. И в этом, кстати, еще один плюс нахождения при церкви. Прочие некоммерческие общественные организации вынуждены искать спонсоров, можно сказать, с рупором в руке, а сюда попечители, движимые христианским чувством милосердия, сами приходят. Ну как не поучаствовать в проекте, рожденном в родном приходе? Хотя помочь ведь можно не только финансами. Кто-то готов безвозмездно поделиться своими умениями, кто-то - пожертвовать время...

Наши молодые прихожане, к примеру, откликнулись на нужду членов общины глухих и слабослышащих в общении с братьями по вере, стали изучать язык жестов на курсах, организованных при храме, и уже третий год по воскресеньям осуществляют сурдоперевод службы, проводят беседы с членами «Спаса».

- И все же одна Церковь решить социальные проблемы, с которыми люди переступают ее порог, не в состоянии.

- Конечно. Поэтому мы и говорим о принципе соработничества государственных, церковных и общественных структур в деле социального служения. Именно в сотрудничестве со светскими НКО и в использовании их механизмов привлечения ресурсов и решения проблем на партнерских основаниях Церковь видит перспективу развития своей социальной деятельности. И сама, кстати, может предложить НКО свои ресурсы, например помещение, поскольку у храмов, как правило, есть дополнительные площади, где должна вестись работа с прихожанами.

Поддержка государственной власти на всех уровнях и активное с ней взаимодействие тоже необходимы. Лишь в этом случае появится какая-то возможность улучшить социальную ситуацию в стране. В общем, без трехстороннего партнерства никуда. А главное все предпосылки для того, чтобы начать наконец нормальный диалог между Церковью, государством и структурами НКО сегодня налицо. Тем более что у каждой из сторон есть свой интерес в этом сотрудничестве. Для государства социальная поддержка граждан - обязанность, для НКО - цель их работы, для Церкви - ее миссия. Главная проблема - кадры. Нужны люди, готовые работать по новым методикам. Думаю, пора подумать о подготовке специалистов по социальному служению в духовных образовательных учреждениях, а также о создании банка данных по лучшим практикам и методикам социального служения в современных условиях.

- Ольга Владимировна, поскольку ваш супруг иерей Игорь Балабанов тоже служит в этом храме, вы не только заместитель настоятеля по социальной и просветительской деятельности, но еще и матушка. Причем, я бы сказала, современная матушка...

- Я действительно нетрадиционная матушка - скорее соратница, нежели хранительница домашнего очага. Конечно, пытаюсь совместить и то, и это, но не всегда получается.

- Ваша работа приносит вам удовлетворение?

- Безусловно. Когда делаешь людям добро, пусть и в рамках социального проекта, тепло и любовь, на которые они не скупятся в ответ на заботу, подпитывают огонь моей веры в себя.

http://www.pravda-nn.ru

21 января 2011 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь