Общество глухих

Влияние громкой музыки на слух

Угрозой потери слуха из-за неправильного использования аудиоустройств

Алла Маллабиу: Сегодня мы поговорим о том, что миллиард подростков во всем мире находится под угрозой потери слуха из-за неправильного использования аудиоустройств. И еще от том, что концерты и фестивали могут испортить слух и о том, как люди, использующие слуховые аппараты и кохлеарный имплантат, могут наслаждаться музыкой.

Зоя Бойцева: Поговорим мы об этом с врачом-сурдологом Антоном Прошиным, который был у нас. И мы снова рады его видеть.

Антон Прошин: Здравствуйте.

Зоя Бойцева: Антон, расскажи нам скорее, почему такое огромное количество молодых людей под угрозой потери слуха из-за неправильного использования аудиоустройств?

Алла Маллабиу: Как они его неправильно используют? Что такое происходит?

Антон Прошин: Начнем с того, что избыточное звуковое давление, проще говоря громкость, является причиной того, что человек может потерять слух. Аналогичный вопрос: я в уме вообще, что я себя не контролирую? Я контролирую, у меня высвечивается, если я с телефона или с планшета, уведомление: «Вы собираетесь добавить громкость, она может повредить ваш слух». Это есть и на яблоке, и на Андроиде. Но тем не менее люди все равно накручивают громкость, считая, что они сами себе хозяева своей судьбы. Их право.

Но проблема в том, что современные наушники – большая часть – не имеют системы активного шумоподавления. Это просто устройство, которое выдает звук. И вот как раз для того, чтобы создать себе желаемый уровень громкости на фоне шума города, шума метро, поезда, самолета или еще где-то люди накручивают громкость и создает тем самым избыточное звуковое давление, громкость, которая непосредственно влияет на то, что слух потом может снижаться. Логичный вопрос: «Что делать?»

Наушники с защитой

Используйте наушники с системой активного шумоподавления методом противофазы. Благо сейчас такие устройства есть у достаточно большого количества производителей сотовых телефонов и у персональной акустики.

Алла Маллабиу: А какие наушники лучше, внутриушные? Мы читали, что с ними есть еще какие-то проблемы, они могут поцарапать ухо, может возникнуть воспаление. Или это редкий случай, который нечасто встречается?

Антон Прошин: Давайте разберем плюсы и минусы двух типовых устройств: накладные наушники и «капельки», «затычки», «бананы» – кто как их называет. Оптимально использовать наушники с большим амбушюром, так называемые «чебураторы». Потому что ушная раковина и ее функция – усиление звука. Идет пассивная шумоизоляция за счет того, что наушник плотно прилегает к ушной раковине и никакие остальные звуки не зайдут в слуховой проход по возможности. Это гигиенично. Мы с вами сейчас сидим, пишем подкаст, до нас писали и после нас будут писать – эти наушники технически можно обработать. В слуховом проходе они не находятся.

Чистка наушников

В отличие от «капельных» наушников. Эти наушники в свою очередь имеют фильтр. Но покажите мне хоть одного человека, который сдавал свои Air-Pods на ультразвуковую чистку. Они даже не знают о том, что есть такая услуга в хороших гипермаркетах, которые занимаются персональной акустикой. Я смотрю на вас и вижу это недоумение на лице: «А что, так можно было?»

Зоя Бойцева: Сейчас у многих вытянутся лица.

Антон Прошин: В слуховом проходе есть сера. Сера имеет сорбирующую функцию.

Соответственно, она задерживает на себе все зло из внешнего мира: бактерии, вирусы, инфекции и пыль, которая может оседать на барабанной перепонке и вызывать отит. Когда она высыхает, она может прилипать к фильтру и мембране наушника. Если долго использовать герметичные наушники или «капельки», то слуховой проход начинает потеть. Мы же люди, мы не исключение. Если там есть инфекция в спящем состоянии, то создаются прекрасные условия: влага, жидкость и все, привет, отит.

Даже вплоть до образования грибковой инфекции. Оптимально, если вы используете наушники, у которых есть темная насадка, конечно, было бы здорово, чтобы вы ее снимали и обрабатывали. Обрабатывать можно антисептиком. Возьмите некую маленькую емкость, например, рюмку. Налейте туда «Мирамистин» или «Перекись водорода» 3% один к одному и положите примерно на 15-30 минут. Достаньте, промойте под проточной водой, положите на сухую бумажную салфетку, пускай вся эта история высохнет, чтобы не испортить наушники. Делайте эту процедуру хотя бы раз в 2 недели. И живите счастливо.

Алла Маллабиу: Вообще об этом много говорят. Такая большая цифра. Но на самом ли деле люди теряют слух из-за громкой музыки? Есть ли такие случаи? Потому что сейчас об этом еще мало говорят.

Антон Прошин: Да. У меня очень много пациентов, которые профессионально связаны со звуком на больших оборотах: профессиональные барабанщики, гитаристы, басисты, клавишники, диджеи. Так же это работники клубов, официанты, служба охраны – люди, которые вынуждены находиться в помещении, в котором очень громко. Если они долго там работают, то ни рано или поздно имеют снижение слуха. В случае, если они не используют шумозащитные беруши.

Алла Маллабиу: Героиня сегодняшнего выпуска – девушка Яна с нарушенным слухом из города Дивногорска. И у нее очень необычная история.

Яна: В мои 15 лет родители заметили, что я стала прибавлять громкость у телевизора. В 16 лет я начала переспрашивать. Меня отвели к лору. Он обнаружил у меня пробки и удалил их. Несмотря на это, слух продолжал снижаться. Причина снижения слуха до сих пор остается для меня и для врачей загадкой. Болела я крайне редко, антибиотики не принимала, а травм у меня и не было никогда.

Лор предполагал, что во всем виноваты наушники, которые я, подросток, использовала ежедневно: на уроках в школе, на прогулках с друзьями, мои враги окружали меня везде. Кстати, слушала я рок, да погромче – так, что звук барабанов и гитары был слышен всем окружающим. Поэтому этой версии я поверила. Момент, когда окружающие заметили мое снижение слуха, мое восприятие звуков и музыки не изменилось. Просто я хотела сделать мир вокруг себя чуточку громче.

Зоя Бойцева: Антон, сейчас, наверное, многие родители подростков очень заволновались. Что ты посоветуешь? Как поговорить с подростком, который очень долго и много слушает громкую музыку кроме «Сними, а то оглохнешь»?

Антон Прошин: Тут многое зависит от отношений родителей с детьми. В силу того, что мы сейчас говорим про подростков, это всегда внутренний протест. Говорить: «Сними, а то оглохнешь» – это не здорово. Лучше всего показать. В интернете достаточно много видеороликов. Показать, что может быть в случае, если человек потеряет слух. Есть замечательный фильм, он основан на реальных событиях, он называется «Все из-за Пита Тонга». Это фильм про профессионального диджея Пита Тонга, который потерял слух.

Алла Маллабиу: Это который на Ибице был?

Антон Прошин: Да.

Алла Маллабиу: Я смотрела.

Антон Прошин: Он самый. Покажите на наглядных примерах из фильмов, YouTube. Разные есть площадки. Дети не верят нам, родителям – точно так же, как и мы не верили в подростковом периоде своим. Мы хотели все на своем опыте. Но когда у нас есть некие амбассадоры – человек, который все это прожил и готов поделиться этим опытом, конечно, его лучше послушают, нежели родных, как бы это грустно ни звучало.

Зоя Бойцева: Как есть, да. Я просто представляю: «Сними, а то оглохнешь». «Ну и оглохну тебе назло».

Алла Маллабиу: И еще громче.

Яна: Первые мои наушники были самыми обычными, входящие в состав любого обычного телефона: пластиковые, грубые и неудобные. Чуть позже у меня появились первые капельки. Так звук стал еще ближе к моему слуховому нерву. За компьютером я надевала полноразмерные наушники. Конечно, родители заметили мою увлеченность прослушиванием музыки постоянно в наушниках. Они старались оградить меня от этого, говорили, что громко слушать музыку нельзя. Но тогда ни они, ни я не подозревали, насколько это опасно и совсем мне не нужно.

Не смотря на мамины советы, я продолжала дружить с наушниками. Со временем мои интересы изменились. Началась насыщенная жизнь, в которой, казалось бы, нет места для прослушивания музыки. Но судя по всему процесс снижения слуха уже был запущен. Когда родители поучили от врачей заключение «нейросенсорная тугоухость», они испугались и растерялись, хотя старались держаться бодро и на позитиве. Думаю, они винили себя в том, что не до конца уберегли меня. Я же никогда не винила их за это, потому что понимала, что в этом только моя вина.

Как слушать музыку людям с потерей слуха

Зоя Бойцева: Антон, как слушают музыку люди со снижением слуха? Они же не все могут слышать? Они не могут наслаждаться музыкой?

Антон Прошин: Если мы говорим про людей, у которых снижен слух и он не скомпенсирован, то есть у них нету слуховых аппаратов либо нету системы кохлеарной имплантации речевого процессора, то слышат они музыку деформированно. Чаще всего снижение слуха ассиметрично. Человек лучше слышит область низких частот, чуть-чуть похуже середину и совсем плохо – в верхах. Когда человек слушает музыку на большом звуке, большой концерт или пошел в консерваторию, то там усиление, если оно есть, а если его нет, то просто играет чистый инструмент – то там все линейно, это достаточно плоский звук.

То, что он слышит и так более-менее, он слышит. А вот середине и верха он недослышивает. Иными словами, он великолепно слышит бас и барабаны, а скрипку, флейту и клавиши для него не так доступны. Конечно, в такой ситуации человек испытывает недостаточное удовольствие от того, что он туда пришел. В моей практике есть много пациентов, которые на вопрос «Посещаете ли вы консерваторию?» отвечают: «Раньше ходил очень много, у меня были годовые абонементы, я не пропускал ни одного концерта». Но потом, когда снижение слуха постигло в силу возраста или других причин, они говорят: «К сожалению, эта радость для нас пропала».

Слухопротезируются эти люди. Как дальше работает слуховой аппарат? Он знает, как слышит конкретный человек конкретным ухом, анализирует акустическую ситуацию. Более того, современные слуховые аппараты имеют специальный режим «музыка», где включается вся обработка, все системы шумоподавления отключаются, и он работает как очень высокотехнологичный быстрый усилитель звука. Он дает столько усиления на тех частотах, на которых нужно, чтобы было хорошо. И тогда жизнь налаживается.

Алла Маллабиу: А я хочу спросить про речевой процессор. Кохлеарный имплантат. Мой сын слушает музыку – мне кажется, он вообще ничего не понимает. Не классическую, что-то типа рэпа. Там и так довольно бредовые слова, но то, как он это перепевает, это вообще какая-то чушь. Я понимаю, что он вообще не очень понимает слова, я не очень понимаю, как он слышит музыку. В речевом процессоре есть какая-нибудь кнопочка «музыка», «слова»?

Антон Прошин: Да, в современных речевых процессорах есть дополнительные специальные режимы «музыка». В чем принципиальное отличие? Мы сейчас не говорит про каких-то конкретных производителей, но принципиально это всегда два физических микрофона, которые по умолчанию работают либо в автоматическом режиме, пока до микрофонов не дошла живая человеческая речь – именно она является приоритетом – речевой процессор захватывает все звуки по кругу. Как только дошла живая человеческая речь определенного уровня интенсивности и громкости, аппарат речевой процессор включает переднюю направленность, потому что земляне на этой планете общаются глаза в глаза, лицо в лицо, но это не точно и не всегда.

В ситуации, когда музыка – микрофоны работают во всенаправленном режиме, тем самым есть возможность ощутить всю реверберацию, все те нюансы, которые присутствуют в музыке. Так работают речевые процессоры, так работают слуховые аппараты. Что касается того, что твой сын что-то не разбирает – может быть это русский рэп. Ты узнай. Потому что я, например, тоже некоторых не понимаю. Я слышу только бит. Бит хороший, а все остальное мимо меня.

Алла Маллабиу: Вопрос к дикции так называемого певца, а не к настройкам речевого процессора. Я поняла, я попытаюсь прислушаться к тому, что они там бормочут.

Зоя Бойцева: Я хочу привести пример взрослого носителя кохлеарного имплантата, который потерял слух уже во взрослом возрасте после аварии. Он сказал о том, что сейчас с кохлеарным имплантом он вообще не может слушать симфоническую музыку, он ее не понимает – это какая-то какофония и бред. Единственная музыка, которая ему сейчас доступна – это очень простая попса. Это понятно. Почему так и что с этим можно сделать?

Антон Прошин: Это достаточно легко объясняется. Современные речевые процессоры и системы кохлеарной имплантации имеют ограничение по частотному диапазону. Верхние границы в зависимости от производителя могут быть порядка 8500 герц. Что касается классической музыки, если мы берем скрипку, флейту, виолончель, то все-таки там частотный диапазон гораздо выше. Он просто не берет эти звуки и находится в том состоянии, в котором находится человек со сниженным слухом, у которого низы более-менее, середина чуть-чуть похуже, а верха провалены или вообще отсутствуют.

Он примерно в таком состоянии находится. Да, на сегодняшний день нету таких систем и речевых процессоров, которые могли бы переносить звук из неслышимого диапазона в слышимый, как это делают современные слуховые аппараты. У них есть функция переноса частот. Разные технологии, но там суть такая же.

Что не слышишь – перетаскиваем в нижележащую зону и воспринимается это. Оно звучит не так же, но это вопрос адаптации и реабилитации для того, чтобы потом научить воспринимать эту звуки. Вот поэтому он не получает удовольствие – длина электродной решетки кохлеарного импланта не полная. Вот по этому.

Алла Маллабиу: Тут не поможет уже заветная кнопочка «Музыка» в речевом процессоре.

Антон Прошин: Нет. Тут поможет только старый добрый Prodigy и что-то попроще, у которых низы и середина и немножечко высокая середина есть в произведениях, в ультравысоких частот – таких, как скрипка, лиды – этого всего нет. Тогда – да, конечно, это будет доставлять удовольствие.

Как лучше слушать музыку пользователям речевых процессоров

Алла Маллабиу: Все-таки, как лучше слушать музыку пользователям речевых процессоров, кохлеарных имплантов? Есть ли какие-то специальные аксессуары, может быть?

Антон Прошин: Да, действительно. Не все пользователи речевых процессоров получают удовольствие от прослушивания музыки через внешнюю акустику. Даже если это качественные мониторы. Некоторые пользователи речевых процессоров используют два типа трансляции музыки на речевой процессор. Вообще, трансляции аудиосигнала даже – назовем это так. Это не только музыка – это еще и фильмы, подкасты и прочие аудиофайлы.

Первый способ – максимально качественный – использование прямого аудиовхода. У многих речевых процессоров есть специальный кабель, который подключается к батарейному отсеку или напрямую в речевой процессор, и транслируется электрический сигнал с внешнего устройства на речевой процессор. Единственным ограничением использования таких кабелей является тот факт, что внешнее устройство, с которого транслируется звук, не должно быть подключено к стационарной электрической сети. То есть если вы используете ноутбук, то отцепите его от зарядки, от розетки, пожалуйста – это очень важно.

Зоя Бойцева: А что может произойти? Скачок электричества, например?

Антон Прошин: Скачок электричества, да. И Может повредиться либо процессор, либо вплоть до импланта. Могут быть такие ситуации». Производители речевых процессоров, которые поставляют эти кабели, у них есть инструкция в отношение того, что: «Warning! Alarm!» – аккуратненько.

Зоя Бойцева: Еще бы читал кто-то эти инструкции.

Антон Прошин: Да, потому что я по себе знаю, что есть замечательная традиция: «Что ты открываешь инструкцию? Слушай, да уже ничего не помогает – решил, все-таки, прочитать». Давайте мы так делать не будем.

Второй способ – менее эффективный, но, тем не менее, тоже имеет право на жизнь. Это использование индукционной катушки встроенной. Что это такое? В речевом процессоре есть маленький металлический бочонок – если по простому – на который намотана проволока. И этот бочонок – эта катушка – воспринимает внешнее электромагнитное поле, которое передается с FM-системы, с заушного индуктора, с индукционной петли. Внимание: используется прием электромагнитного поля.

Но мы с вам не живем в лесу. Мы живем в крупных городах, где есть везде Wi-Fi, электросети, освещение, люминесцентные лампы, диодные лампы – и так далее. Это тоже все электромагнитные поля. Некоторые пользователи речевых процессоров, когда используют режим индукционной катушки в речевом процессоре и заушный индуктор либо индукционную петлю, жалуются на то, что у них еще что-то трещит фоном. Это, как раз, эти электромагнитные поля, которые улавливает речевой процессор.

Но техника не стоит на месте. Современные речевые процессоры имеют специальную систему, которая улавливает только ближнее электромагнитное поле. Вот такими способами можно существенно улучшить качество прослушивания музыки и получить от этого большее удовольствие, в отличие от той ситуации, когда звук идет с внешней акустики. Почему? Потому что когда работает внешняя акустика, возможно, что помещение не подготовлено под это. Открыты окна, кто-то ходит, домашние животные, высокие потолки, кафельный пол, голые стены – все это создает дополнительную реверберацию, это все тоже залетает на микрофоны и дает не тот эффект, который хотелось бы иметь.

Зоя Бойцева: Я иногда виду пользователей кохлеарных имплантов – в частности, моего сына – которые надевают вот эти большие наушники прямо на магнит.

Алла Маллабиу: У меня так же точно делает сын.

Зоя Бойцева: Это, наверное, смешно смотрится. Что-то они слышат в этот момент?

Антон Прошин: Слышат, и очень качественно, хочу вам сказать. Потому что тогда идет пассивная шумоизоляция за счет большого амбушюра, расстояние до микрофона от динамиков минимальное, громкости можно накрутить столько, сколько ты считаешь нужным, вся частотная полоса доходит до микрофонов речевого процессора и качество достаточно хорошее.

Я в одном паблике видел обалденный лайфхак, когда один пользователь речевого процессора на 3D-принтере смоделировал специальный фиксатор, который надевается на речевой процессор, во второе гнездо сквозным образом вставляется AirPods и он использует его как гарнитуру на речевом процессоре. Это очень круто выглядит.

Яна: Музыка по-прежнему остается моей терапией от грусти, хандры – да и не только. Правда, слушать теперь приходится через другие наушники под названием «слуховые аппараты» – “Air Pods”. Не снимая слуховых аппаратов, музыку слушаю только через колонки. И намного реже, конечно, чем раньше. Одного раза в неделю для меня более, чем достаточно.

Рок остался в прошлом. Теперь я люблю слушать электронную музыку, танцевальные хиты, хип-хоп, поп. Любимых исполнителей нет. Если слова и мелодия зацепила, не имеет значения, кто исполнитель.

Как оказалось, кстати, я всегда слышу песни по-разному. Например, на первой программе слухового аппарата я слышу четко голос, музыка при этом приглушена; на другой программе четко слышу и чувствую бас, голос; на третьей голос певца и звук сливаются, и вообще ничего не понятно. Даже интересно, как по-настоящему звучит та или иная песня.

Удовольствие от музыки получаю, но не очень большое. Не такое, как раньше. Потому что слова в песне я разбираю с трудом, а звук звучит совсем иначе.

Алла Маллабиу: Как фестивали, разные музыкальные ивенты влияют на слух?

Антон Прошин: На слух они влияют по-разному, все зависит от того, насколько близко вы стоите к сцене.

Алла Маллабиу: А если далеко, но рядом с колонкой?

Антон Прошин: Значит, хорошее мероприятие, квадрафоническая акустика, когда создали звуковое поле внутри танцпола – это редкость в наши дни. Чаще всего это сцена и две стороны порталов висят. Лучше всего находиться подальше от всей этой истории. Первая причина – избыточное звуковое давление. Вторая причина – вы получите довольно больше акустического удовольствия. Да, визуально вы не будете наблюдать исполнителя, но тем не менее, чаще всего большие площадки транслируют всю эту историю и на экран, а вот тот маленький человечек вдалеке – это как раз та звезда, на которую мы пришли. Когда вы находитесь подальше от источника звука, звуковое давление на вас оказывается меньше, и вы можете более отчетливо распознать все то, что творится на сцене в руках музыкантов и их инструментов. Поэтому лучше подальше по возможности. Это первый вариант.
Второй вариант – используйте шумозащитные беруши. Сделайте кастомные беруши. Не хотите делать кастомные по слепку слухового прохода – используйте одноразовые.

Алла Маллабиу: Антон, смотрит, все думают, что беруши защищают тебя от звуков. Ты пришел на концерт наслаждаться, засунул себе в уши беруши. «Зачем я пришел?» – спросят сейчас многие. Может быть, ты расскажешь.

Антон Прошин: Я пришел, чтобы послушать.

Алла Маллабиу: В кастомных берушах?

Антон Прошин: Расскажу. Для того чтобы получить удовольствие от музыки, нужно ее слышать. Ее не должно быть очень много. Очень много – это значит, что все-все, что происходит на сцене и в колонках сливается, потому что идет перегруз. В случае, когда мы используем шумозащитные беруши – кастомные сделаем по слепку слухового прохода либо стандартные паралоновые, либо елочкой – мы закрываем слуховой проход и ограничиваем барабанную перепонку от избыточного звукового давления, от этой громкости.

Логичный вопрос – а как мы слышим? А слышим мы по кости. Когда люди приходят ко мне на обследование слуха – тональная пороговая аудиометрия, это исследование состоит из двух компонентов: первый – проверка восприятия по воздуху (в больших наушниках); вторая – по кости (фиксируется костный телефон на сосцевидный отросток височной кости и подается звук, который непосредственно приводит в движение жидкость внутри улитки, а та, в свою очередь, в волосковые клетки).

На концерте будет примерно такая же история. У вас нет избыточного звукового давления на барабанную перепонку, но вы все прекрасно слышите по кости. Попробуйте. Ваш мир поделится на «до» и «после» – уж поверьте. Мой – поделился.

Алла Маллабиу: Некоторые носители речевых процессоров и слуховых аппаратов опасаются ходить на концерты, потому что боятся какого-то дискомфорта от музыки, боятся, что их ситуация со слухом еще больше ухудшится. Это миф или правда?

Антон Прошин: В современных речевых процессорах так же, как и в слуховых аппаратах, есть система ограничения выхода уровня звукового давления, есть система компрессии (сжатия звука), которые не позволят внешним громким звукам создать дискомфорт или болевые ощущения. Вопрос в другом: если это человек со слуховым аппаратом и у него не индивидуальный вкладыш, то есть он не закрывает слуховой проход, туда действительно избыточное звуковое давление может нанести вред слуху. В отличие от пользователей речевых процессоров, в системах кохлеарной имплантации весь звук идет через процессор, они могут стоять вплоть возле колонки, и им будет достаточно комфортно. Никаких негативных ощущений у них не будет.

Алла Маллабиу: Бояться нечего, надо смело идти – техника поможет?

Антон Прошин: Совершенно верно.

Алла Маллабиу: Мне нравится. В любом случае, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Ты хорошо слышишь – ты вставляешь беруши, плохо слышишь, с речевым процессором или аппаратом – ты тоже должен проследить за тем, чтобы это все было включено. Да? Или это делает аудиолог заранее при настройке аппарата? Или все само собой работает?

Антон Прошин: Все само по себе работает, если все правильно настроено.

Алла Маллабиу: Слухопротезированный человек с нарушенным слухом находится в более выигрышном положении, потому что у него уже все предусмотрено?

Антон Прошин: Совершенно верно.

Зоя Бойцева: Концерты я посещаю крайне редко. Но если и случается, то просто снимаю и отключаю аппараты. Без них мне комфортно – слышно и не громко. Можно не снимая аппараты, просто переключить программу – например, «дома», «шумная обстановка». У разных аппаратов свои программы. Звук будет приглушаться, а дискомфорт от громкой музыки пройдет.

Беруши

Алла Маллабиу: Меня очень волнует вопрос беруш. После нашего прошлого выпуска я зашла на AliExpress, и решила посмотреть, сколько стоят беруши, какие беруши предлагаются. У меня случился практически культурный шок, потому что там оказалось огромное количество разных беруш. Там были беруши обычные, которые мы видим (поролоновые, пластиковые – одноразовые), потом какие-то странные беруши с закрученным хвостиком, потом масса, из которой ты сам формируешь и засовываешь себе в ухо, и там у тебя что-то формируется. Я очень растерялась. Не понимаю, как можно выбрать самому беруши.

Какие они? Чем они отличаются?

Антон Прошин: Рассказываю. Самые лучшие беруши – это именно ваши беруши. Это беруши, которые сделаны по слепку слухового прохода вашего левого и правого уха, полностью анатомически повторяют, имеют максимальную глубину залегания, и имеют или не имеют (в зависимости от задач, которые мы ставим) специальный акустический фильтр.

Зоя Бойцева: Алла нашла на AliExpress какую-то массу «сделай сам».

Антон Прошин: Алла описала три типа изделий. Первый – поролоновые. Поролоновые беруши великолепны. Почему? Потому что вы их смяли, вставили в слуховой проход, они там развернулись и достаточно хорошо закрывают слуховой проход. Вопрос в том, что они одноразовые, потому что они поролоновые, они гигроскопичные, забирают на себя все содержимое слухового прохода, и повторное использование их может привести к определенным последствиям, в частности, к наружному отиту.

Зоя Бойцева: То есть постирать, как у нас люди любят?.. Все одноразовое – ничего. Помыли, высушили – вот уже и многоразовое.

Антон Прошин: Нет. Поролоновые беруши – одноразовые. Второй тип изделий – елочки, винтики и прочие необычные устройства.

Алла Маллабиу: Спиралевидные.

Антон Прошин: Да. У них принцип следующий. Есть несколько куполов разного диаметра по всей длине. Когда они вставляются в слуховой проход, они создают несколько камер, состоящих из мембран дисков, в стенках слухового прохода. Они хорошие. Они лучше, чем поролоновые в отношение того, что они многоразовые, потому что силиконовые, их можно обрабатывать. Но все-таки они имеют определенные полости, за счет которых не такой эффект шумоизоляции.

Самое страшное, что ты сейчас озвучила…

Алла Маллабиу: Shapable ear plax.

Антон Прошин: Да. Никогда не гуглите это на AliExpress за 374,84 руб. Когда делается слепок слухового прохода у врача-сурдолога, в слуховой проход устанавливается отоблок – специальный поролон или вата на ниточке, который устанавливается на определенную глубину с использованием светового карандаша либо специального пинцета и качественного освещения. И далее – заливается слепочная масса. Отоблок ставится для того чтобы слепочная масса не зашла глубоко. В практике некоторых врачей я слышал, что были случаи, когда к ним по скорой привозили пациентов, у которых слепочная масса зашла за отоблок, прилипла к барабанной перепонке, и когда извлекали слепочную массу, порвали барабанную перепонку, была травматизация цепи слуховых косточек – были страшные последствия. Вы очень сильно рискуете, загоняя слепочную массу без визуального контроля и ограничения.
После этого некоторые могут начать грешить: купить эту слепочную массу, вставить себе вату в уха без контроля зрения, и залепить слепочной массой.
Не делайте этого, пожалуйста. Сделайте себе один раз комплект кастомных беруш – и живите счастливо.

Алла Маллабиу: За 374,84 руб. можно получить безграничную массу новых свежих ощущений больничных. Да, лучше так не делать.

Зоя Бойцева: Я продолжаю смотреть AliExpress. Нашла здесь охотничьи наушники за 800 рублей. Предполагается, видимо, что на охоте их можно использовать, и они защитят от громких выстрелов наши уши. Можно ли покупать на AliExpress за 800 рублей такие наушники или нет?

Антон Прошин: Нет, это слишком дешево для профессионального устройства, которое предназначено для охоты.
Смысл охотничьих наушников заключается в следующем – если мы говорим про активные наушники: это наушники, у которых есть аккумулятор, специальный процессор, ест микрофоны, которые работают и все время анализируют окружающую обстановку. Как только идет выстрел, то есть одномоментное большое звуковое давление, они срабатывают таким образом, что этот выстрел не повреждает слух, то есть нет избыточного звукового давления. Они методом противофазы вычитают этот выстрел – и все хорошо.

У меня есть пациенты, которые спрашивали про такие, а потом приходили и хвастались. Шумозащитные активные наушники для охотников стоят не менее 86 тыс. руб., а не 811 руб. То, что мы сейчас нашли на AliExpress – это скорее всего самые простые наушники пассивные, они продаются в любых магазинах спецодежды. Активные наушники для охоты стоят дорого – так же, как амуниция, оружие. Охота – это дорогое хобби.

Зоя Бойцева: И на здоровье, как я понимаю, тоже лучше не экономить.

Антон Прошин: Вообще не надо.

Зоя Бойцева: Не надо искать на AliExpress искать поддерживающие устройства.

Алла Маллабиу: Все-таки, если наши слушатели живут достаточно далеко и там нет хорошо оснащенного кабинета или медицинского центра, они не могут сделать себе кастомные беруши, какой другой вариант тогда?

Антон Прошин: Мы предлагаем сделать кастомные беруши. Где и как…

Алла Маллабиу: Одноразовые можно использовать?

Антон Прошин: Можно использовать. Пожалуйста, используйте – но вы не получите того удовольствия. Можно сделать другой вариант. Вы можете обратиться в центр слухопротезирования и попросить вам сделать мягкие силиконовые индивидуальные ушные вкладыши в полную раковину, но не делать туда звуковод (не впаивать туда трубку). По сути, это будут те же самые шумозищитные беруши. Да, в них не будет фильтра, но это все же лучше, чем поролоновые и елочкой силиконовые беруши.

Существует несколько вещей, которые могут доставить человеку удовольствие. Первое – взаимная любовь. Второе – еда. Третье – музыка. Музыка – это не только звуки инструментов музыкальных, но так же это голоса. Чтобы не пропустить то удовольствие, которое в какой-то момент может покинуть вашу жизнь – пожалуйста, следите за звуком, берегите его. Но если вдруг беда постучалась в ваш дом – не отчаивайтесь. На сегодняшний день есть абсолютно все способы помочь человеку с любым снижением слуха и дать возможность получать удовольствие от музыки.
Да будет звук!

Зоя Бойцева: Ребята, берегите свое здоровье, правда. Это то, чего не стоят даже самые классные наушники. Прислушивайтесь к родителям, к себе. Помните, что только вы ответственны за свое будущее. Берегите себя. Делайте громкость потише и наслаждайтесь всеми звуками нашего мира. Это роскошь – поверьте. Спасибо за приглашение. До свидания.


Команда подкаст-студии «Две дорожки»
Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов

27 мая 2023 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 29.05.2023 18:25
Я що должен на охоту собираться, у меня ружья нету, блин....
Пользователь
Гость 29.05.2023 19:52
Учёные проверяли слух у тараканов...

Посадили таракана на стол, подождали пока он встанет неподвижно, и ударили по столу молотком. Таракан побежал...

Оторвали таракану ноги, положили на стол, ударили по столу молотком. Таракан остался на месте..

Вывод: тараканы слышат ногами...

Как и глухие - музыку... )))

Стрелять глухим охотникам нажэдо по ногам, выходит.. ))
Пользователь
Гость 29.05.2023 21:02
Я не понимаю зачем глухому наушники, ему по сторонам смотреть надо, чтобы медведь на ухо не наступил.
Пользователь
Гость 14.06.2023 10:33
А и правда, зачем глухому наушники? ))
Если глухой с наушниками музыку слушает или по Скайпу разговаривает - значит, он не глухой, а слабослышащий.
Итак, запомните, детишки: если перед вами человек в наушниках - он не истинно глухой, а слышак в шкуре глухой овечки...
Пользователь
Гость 14.06.2023 16:09
(Гость 14.06.2023 10:33) но нам надо чтобы он превратился в глухого, кирпич пойдет?

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь