Общество глухих

«Принципиально не учу жестовый язык»: молодой педагог — о работе в школе-интернате для слабослышащих

Тимофею Лихачеву 24 года. Он преподает историю, обществознание, финансовую грамотность и английский язык в школе-интернате №?30 имени Карпа Микаэльяна — там учатся дети с инвалидностью по слуху. Корреспондент «Мела» Анна Бузанова поговорила с Тимофеем о его учениках, работе и о том, почему он выбрал именно этот путь.

«Не планировал быть учителем»

Моя семья — настоящая педагогическая династия. Папа по образованию учитель физкультуры. Мама и бабушка — учителя русского и литературы. А вот сам я сначала не планировал поступать в педагогический, но в итоге так сложились звезды.

В 2016 году, сразу после школы, я поступил в МГПУ на программу «Педагогика: история и английский». Изначально я не относился к учебе серьезно и думал, что когда отучусь, пойду туда, где мне будет интересно. Однако на втором курсе начал заниматься репетиторством, потом работал аниматором и вожатым — в общем, стал понимать, что работать с детьми мне очень нравится.

На четвертом курсе мне наконец захотелось попробовать себя в роли учителя, я пошел вести занятия в колледж. Моя работа в колледже пришлась на посткарантинные времена, поэтому мне было легко совмещать преподавание с собственной учебой. Пары в вузе проходили в основном во второй половине дня дистанционно, а пары в колледже шли утром.


Тимофей Лихачев

Но потом мне захотелось сменить место работы. И как раз тогда мой знакомый собирался перейти в школу-интернат №?30 имени Карпа Микаэльяна, где учатся дети с инвалидностью по слуху. Я сходил вместе с приятелем на собеседование, и меня взяли. Там я работаю уже третий год. И хожу на работу с удовольствием.

«Боялся, что надо мной будут смеяться»

Преподавать в школе мне нравится гораздо больше, чем в колледже. Там приходилось по сути просто надиктовывать лекции, а в школе гораздо больше живого контакта с учениками. К тому же я работаю в школе, где в классах по 6-8 детей. Благодаря этому получается с каждым пообщаться во время занятия.

Конечно, поначалу мне было трудно работать с детьми, к которым нужен особый подход. Я боялся, что меня не поймут, что я сам не буду понимать детей, что они будут надо мной смеяться. Наконец, что мне будет сложно с ними работать, потому что мне жалко детей: «Ну как же так вышло, что ребенок не слышит, бедный, как его поддержать». Но в итоге все мои опасения оказались напрасными.

Поэтому жалость и страхи осталась позади, мы с детьми быстро нашли конакт

Первый урок прошел, на самом деле, волнительно. Я только учился выступать перед людьми, только учился контролировать ход образовательного процесса — от заданий на уроке до выполнения домашки. Я даже точно не знал, понимают ли меня ребята или нет (как бы странно это не звучало).

Однако все прошло хорошо, и на второй урок я пришел уже гораздо более уверенным в себе. Мне приятно делиться с детьми жизненным опытом и знаниями, понимать, что я помог человеку, заложил в его душу зерно, которое, возможно, вырастет во что-то хорошее.

Наши дети, как и все остальные, тоже случается, ведут себя плохо, пытаются срывать уроки. Но при этом они хорошо пишут контрольные и сочинения. И получают хорошие оценки. Именно это и мотивирует продолжать хорошо учиться. Провокация и угрозы на детей никогда не действуют.

«Это такие же дети, как и любые другие»

Порой на работе я чувствую себя как иностранец: дети на переменках часто общаются жестами. У меня нет дефектологического образования, только педагогическое, поэтому жестовым языком я не владею, но и не учу его. Почему? Потому что задача нашей школы — научить ребят говорить.

Мы, педагоги, владеем дактильной речью (способ общения при помощи ручной азбуки. — Прим. ред.), но это совсем не то же самое, что жестовый язык — общение на нем мы как раз не поощряем. Стараемся, наоборот, максимально социализировать детей, приучить пользоваться речью: в будущем ведь им нужно будет поступить в вузы, найти работу.

Сообщество людей с нарушениями слуха — отдельный мир со своими обычаями, правилами и языком. Соответственно, у ребят свое мышление: оно немного отличается от нашего, в частности из-за словарного запаса.

Нашим детям сложнее дается понимание философских, абстрактных вещей

Но, вообще говоря, слабослышащие дети — это такие же дети, как и любые другие. Да, в чем-то они они отличаются, но не кардинально.

У нас есть ученики, которые тебя слышат и понимают, есть те, кто хорошо читает по губам, есть дети, которые находятся в настроенных слуховых аппаратах. В зависимости о этих особенностей я выстраиваю стратегию общения и работы с каждым конкретным ребенком.

С кем-то можно просто медленно говорить и четко проговаривать слова. При этом важно повернуться к собеседнику именно лицом –дети ориентируются на губы. С некоторыми ребятами я дублирую сложные слова при помощи дактильного алфавита. Какие-то повседневные выражения, например, «запиши», «посмотри», «подойди, пожалуйста» они знают. Но когда объясняешь им в пятом классе слово «пирамида», они не понимают. Приходится дублировать слово. Сложности есть, но все преодолимо. Мы друг друга понимаем, даже учитывая то, что я не владею жестовым языком.

Работаем мы по обычным учебникам, как в простых школах. Да и в целом это дети, как дети. Я стараюсь их сильно не нагружать, понимаю, что у всех кружки, секции. Есть одна девочка, которая всегда в делах: «Лен, ты отдохнула?», — «Нет, были репетиторы и гимнастика». А есть мальчик, который всегда думает о своем. Задай ему любой вопрос, и он ответит: «Овчарка». У него просто есть собака — он про нее много думает.

«Любим играть в „Крокодила“ и Uno»

В обычной школе можно показать ребятам на уроке видео и попросить выполнить задание, а здесь так сделать нельзя. Видео должно быть с субтитрами, к каждому уроку идет презентация, в которой дублируется разбираемый материал. Кроме того, я должен проверять слуховые аппараты детей — делаю это с помощью специального экрана, которым прикрываю свой рот, чтобы дети не читали по губам, а старались воспринимать речь на слух.

Обычно на уроке в начале занятия я специально четко называю ребят по именам. «Ваня, Арина, Егор» — дети откликаются. Затем мы отрабатываем слова предыдущего урока, обязательно соблюдая правила постановки ударения. Еще мы пишем, проговариваем какие-то слова по теме, ученики делятся своими соображениями. В конце делаем небольшую резюмирующую самостоятельную работу, минут на 5, и записываем домашнее задание.

Учителю важно удостовериться, что все всё поняли и правильно записали. Я даю детям информацию, а потом прошу воспроизвести своими словами. Когда-то мы проходили тему «Торговые гильдии». Я спросил у одного мальчика, что такое «гильдии». Он ответил: «Война». Это неправильно, я начал объяснять по-новой, пока ребенок не ответил, что это сообщество купцов времен Средневековья.

В своей работе я и мои коллеги используем игры, где нужно специально активизировать речь, чтобы выполнить задание. Например, мы любим играть в «Крокодила» и в Uno, причем на английском.

У нас в школе есть пролонгированное обучение, когда программа одного учебного года по сути распределяется на два: это происходит в четвертом и в девятом классе. Но учатся так не все. Пролонгированное обучение необходимо тем, кто относится к определенной группе здоровья — оно помогает детям учиться в более комфортном темпе и качественнее готовиться к экзаменам.

Поэтому в школе есть дети, которые в 18-19 лет учатся в 10 классе

После школы некоторые дети идут в колледж, с которым сотрудничает школа. Кто-то после одиннадцатого класса поступает в университет, обычно на учителя физкультуры или на технические специальности. Устроиться на работу часто помогает Всероссийское общество глухих (ВОГ). А некоторые выпускники нашей школы возвращаются сюда уже учителями.

«Улыбнитесь, пожалуйста. Не будьте грустным»

Несмотря на то, что я работаю относительно недавно, я уже сталкивался с выгоранием. Но все же к трудностям на работе я стараюсь относиться с юмором. К тому же, у нас очень хороший коллектив: с другими учителями всегда можно выговориться. Но усталость все равно накапливается. В тяжелые периоды я могу приходить домой, лежать и ничего не делать. Но пока что у меня не было момента, когда мне бы хотелось уволиться, бросить все и уехать в закат.

Дружеская атмосфера у нас не только в педагогическом коллективе. Я вижу, что мои ученики по-доброму относятся друг к другу. Так, у одной девочки сложности с опорно-двигательной системой — одноклассники помогают ей передвигаться.

Дети любят делать маленькие подарки и мне. Например, они оставляют на моем столе записки со словами вроде «спасибо, теперь мне все понятно». Первоклассники подбегают в коридоре и пытаются обнять. Однажды я сидел на перемене, занимался электронным журналом. Ко мне подошла девочка и положила передо мной записку: «Улыбнитесь, пожалуйста. Не будьте грустным».

«Здесь у нас все свои»

На мой взгляд, слабослышашему ребенку в обычной школе, в классе размером в 30 и более человек будет довольно сложно учиться. У нас были случаи, когда к нам приходили дети из таких классов и очень радовались, что наконец-то что-то понимают. Когда в классе 30 детей, нет тьютора, все спрашивают и кричат, ребенку с особенностями здоровья, как мне кажется, может быть тяжело понять даже тему урока. В итоге такой ученик за остальными не успевает, ему приходится прикладывать больше усилий, чтобы догнать программу.

Конечно, инклюзия — это правильно и здорово, но пока, на мой взгляд, она работает не везде и порой создает сложности и учителям, и детям, и их одноклассникам. К тому же, многие дети жестоки и часто обижают тех, кого не понимают. А здесь, у нас, все свои, поэтому учителю проще давать один тип материала.

Социализации у наших детей сейчас и так очень много. Мы с учениками часто ездим на городские и федеральные мероприятия. Наши школьники участвовали в «Движении школьников» и «Большой перемене». Наконец, у нас очень много спортсменов — среди глухих и слабослышащих спорт довольно популярен. Словом, никто из наших школьников не сидит взаперти.

Фото: личный архив Тимофея Лихачева; Daryaart9, Paladin12, kckate16 / Shutterstock / Fotodom

mel.fm

04 октября 2023 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 09.10.2023 17:20
Ну и дурак. Это то же самое работать в школе для англоговорящих детей и кричать: принципиально не учу Англицкий язык))
Пользователь
Гость 09.10.2023 18:04
(Гость 09.10.2023 17:20) там слабослышащие дети и подростки. И вообще, ты плохой гость, очень плохой.
Пользователь
Гость 09.10.2023 19:23
(Гость 09.10.2023 18:04) , ну да, многие слабослышащие ученики и выпускники спецшкол вообще этот самый ЖЯ знают на уровне корявого дактиля, и не пользуются им ни в школе, ни в быту, ни после школв - зачем им жесты, если есть слуховой аппарат?

Для социализации именно слух им первичен, слуховые аппараты и слухопротезирование, сурдологи - а не наглое ВОГовское требование ко всем окружающим, чтобы они все поголовно этот самый РЖЯ учили для общения со всеми глухими - с какой вообще стати большинство должно принудительно изучать язык меньшинства? Не нравится - ручка и бумага в помощь...

От остатка слуха зависит - в природе большинство всё-таки позднооглохших, чем глухих от рождения жестовиков...
Пользователь
Гость 10.10.2023 12:44
(Гость 09.10.2023 18:04) Видно что не учился в школе для слабослышащих.
Пользователь
Гость 10.10.2023 12:52
(Гость 10.10.2023 12:44) учился как раз в школе для слабослышащих с 1977 по 1988 годы. Окончил ПТУ, Техникум, Институт и Колледж, использовал активно слуховой аппарат. А так слуховым аппаратом не пользуюсь, итак шум в одном ухе, а правым не слышу ничего. Полностью поддерживаю, что РЖЯ вреден для слабослышащих, которые тормозят умственное развитие и восприятие информации со страниц книг и журналов. Долой Всероссийское общество глухих, Да здравствует Всероссийское объединение глухонемых!!!
Пользователь
Гость 10.10.2023 14:20
(Гость 10.10.2023 12:52) В то время в таких школах учились много глухих, особенно в классах " Б", " В" и " Г". И не нужно нам тут ля ля ля про аппарат, наушниками пользовались во время уроков. Поэтому очень много неграмотных. А как иначе, если не понимали речь и жестми им не обьясняли
Пользователь
Гость 10.10.2023 14:51
Альтернативе письменному русскому языку сейчас нет, поэтому вог , продвигающий обезьяний язык должен исчезнуть с лица земли, как вредный элемент.
Пользователь
Гость 10.10.2023 15:02
(Гость 10.10.2023 14:20) это ты тут ля-ля-ля про РЖЯ. Наушники пользовали в младших классах, а в старших классах приходилось одевать слуховой аппарат, так как заставляли читать по губам и слушать звуки. По русскому языку у меня всегда были оценки: "1"; "2". О глухих, которые учились в классах категории "В" и "Г" не пишу, они учились 12 лет, были злобны как дикие обезьяны, так что мы не могли с ними дружить, и они не шли на контакты, хотя учились много лет под одной крышей родной школы.
Пользователь
Гость 10.10.2023 15:13
(Гость 10.10.2023 14:51) полностью поддерживаю.
Пользователь
Гость 10.10.2023 17:37
Из 400 инвалидов по слуху есть остаточный слух , у кого больше, у кого меньше, это нужно использовать при помощи технических средств реабилитации, но главное, чтобы эти люди были грамотными, начитанными и владели в совершенстве письменной речью. Тогда им не страшны переводчики -аферисты и прочие мошенники. А что сейчас? Вог монополизировал переводческие услуги и повально судьба многих глухих зависит от степени жадности этих переводчиков, с которых вог снимает мзду. Молодежь ! Не ведитесь на туфту , учите русский язык и будете людьми , а не стадом!
Пользователь
Гость 10.10.2023 18:44
Молодежь, ты стадо баранов, идите в ВОГ, это единственное место, где будут пляски и песни на РЖЯ. Выбора нет.
Пользователь
Гость 10.10.2023 19:33
(Гость 10.10.2023 18:44) за то мы, стадо старых баранов, нечаянно старого волка, придавили, слеповаты мы теперь от старости, не туда побежали, да и пастух пропал, помер наверное - все-таки мы старые бараны, шерсти никуда, мясо "бля". Волка жалко, лежит парализованный, гад, посреди поля, покоя по ночам не дает спать..
Пользователь
Юлия 10.10.2023 20:47
Гость 09.10.2023 19:23, Вы написали: Не нравится - ручка и бумага в помощь... Пожалуй не соглашусь с Вами, не все могут взять бумагу и ручку, и написать что-то, так время потратить на это надо. Поэтому лучше научиться читать по губам, о чем говорит или спрашивает, но сейчас у всех есть мобильники, смартфоны, так на смартфоне можно установить речевой перевод или переписываться в обычной записной книжкой, а потом удалять, опять же тратить время не охота слышащим. Что касается учителя, то это его право, хочет или может учить диктальную азбуку, то проблем в общении с детьми не будет.
Пользователь
Гость 12.10.2023 14:42
(Юлия 10.10.2023 20:47) Самый тупой комент. Забудь про право и хочет или может! Учитель должен учить, а значит учить на том языке на каком дети общаются. Иначе на кой хер такой учитель, если до детей не дошло о чем говорят и вырастают безграмотными.
Пользователь
Гость 12.10.2023 15:08
Если переводчик или докладчик на ржя вызывает отвращение или даже легкую антипатию, то и всю информацию с его рук буду воспринимать негативно. Пример тому речь на ржя Иванова, я обычно читаю субтитры. Другое дело текст, его можно освоить даже под шофэ буквы не раздражают.
Пользователь
Гость 12.10.2023 15:26
(Гость 12.10.2023 14:42) , а на кой хер в школе такие дети, которые нормального языка не знают? Пусть по вебке у глухих блохеров на своем родном РЖЯ учатся...

Если даже в нормальных школах уже и так больше половины узбекских и таджикских учеников, которые тоже по-русски ни бе, ни ме, где на них узбекских учителей набрать? И на кой хрен вообще-то? Это они сами должны изучать и готовиться к школе дома... Не нравится - гоу домой, на родной мове в ауле балакай с ишаками сколько влезет.

Это дети должны быть подготовлены к школе, а не учителя под них подлаживаться... Не нравится - гоу в специнтернат для умственно отсталых...
Пользователь
Гость 12.10.2023 19:02
(Гость 12.10.2023 15:26) При СССР существовали детские сады для глухих, где детей уже в 5 летнем возрасте обучали к освоению русского языка с помощью дактильной жестовой речи, с помощью наушников слушали и осваивали речь педагога. Все должны делать учителя, на то что они и есть учителя. Если что-то не получилось, не ребенок виноват, не его родители виноваты, а виноват именно учитель, он же диплом получил, окончил педагогический вуз. Если сейчас существует проблемы, то в этом первую очередь виноват коллектив Педагогического университета на Юго-Западной, нечего было глухих на учебу студентами брать. Советские учителя-сурдопедагогики были строги и много добывались, но если ребенок с рождения идиот, но для них существовала школы для умственных отсталых или школы для глухих, а дельнейшая судьба решала ВОГ, которая после 1991 года предала всех глухих граждан России.
Пользователь
Гость 12.10.2023 19:03
(Гость 12.10.2023 15:26) Азиаты учатся в школе для русскоязычных? Тогда да, пусть учат русский. А в спецшколе для глухих и "слабослышащих" родной язык РЖЯ! Тогда пусть учителя учат жесты. Не хотят- го калымить в других школах, хоть для умственно осталых
Пользователь
Гость 12.10.2023 19:24
(Гость 12.10.2023 19:02) Узбеки учатся в обычной рускоязычной школе. А слабослышащие в спецшколе, не в обычной рускоязычной школе. Чуешь разницу?
Пользователь
Гость 12.10.2023 19:39
(Гость 12.10.2023 19:03) , ну вот и пусть тех, для кого "родной" язык РЖЯ и учат те учителя, для кого РЖЯ тоже родной... Логично? Осталось их постоянно готовить для школ - этим ВОГ пусть и занимается, сам для себя кадры кует...

А так какие педагоги есть - такие и есть, и упор именно на русский язык, общий для всех школ - и обычных, и специальных...

Кто из детей именно русский язык до школы поленился изучить, и с кем в семье поленились родители заниматься хотя бы с оепетиторами - фактически на положении тех же детей мигрантов и будут: им никто ничего не обязан, если не знают именно государственного русского языка...
Пользователь
Гость 12.10.2023 19:53
(Гость 12.10.2023 19:24) сам учился в спецшколе. до 10 класса за моим языков во рту ловили, чтобы правильно произносил звуки.
Пользователь
Гость 14.10.2023 13:20
Лучше было бы так, каждый учитель обязан знать хотя бы диктальную азбуку жестового языка, так проще обращаться к школьникам, нежели на каждом уроке орать или кричать на них, даже если он глухой- смысла нет! Тем более слабослышащие терпят этого кричащего учителя, после школы хочется сл. аппарат не носить совсем. Другое дело, болеть "климаксом" при переходном возрасте, тоже касается, чаще они орут на кого-то и т.д. Нужно уметь держать себя в руках.
Пользователь
Гость 14.10.2023 13:37
Пооще набирать в учителя для спецшкол только тех, для кого РЖЯ такой же "родной" от рождения, как и для самих воговцев - вот пусть из своих соплеменников, говорящих на одном родном с ними языке, и готовят себе педагогические кадры...

А учитель учит именно на русском языке, общем для всех в России. Что толку знать дактиль, если слабослышащие и оглохшие его и не знают вообще, а глухие и читать на нем не умеют, и русских слов не знают и не понимают - именно потому, что их до школы дома родители русскому не учат?

Подготовка своих чад к школе и контроль их уровня развития - это уже обязанность родителей, а не учителей вообще-то...
Пользователь
Гость 14.10.2023 13:50
К тому же, в РЖЯ нет правил грамматики, окончаний, падежей, предложения строятся не так, как в русском языке вообще... Как это вообще согласуется с нормальным грамотным образованием, не объясните?

При такой системе РЖЯ, как "родного им языка", глухие жестовики даже заявление о приеме на работу без сурдопереводчиков написать не могут, или не пишут, а перерисовывают по буквам с образца, как какие-то папуасы... )))

Какой вообще нормальный учитель русского языка согласится так насиловать свой родной язык, типа "ты обед быть", помилуйте.. Разве только вот что спецподготовленный из кадров ВОГ..

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь