Общество глухих

Женщина, которая может все

Сейчас никого не удивишь, если права на вождение своего личного автомобиля получает глухой или слабослышащий. Но водить грузовик или автобус — о таком в России инвалиду по слуху можно было только мечтать, хотя в 90-е годы были прецеденты, а за рубежом глухие за рулем большегрузов привычное дело. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что в Москве есть женщина, получившая права на вождение грузового автомобиля! И не только — еще и на автобус, и на квадроцикл, и на парусную лодку. Как ей это удалось? Знакомьтесь — Юлия Рабинович.

Помимо целой коллекции разных прав на вождение, Юлия руководит обучением глухих курсантов в автошколе «Дилижанс», что у метро «Щелковская». Плюс ко всему — еще и сама преподает им теорию ПДД и обучает вождению автомобиля и мотоцикла. Обо всем этом редакция решила расспросить универсальную женщину.

Юлия, с чего началось ваше хождение за правами?

— Сначала я увлеклась мотоциклом и, чтобы гонять на нем, получила права категории А. После этого сдала экзамены для категории В — вождение легкового авто. И решила попробовать набрать группу неслышащих для обучения. Почему? Меня не устраивало то, как преподавали правила дорожного движения (ПДД), пусть даже с переводчиком жестового языка. Сначала только набирала, потом стала преподавать сама.

Чтобы стать преподавателем теории ПДД, я начала изучать, как ведутся занятия в разных автошколах. Мне хотелось понять все досконально, я много спрашивала, но вопросов становилось все больше и больше. Мне даже посоветовали идти в МАДИ (Московский автомобильный дорожный университет). Видимо, так надоела своими «почемучками».

В одних автошколах брала с собой переводчика РЖЯ, в других — сама с преподавателем общалась, по губам и с помощью слухового аппарата. В итоге я семь раз осваивала ПДД! Конечно, помимо этого перечитала много учебных материалов.

— Вы слабослышащая? Где учились?

— Считаю себя говорящей глухой. С рождения не слышу, училась в московской 30-й школе, пользуюсь слуховым аппаратом только по необходимости, мне комфортнее общаться на РЖЯ. Закончила МЭСИ (Московский университет экономики, статистики и информатики) по специальности — экономист.

— Когда начали сотрудничать с автошколой «Дилижанс»?

— В 2016 году набрала свою первую группу глухих на обучение на права категории В. До этого я много лет проводила дискотеки, другие различные мероприятия, участвовала в работе молодежной комиссии при МГО ВОГ. Потом решила стать предпринимателем, руководила проектом «НаЛимон», его суть заключалась в том, что договаривалась с различными фирмами о больших скидках для глухих на разные мероприятия, товары, услуги. Это было, как и сейчас, востребовано. В то время обучение в автошколах стоило дорого — более 40 тыс. руб. Многие ребята обращались: слабо ли сделать скидку на обучение? Нет, не слабо.

У меня самой еще не было прав. Первая моя группа, в которую входила и я сама, училась в автошколе в Новогиреево. Мне удалось договориться с автошколой о 50-процентной скидке. Это существенно. Информация об этой небывалой тогда скидке быстро передавалась по сарафанному радио. Так началась моя новая дорога. Я договаривалась со многими автошколами. По различным причинам пришлось расставаться. Автошкола «Дилижанс» — лучший выбор. Здесь — просторное помещение, много компьютеров, хорошие наглядные материалы, макеты, стенды. И многое другое. «Дилижанс» дал большие возможности работать мне и моей команде «DEAFAUTOMOTO». Вот уже более пяти лет мы сотрудничаем.

— В чем уникальность?

Мы предлагаем хорошие условия, одно из уникальных, например, при поступлении курсант платит всего лишь один раз. Если по какой-то причине он прервал учебу - милости просим снова к нам: его документы «не сгорают», курсант может продолжить обучение и сдавать с нами экзамены в ГИБДД. Разумеется, также можно взять несколько уроков по вождению и обновить знания. Документное сопровождение — бессрочно и бесплатно. Это очень важно для глухих.

— Сколько человек было в вашей первой группе? С тех пор сколько всего неслышащих прошли обучение здесь?

— В первой моей группе было 12 человек. Каждый год у нас обучается в среднем 5-6 групп неслышащих. В общей сложности за шесть лет наша автошкола выпустила более 500 курсантов. Сейчас в автошколе теорию ПДД преподаю я, также со мной работают три инструктора по вождению — двое глухих и один слабослышащий. Опыт показал, что в практическом обучении глухих важно, чтобы инструктор свободно владел жестовым языком. Также и в теории. Переводчик ЖЯ рядом с преподавателем, наверное, неплохо. Но эффективность преподавания на понятном неслышащим жестовом языке очень высока.

— Меня в свое время тоже практиковал слабослышащий инструктор, и мне было очень удобно, что он говорит на ЖЯ... Как сейчас обстоит дело с обучением неслышащих в автошколе «Дилижанс»?

— Сейчас в автошколе новая группа, в ней 15 человек. Стоимость обучения на данный момент около 30 тыс. руб.
Причем эта сумма полностью возмещается тем, у кого в ИПР/ИПРА имеется строчка об услугах перевода РЖЯ.

Экзамены в ГИБДД у нас проходят 2-3 раза в месяц. Конечно, ребята волнуются. Даже хорошо подготовленные ошибаются. Но в итоге экзамен сдают все, пусть и не с первого раза.

— Поделитесь вашим личным опытом освоения новых видов транспорта?

— Следующим этапом у меня стали права на моторную лодку и гидроцикл. Я сдавала и получила права в 2019 году с подругой. Теория управления маломерными судами (до 20 метров, до 12 пассажиров) включает в себя около 2,5 тысячи вопросов! Для сравнения — билеты по ПДД содержат 800 вопросов.

Среди глухих многие со своими лодочками, но без прав. Открыла набор в «лодочную» группу. Желающих достаточно. Сейчас выпустились три группы, на подходе четвертая. Экзамены проводит инспекция по маломерным судам МЧС России.
С этим вообще была история. Вначале, неслышащим было отказано в вождении лодки с мотором, ссылаясь на приказ Минздрава. В ГИМСе уже в лицо меня знали, так я их, наверное, достала. Но удалось доказать право глухих управлять катером: нашли зацепку в приказе Минздрава, разрешающее вождение в светлое время суток.

— Парусные яхты вам по силам?

— Пока нет. Здесь нужны уже другие экзамены и права. Отдельно на лодку с парусом я недавно сдала экзамены, а сейчас учусь на управление парусной лодкой с мотором.

— Самые недоступные для глухих — права на управление грузовиками и автобусами. Как вам удалось их получить?

— На грузовик мне не сразу дали, мне отказывали много раз. В том числе и по медицинским показаниям. В какой-то мере мне помогло то, что в той автошколе, где проходила обучение, я сдала экзамены на авто с прицепом и на квадроцикл с первого раза, прозвали меня «отличницей». Так что было легче прокладывать, считаю, экспериментальный путь. Кстати, водить грузовую машину несложно, даже интереснее, чем обычную машину.

— Теперь вы сможете, если захотите, работать дальнобойщицей?

— Нет, это другая категория — СЕ. Но кто знает? А пока сдала экзамены на вождение автобуса (категория D). Еще хочу научиться водить трактор, на котором работают в полях.

— Потом останется только небо. Самолет не мечтаете освоить?

— Были такие мысли. Полетать хочется, но получить лицензию частного пилота для полетов на легкомоторном самолете очень сложно и дорого. Пока вплотную этот вопрос не изучала.

— У вас набралась богатая коллекция прав, в некоторых из них вы стали первопроходцем среди глухих россиян. Признайтесь, что вами движет? Любопытство? Жажда все попробовать?

— И любопытство, и жажда новых знаний, и хочется доказать, что глухие могут все. И добиться, чтобы инвалиды по слуху в России повсеместно могли получать права на управление любым видом транспорта, а в перспективе и работать на грузовом и автобусном транспорте. Почему нет?

— Юлия, что вы пожелаете читателям нашего журнала, которые уже освоили автомобиль?

— Правила дорожного движения помнят, пока учат, а после экзамена часто забывают. Поэтому я периодически провожу марафоны «ПДД за 1 день», пока только в Москве. Приглашаю участвовать всех желающих. В жизни, как и на дороге, иногда лучше просто уступить и не спешить. Дорога — это единственное место, где не нужно спешить. И главное: пешеходы и водители, дружите друг с другом!

— Спасибо за беседу! Пусть ваши задумки сбываются!


Беседовал Василий СКРИПОВ

ВЕС, №10, 2022 г.

25 ноября 2022 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 25.11.2022 21:14
Юля - умница и молодец! Так держать! Желаю освоить и получить права на самолет, подлодку, и вообще на все виды транспорта, которые есть ;)
Пользователь
Гость 27.11.2022 09:06
Рабинович был в ярости, что стал(а) женщиной....

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь