DeafNet
Для глухих, слабослышащих и всех  /  Общество глухих
Распечатать

«Принципиально не учу жестовый язык»: молодой педагог — о работе в школе-интернате для слабослышащих

Тимофею Лихачеву 24 года. Он преподает историю, обществознание, финансовую грамотность и английский язык в школе-интернате №?30 имени Карпа Микаэльяна — там учатся дети с инвалидностью по слуху. Корреспондент «Мела» Анна Бузанова поговорила с Тимофеем о его учениках, работе и о том, почему он выбрал именно этот путь.

«Не планировал быть учителем»

Моя семья — настоящая педагогическая династия. Папа по образованию учитель физкультуры. Мама и бабушка — учителя русского и литературы. А вот сам я сначала не планировал поступать в педагогический, но в итоге так сложились звезды.

В 2016 году, сразу после школы, я поступил в МГПУ на программу «Педагогика: история и английский». Изначально я не относился к учебе серьезно и думал, что когда отучусь, пойду туда, где мне будет интересно. Однако на втором курсе начал заниматься репетиторством, потом работал аниматором и вожатым — в общем, стал понимать, что работать с детьми мне очень нравится.

На четвертом курсе мне наконец захотелось попробовать себя в роли учителя, я пошел вести занятия в колледж. Моя работа в колледже пришлась на посткарантинные времена, поэтому мне было легко совмещать преподавание с собственной учебой. Пары в вузе проходили в основном во второй половине дня дистанционно, а пары в колледже шли утром.


Тимофей Лихачев

Но потом мне захотелось сменить место работы. И как раз тогда мой знакомый собирался перейти в школу-интернат №?30 имени Карпа Микаэльяна, где учатся дети с инвалидностью по слуху. Я сходил вместе с приятелем на собеседование, и меня взяли. Там я работаю уже третий год. И хожу на работу с удовольствием.

«Боялся, что надо мной будут смеяться»

Преподавать в школе мне нравится гораздо больше, чем в колледже. Там приходилось по сути просто надиктовывать лекции, а в школе гораздо больше живого контакта с учениками. К тому же я работаю в школе, где в классах по 6-8 детей. Благодаря этому получается с каждым пообщаться во время занятия.

Конечно, поначалу мне было трудно работать с детьми, к которым нужен особый подход. Я боялся, что меня не поймут, что я сам не буду понимать детей, что они будут надо мной смеяться. Наконец, что мне будет сложно с ними работать, потому что мне жалко детей: «Ну как же так вышло, что ребенок не слышит, бедный, как его поддержать». Но в итоге все мои опасения оказались напрасными.

Поэтому жалость и страхи осталась позади, мы с детьми быстро нашли конакт

Первый урок прошел, на самом деле, волнительно. Я только учился выступать перед людьми, только учился контролировать ход образовательного процесса — от заданий на уроке до выполнения домашки. Я даже точно не знал, понимают ли меня ребята или нет (как бы странно это не звучало).

Однако все прошло хорошо, и на второй урок я пришел уже гораздо более уверенным в себе. Мне приятно делиться с детьми жизненным опытом и знаниями, понимать, что я помог человеку, заложил в его душу зерно, которое, возможно, вырастет во что-то хорошее.

Наши дети, как и все остальные, тоже случается, ведут себя плохо, пытаются срывать уроки. Но при этом они хорошо пишут контрольные и сочинения. И получают хорошие оценки. Именно это и мотивирует продолжать хорошо учиться. Провокация и угрозы на детей никогда не действуют.

«Это такие же дети, как и любые другие»

Порой на работе я чувствую себя как иностранец: дети на переменках часто общаются жестами. У меня нет дефектологического образования, только педагогическое, поэтому жестовым языком я не владею, но и не учу его. Почему? Потому что задача нашей школы — научить ребят говорить.

Мы, педагоги, владеем дактильной речью (способ общения при помощи ручной азбуки. — Прим. ред.), но это совсем не то же самое, что жестовый язык — общение на нем мы как раз не поощряем. Стараемся, наоборот, максимально социализировать детей, приучить пользоваться речью: в будущем ведь им нужно будет поступить в вузы, найти работу.

Сообщество людей с нарушениями слуха — отдельный мир со своими обычаями, правилами и языком. Соответственно, у ребят свое мышление: оно немного отличается от нашего, в частности из-за словарного запаса.

Нашим детям сложнее дается понимание философских, абстрактных вещей

Но, вообще говоря, слабослышащие дети — это такие же дети, как и любые другие. Да, в чем-то они они отличаются, но не кардинально.

У нас есть ученики, которые тебя слышат и понимают, есть те, кто хорошо читает по губам, есть дети, которые находятся в настроенных слуховых аппаратах. В зависимости о этих особенностей я выстраиваю стратегию общения и работы с каждым конкретным ребенком.

С кем-то можно просто медленно говорить и четко проговаривать слова. При этом важно повернуться к собеседнику именно лицом –дети ориентируются на губы. С некоторыми ребятами я дублирую сложные слова при помощи дактильного алфавита. Какие-то повседневные выражения, например, «запиши», «посмотри», «подойди, пожалуйста» они знают. Но когда объясняешь им в пятом классе слово «пирамида», они не понимают. Приходится дублировать слово. Сложности есть, но все преодолимо. Мы друг друга понимаем, даже учитывая то, что я не владею жестовым языком.

Работаем мы по обычным учебникам, как в простых школах. Да и в целом это дети, как дети. Я стараюсь их сильно не нагружать, понимаю, что у всех кружки, секции. Есть одна девочка, которая всегда в делах: «Лен, ты отдохнула?», — «Нет, были репетиторы и гимнастика». А есть мальчик, который всегда думает о своем. Задай ему любой вопрос, и он ответит: «Овчарка». У него просто есть собака — он про нее много думает.

«Любим играть в „Крокодила“ и Uno»

В обычной школе можно показать ребятам на уроке видео и попросить выполнить задание, а здесь так сделать нельзя. Видео должно быть с субтитрами, к каждому уроку идет презентация, в которой дублируется разбираемый материал. Кроме того, я должен проверять слуховые аппараты детей — делаю это с помощью специального экрана, которым прикрываю свой рот, чтобы дети не читали по губам, а старались воспринимать речь на слух.

Обычно на уроке в начале занятия я специально четко называю ребят по именам. «Ваня, Арина, Егор» — дети откликаются. Затем мы отрабатываем слова предыдущего урока, обязательно соблюдая правила постановки ударения. Еще мы пишем, проговариваем какие-то слова по теме, ученики делятся своими соображениями. В конце делаем небольшую резюмирующую самостоятельную работу, минут на 5, и записываем домашнее задание.

Учителю важно удостовериться, что все всё поняли и правильно записали. Я даю детям информацию, а потом прошу воспроизвести своими словами. Когда-то мы проходили тему «Торговые гильдии». Я спросил у одного мальчика, что такое «гильдии». Он ответил: «Война». Это неправильно, я начал объяснять по-новой, пока ребенок не ответил, что это сообщество купцов времен Средневековья.

В своей работе я и мои коллеги используем игры, где нужно специально активизировать речь, чтобы выполнить задание. Например, мы любим играть в «Крокодила» и в Uno, причем на английском.

У нас в школе есть пролонгированное обучение, когда программа одного учебного года по сути распределяется на два: это происходит в четвертом и в девятом классе. Но учатся так не все. Пролонгированное обучение необходимо тем, кто относится к определенной группе здоровья — оно помогает детям учиться в более комфортном темпе и качественнее готовиться к экзаменам.

Поэтому в школе есть дети, которые в 18-19 лет учатся в 10 классе

После школы некоторые дети идут в колледж, с которым сотрудничает школа. Кто-то после одиннадцатого класса поступает в университет, обычно на учителя физкультуры или на технические специальности. Устроиться на работу часто помогает Всероссийское общество глухих (ВОГ). А некоторые выпускники нашей школы возвращаются сюда уже учителями.

«Улыбнитесь, пожалуйста. Не будьте грустным»

Несмотря на то, что я работаю относительно недавно, я уже сталкивался с выгоранием. Но все же к трудностям на работе я стараюсь относиться с юмором. К тому же, у нас очень хороший коллектив: с другими учителями всегда можно выговориться. Но усталость все равно накапливается. В тяжелые периоды я могу приходить домой, лежать и ничего не делать. Но пока что у меня не было момента, когда мне бы хотелось уволиться, бросить все и уехать в закат.

Дружеская атмосфера у нас не только в педагогическом коллективе. Я вижу, что мои ученики по-доброму относятся друг к другу. Так, у одной девочки сложности с опорно-двигательной системой — одноклассники помогают ей передвигаться.

Дети любят делать маленькие подарки и мне. Например, они оставляют на моем столе записки со словами вроде «спасибо, теперь мне все понятно». Первоклассники подбегают в коридоре и пытаются обнять. Однажды я сидел на перемене, занимался электронным журналом. Ко мне подошла девочка и положила передо мной записку: «Улыбнитесь, пожалуйста. Не будьте грустным».

«Здесь у нас все свои»

На мой взгляд, слабослышашему ребенку в обычной школе, в классе размером в 30 и более человек будет довольно сложно учиться. У нас были случаи, когда к нам приходили дети из таких классов и очень радовались, что наконец-то что-то понимают. Когда в классе 30 детей, нет тьютора, все спрашивают и кричат, ребенку с особенностями здоровья, как мне кажется, может быть тяжело понять даже тему урока. В итоге такой ученик за остальными не успевает, ему приходится прикладывать больше усилий, чтобы догнать программу.

Конечно, инклюзия — это правильно и здорово, но пока, на мой взгляд, она работает не везде и порой создает сложности и учителям, и детям, и их одноклассникам. К тому же, многие дети жестоки и часто обижают тех, кого не понимают. А здесь, у нас, все свои, поэтому учителю проще давать один тип материала.

Социализации у наших детей сейчас и так очень много. Мы с учениками часто ездим на городские и федеральные мероприятия. Наши школьники участвовали в «Движении школьников» и «Большой перемене». Наконец, у нас очень много спортсменов — среди глухих и слабослышащих спорт довольно популярен. Словом, никто из наших школьников не сидит взаперти.

Фото: личный архив Тимофея Лихачева; Daryaart9, Paladin12, kckate16 / Shutterstock / Fotodom

mel.fm 

04.10.2023

Жестовый язык, «кукольная эстетика» и «батл» ведущих: «Звезда Театрала» раскрывает детали церемонии 2023

11 декабря на Основной сцене Театра им. Вахтангова пройдет XVI церемония вручения главной зрительской премии «Звезда Театрала». Впервые по инициативе ...

Курсы жестового языка открываются в Петрозаводске

Участники обучения вместе с преподавателями будут готовить первый в Карелии Фестиваль жестового языкаВ пятницу, 6 октября, в 18:30 состоится организационное ...