Общество глухих

Что мешает абитуриентам с инвалидностью поступить в вуз и получить профессию мечты?

Каждый год благодаря квотам получить бесплатное высшее образование могут сотни абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья, однако далеко не все они пользуются такой возможностью. Корреспондент АСИ поговорил с экспертами и выяснил, какие барьеры стоят перед вчерашними школьниками с инвалидностью и какие есть пути решения.

По словам заместителя председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике Екатерины Курбангалеевой, говорить о студентах с инвалидностью «в общем» неправильно, потому что есть, например, люди с такими заболеваниями, как диабет или гемофилия. У них в целом нет проблем с получением образования. Есть еще опорники — люди, которые передвигаются на коляске, есть слабослышащие и слабовидящие — у каждой категории свои проблемы и сложности.

Между желаемым и возможным

По словам заместителя председателя Всероссийского общества инвалидов Михаила Осокина, часто выпускники школы при выборе вуза опираются не на ту профессию, которую им хотелось бы получить, а на возможности, которые предоставляет доступное им учебное заведение. Если взять, например, молодых людей с нарушением слуха, есть только восемь учебных заведений в стране, где с ними готовы заниматься. К таким вузам относятся Плехановский университет, Владимирский госуниверситет, Челябинский госуниверситет — в них есть сурдопереводчики на постоянной основе, есть специальные методики.

При этом внутри вуза все равно есть ограничения, поскольку обеспечить сурдоперевод на всех факультетах невозможно, и приходится выбирать из небольшого числа специальностей.

«Если условный молодой человек с инвалидностью захочет пойти на специальность, где для него не создано особых условий, он столкнется с колоссальным количеством сложностей. Однако бывает, что несмотря ни на что студент получает желаемую специальность, и это всегда пример героизма», — говорит Михаил Осокин.

По мнению Екатерины Курбангалеевой, тяжелее всего приходится слабовидящим — необходимая для их обучения клавиатура стоит порядка 500 тыс. рублей, и мало какой университет может себе такое позволить.

Непросто бывает пройти экзамены по творческим направлениям — дизайн, архитектура. На творческих экзаменах выставляются субъективные оценки, и таким образом абитуриентов с инвалидностью часто отсекают, несмотря на творческую одаренность многих из них. Почему? Потому что вузу не хочется лишних сложностей — ведь таким студентам нужно будет предоставить особые условия для обучения.

Между привычным и неизвестным

Не все вчерашние школьники сами стремятся продолжить учебу. Дети с инвалидностью многие годы жили под чуткой опекой родителей, и не все из них решаются вырваться «из-под крыла» и зажить самостоятельной жизнью.

«Большая часть школьников с инвалидностью обучаются на дому и практически не видят своих живых одноклассников. Поэтому когда встает выбор уехать в другой город, общаться с неизвестными людьми, которые неизвестно как к тебе отнесутся, совершить этот прорыв довольно сложно», — уверен Осокин.

По мнению Михаила Осокина, психологическая работа по подготовке подростка к обучению в вузе должна начинаться задолго до его выпуска из школы. Молодому человеку с инвалидностью нужно хорошо понимать, какие у него есть ограничения и чем их можно компенсировать, чтобы он заранее смог протестировать свои возможности и готовность к будущей профессии.

Кроме того, до сих пор остается актуальной проблема трудоустройства выпускников с инвалидностью. Их предпочитают не брать на работу, несмотря на квоты. Да и сами люди с инвалидностью не всегда горят желанием трудоустроиться, потому что тогда они теряют право на пенсию, которая часто оказывается больше, чем предлагаемая зарплата.

«Чтобы люди уверенно шли в вузы, нужно чтобы среднее образование было на должном уровне, чтобы не было стигматизации людей с инвалидностью, не было проблем с трудоустройством, — заявляет Екатерина Курбангалеева. — Особых прорывов за последние годы в этих областях пока нет».


Анна Ермягина
Фото: unsplash.com

asi.org.ru

07 июня 2022 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 08.06.2022 08:33
основной причиной отсутствия прорыва в этом направлении - это конечно Всероссийское Общество Глухих, в этой организации до настоящего времени находятся такие лица, которые не желают и не хотят, чтобы у них появились конкуренты. Казалась, что эта общественная организация инвалидов по слуху должна оказывать помощь, но в действительности, она только и занимается тем чтобы устранять всех предполагаемых конкурентов, а в этом ей очень помогает РЖЯ ( которая позволяет держать инвалидов по слуху на уровне идиотов).
Пользователь
Гость 04.07.2022 22:52
Не знаю, как безногим, слепым и спинальникам лежачим, а вот конкретно глухим на РЖЯ - мешает именно массовая безграмотность после школы и лень...

У слабослышащих со слуховым аппаратом и сделавших кохлеарную имплантацию шансы интегрироваться с высшим образованием ещё есть , а вот чисто жестовики на РЖЯ абсолютно беспомощны без сурдопереводчика и видеочата на ЖЯ с работодателем... Не могут даже прочитать и понять текст договора или технического задания - ну и кто из работодателей будет заморачиваться с такими, тем более на удалёнке?

Только в своей сфере ВОГ и могут устроиться, по сути, если каким-то чудом осилят диплом...
Пользователь
Гость 04.07.2022 23:04
(Гость 04.07.2022 22:52) Чудеса до сих пор совершаются. Очень много "чисто жестовиков", которые на чисто письменном русском ни гу гу,до сих пор получают дипломы.
Пользователь
Гость 04.07.2022 23:56
(Гость 04.07.2022 23:04), ну это в основном художники, спортсмены, культработники и прочие творческие специальности... Журналисты ещё - опять таки в ВОГовской системе

Работать с этими дипломами полюбэ они могут только в системе ВОГ, среди таких же специалистов, а слышакам они и с дипломом, и без не нужны... ))

Прежний президент ВОГ Рухледев, вона, цельный кандидат философских наук - и диссертацию, наверно, сам писал, а толку с этой бумажки? Что с ВОГом сделал именно как школьный тренер по настоящему уровню образования - ни одному нормальному дипломированному менеджеру-управленцу в страшном сне не приснится... )))

И нынешние Ивановы с прочими Безруковыми ещё неизвестно как и за сколько дипломы получали - но для работы в общественной организации культмассовой направленности это абсолютно непринципиально.

Для работы только по организации концертов самодеятельности при РО ВОГ "два притопа-три прихлопа" и весёлых стартов по перетягиванию каната в мешках на РЖЯ "общественному деятелю" совсем не обязательно быть даже кандидатом философских наук - тут любой тренеришка из спецшколы 8-го вида с курсами Лесгафта сойдёт...))

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь