Общество глухих

17 мая – митинг в Москве в защиту социальных прав инвалидов

17 мая – митинг в Москве в защиту социальных прав инвалидов

Инициативная группа движения за социальные права инвалидов "Наше право" подала уведомление о проведении митинга в защиту социальных прав инвалидов 17 мая (в субботу) с 12 до 14 часов в Новопушкинском сквере г. Москва (проезд до станций метро "Тверская","Пушкинская" или "Чеховская").

С самого начала движение "Наше право" считало одним из главных своих требований отмену так называемых степеней ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД), которые были введены ещё в ходе пенсионной реформы в 2001 году в качестве главного критерия для назначения и выплаты пенсий по инвалидности, а в ходе монетизации льгот были использованы ещё и как критерий для социальной защиты (т.е. для предоставления льгот). Вот уже
два года мы требовали отказа от этой системы, так как эти степени и это первая тема митинга:

во-первых, дискриминируют инвалидов третьей степени в отношении наших прав на образование и на трудоустройство полностью, а инвалидов второй степени - частично, поскольку для второй степени предполагается работа или учёба в так называемых "специально созданных условиях";

во-вторых, система эта во многих отношениях несправедлива, так как инвалиды одной и той же группы, находящиеся совершенно в равном положении относительно ограничений здоровья, могут иметь не только разные пенсии, но и разные льготы (например, тотально слепой, признанный полностью нетрудоспособным, т.е. с третьей степенью ОСТД, имеет право на собаку-проводника и на проезд с сопровождающим, а вот такой же тотально слепой со второй степенью - этих льгот уже не имеет;

в-третьих, вся эта система заставляет инвалидов смотреть на реабилитацию как на враждебную деятельность, а на реабилитолога - как на врага, так как чем больше реабилитация инвалида - тем ниже (или меньше) степень ОСТД, а вместе с ней - ниже и меньше пенсия и льготы.

В настоящее время в Госдуму внесен проект закона №16539 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части социальной защиты инвалидов.

А реально ли вообще изменить закон?

Да, вполне возможно по следующим причинам:

Во-первых, сами государственные чиновники и политики сильно раскололись в его оценке. Начнём с того, что непосредственные инициаторы этих "степеней ОСТД" в Минздравсоцразвитии Асадчих и Стародубов сами ушли на пенсию, а новый руководитель социального департамента этого министерства Самарина от степеней не в восторге, какпоказывают её выступления по радио. Кроме того, законопроекты об отмене степеней уже поступали от некоторых субъектов федерации, в частности из Твери и из Новгорода Великого. Эти законопроекты были не очень хорошо подготовлены и обоснованы и потому были отклонены, но сам факт такой вот инициативы имеет некоторое значение. И, наконец, против "степеней" выступила Общественная палата, что тоже немаловажно. Пока что это именно раскол в среде чиновников и политиков, причём такой раскол, в котором большинство их в этой проблеме вообще не разбирается и разбираться особо не
хочет, а меньшинство расколото на две противоположные части.

Во-вторых, требование отмены степеней является вполне общим для всех основных организаций инвалидов, в том числе и для Всероссийских общественных организаций инвалидов.

И, в-третьих, лежащая в основе этих "степеней" доморощенная концепция инвалидности сильно противоречит современному пониманию инвалидности и, в частности, Конвенции ООН о правах инвалидов. И подписание, а затем и ратификация этой Конвенции будет означать неминуемую смерть того методологического подхода, который эти "степени" породил.

Вот эти три условия и позволяют сегодня говорить о вероятности изменения закона, т.е. о серьёзной корректировке пенсионной реформы и монетизации льгот в наших интересах.

Вторая тема митинга - это Конвенция ООН о правах инвалидов, которая уже 3 мая официально вступила в силу, так как её подписали 20 государств - членов ООН.

Россия пока ограничилась подписанием факультативного протокола к этой конвенции.

Казалось бы, какое нам дело до этой конвенции?

На самом же деле это очень важный документ, который содержит не только новое и довольно прогрессивное определение инвалидности, которое камня на камне не оставляет от рождённой в недрах Минздравсоцразвития трудовой концепции инвалидности, - эта Конвенция содержит в себе ещё и реальный политический механизм своего выполнения, который позволяет организациям инвалидов самим следить за выполнением Конвенции в каждой стране и в случае
её невыполнения - информировать об этом соответствующий международный орган, который будет разбираться со страной-нарушителем.

Почему же российское государство так тормозит с подписанием? Не только потому, что после этого придётся менять существующую концепцию инвалидности, но ещё и потому, что тогда Россия должна будет признать в том числе и наше с вами право на контроль за соблюдением этой Конвенции, а ещё потому, что ратификация Конвенции предполагает не только формальные обязательства, но и конкретный федеральный закон, в котором все декларативные обязательства должны быть выписаны конкретным языком цифр и бюджетных ассигнований, а вся система социального законодательства должна быть приведена в соответствие с этой Конвенцией. Но вот именно поэтому мы заинтересованы в том, чтобы Россия не ограничивалась одним подписанием факультативного протокола, а пошла бы дальше.

И третья тема митинга - это борьба против дискриминации инвалидов в самом широком смысле этого слова, начиная от неприспособленности среды обитания и кончая информационной недоступностью для инвалидов по слуху и зрению.


Сергей Новиков, лидер движения «Наше право»

07 мая 2008 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь