Общество глухих

Главная беда - пьяные и пассажиры с детьми. Как работает глухой водитель такси в Екатеринбурге


Дмитрий уже много лет работает в таксопарке «Взлет».
На чехлах подголовников в машине, на которой ездит Дмитрий, написано, что водитель не услышит пассажиров

Дмитрию Сургутскову 45 лет, около пяти из них он работает в такси, но со своими пассажирами может общаться только жестами или набирая текст на телефоне. Таких водителей, как он, в екатеринбургском такси довольно много. Мы решили разобраться, как слабослышащие и глухие водители устраиваются в службы заказа такси и с какими сложностями им приходится сталкиваться, поэтому приехали в один из дворов на Таганской, где наш герой живет со своей семьей.

Разговор начался с изъяснения жестами и мимикой, а сложные предложения писали в телефон — так Дмитрий чаще всего и общается со своими пассажирами. Потом переводить с языка жестов помогал его сын. Он, в отличие от своих родителей (супруга Дмитрия тоже глухая), хорошо слышит и говорит, а язык жестов начал осваивать еще в детстве.


Дмитрий привык, что люди пишут ему в сообщениях то, чего не могут объяснить жестами

Водительские права Дмитрий получил больше 20 лет назад, но раньше и не думал об извозе. Пойти в такси его надоумил друг. Первые годы Дмитрий работал на своей машине, но та часто ломалась, так что сейчас он работает на новенькой Lada Vesta, принадлежащей парку «Взлет».

— До этого я трудился на заводах — «Уралмаше», «Химмаше»... Работал в «Монетке» грузчиком. А потом друг посоветовал пойти работать в такси. Сказал, что график удобный и зарплата хорошая получается. Я попробовал и уже столько лет тут, — признается Дмитрий. — В первый месяц всё было в новинку, странным. Но я с самого начала понял, как объяснять, что я глухой, а если что-то нужно сказать, это можно написать на бумажке или в телефоне. Так что сейчас я уже ко всему привык.


У Дмитрия получается зарабатывать на работе в такси столько, чтобы хватило денег содержать семью.
Его супруга — домохозяйка, а сын-подросток совмещает учебу в колледже с подработкой.

Когда мы приехали к Дмитрию на интервью, первые минут десять он старательно натирал стекла, ручки и кузов автомобиля. Сын мужчины говорит, что он делает так перед каждым выездом — хочет, чтобы машина была чистой и людям всё нравилось.


Дмитрий тщательно стирает пыль: ездить на чистой машине куда приятнее

На смену Дмитрий выезжает уже под ночь, так ему спокойнее — нет пробок и агрессивных водителей. Единственный минус — часто можно встретить пьяных пассажиров. От таких поездок он предпочитает отказываться, чтобы не усложнять ситуацию.

— Утром и по вечерам на дорогах пробки, много агрессивных водителей, конфликтных ситуаций. Мне это не нравится, поэтому я работаю по ночам. Но по ночам бывает, что такси вызывают сильно пьяные люди. Мне приходится уже на месте им отказывать, потому что если в поездке начнется конфликт, мы друг друга не поймем, — рассказывает водитель.


В машине установлен видеорегистратор, чтобы если вдруг что произойдет на дороге, Дмитрий мог доказать свою правоту

Отказываться Дмитрию приходится и от пассажиров с детьми, которые не выбрали тариф «Детский». Водитель показывает им картинки с детским креслом, объясняющие, что без этого устройства ехать нельзя. Таким заказчикам он может и плохую оценку поставить, чтобы больше с ними не встречаться.

Других же строгих критериев у Дмитрия нет: если поездка прошла спокойно — ставит пассажиру пять звезд. Они отвечают ему тем же.

У самого Дмитрия довольно высокий рейтинг — 4,94. А еще ему периодически оставляют чаевые, но сам он на них никогда не рассчитывает и просто работает в свое удовольствие.


Дмитрий с гордостью показывает свою статистику. Ему ставят хорошие оценки и оставляют чаевые


В пресс-службе «Яндекса» E1.RU рассказали, что у глухих и слабослышащих водителей рейтинг чаще всего выше, чем у их других таксистов.

— Мы регулярно следим за показателями водителей. Обычно такие водители получают высокие оценки, и это связано с тем, что они стараются держать свою машину в чистоте, соблюдают стандарты сервиса и очень ответственно подходят к работе, — рассказали в «Яндексе». — Их средний рейтинг — 4,94.


За рабочую неделю таксист успевает совершить больше сотни поездок

Уходить из такси Дмитрий не собирается, потому что видит в этой работе очень много плюсов.

— Я не хочу ничего менять, мне всё нравится. Нравится быть за рулем и ездить по ночному городу. Можно же спокойно заниматься своими делами днем, а вечером ехать на работу. Никто не тревожит, не контролирует. В любое время можно остановиться поесть, сделать перерыв... — объясняет Дмитрий.


Работает Дмитрий на «Комфорте».
В пресс-службе сервиса отмечают, что это самый распространенный тариф у слабослышащих и глухих водителей

В «Яндекс.Go» говорят, что всего в России более сотни парков, в которых работают глухие и слабослышащие водители. Много их и в Екатеринбурге — это, например, «Виктория», «Атлас», «Партнер Екб», «Такси.Вулкан» и «Фаворит-авто».

Для трудоустройства таких кандидатов в такси сделали специальный сайт, который сразу направляет их в тот парк, где знают специфику работы с слабослышащих и глухих водителей, а уже во время работы у них есть своя линия техподдержки. Требования такие же, как ко всем — стаж вождения не менее трех лет, а также прохождение обучающего видеокурса со встроенными субтитрами, который поможет быстрее разобраться с правилами сервиса.


На автомобилях, которыми управляют слабослышащие и глухие водители, есть специальные наклейки


Фото: Артем Устюжанин
е1.ru

25 апреля 2022 г.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь