Общество глухих

ВЕЧЕР ЮНЫХ ЧТЕЦОВ: Некрасов и лошадка

1 декабря 2021 года в Московском культурном центре Московской городской организации ВОГ (на третьем этаже офиса МГО ВОГ) прошёл конкурс юных чтецов – литературный вечер для неслышащих школьников. Темой вечера стало творчество поэта Николая Некрасова.

Такого рода мероприятия по изучению русской классики проводятся в стенах МГО ВОГ не в первый раз. Например, в 2019 году состоялись «Лермонтовские чтения» (смотреть
На Некрасовском вечере первым делом выступил глава МГО ВОГ Александр Бочков. Председатель МГО ВОГ всегда подчёркивает важность знания русского языка, без которого глухому человеку трудно приходится в обществе слышащих. И в своё спиче перед чтецами Александр Александрович остался верен своему кредо:

АЛЕКСАНДР БОЧКОВ: Я в детстве читать не любил. Но потом понял, что без русского языка никуда. И я уже потом начал читать, прочёл и про Тома Сойера, и про капитана Блада, и про королеву Марго, и другие книги. Очень прошу вас как можно больше читать – слова из книг укладываются в голове, пополняется словарный запас, и вы уже не будете беспомощными среди слышащих людей!

Бочков также рассказал, что Всемирная федерация глухих реализует программу «Все дети читают» («All children read»), проводя в её рамках различные мероприятия по усвоению письменных национальных языков.


На конкурс чтецов явились неслышащие ребята из самых разных школ Москвы: 3 четвероклассника, 1 пятиклассник, 2 семиклассника, 3 восьмиклассника, 1 девятиклассник.


Прибыли также педагоги и родители – наиболее неравнодушные старшие наставники, которые помогали юным чтецам готовиться к конкурсу и разъясняли детям наиболее тёмные для них моменты стихотворений 170-летней давности.


В состав жюри вошли: глава культурных проектов МГО ВОГ Елена Митрофанова и известные глухие педагоги Надежда Чаушьян и Елена Софронова.


В программе, составленной Людмилой Жадан, указывались три этапа. Первый – это домашнее задание: выучить стихотворение «Мужичок с ноготок», чтобы продекламировать его на ЖЯ. Причём для младшеклассников сделали скидку: им было достаточно выучить лишь первые три строфы из пяти. Впрочем, случились исключения: одна продвинутая четвероклассница прочитала все пять строф «Мужичка», а вот один великовозрастный участник ограничился всего тремя четверостишиями. Мол, учил стишок лишь накануне вечером, вот и не успел.



Судьям было нелегко определять, кто лучше всех продекламировал про мужичка с ноготок. Кто-то прекрасно показывал жесты, демонстрируя понимание слов стиха, но выучил плохо и всё время подсматривал в текст, выведенный на мультимедийном экране. Кто-то чётко отбарабанил весь стишок наизусть, ни разу не сбиваясь, но было видно, что некоторые термины были не поняты. А у кого-то выходило очень живо и даже весело, но по сути это был чисто жестовый краткий пересказ сюжета…


Как отчество у Некрасова? А где он родился? Было ли плавание или фотография увлечениями поэта? На такие вопросы пришлось отвечать во время второго этапа конкурса – тестирования по биографии Николая Алексеевича.

Разумеется, в школьной программе дети узнают лишь самые основные и невинные факты о писателях. Да и редко кто из взрослых знает о том, что Некрасов был профессиональный картёжник, злостно прогуливал уроки в гимназии, отбил жену у своего издателя, построил для крестьян школу в своём имении, женился на простой крестьянке Фёкле и переименовал её в Зинаиду…


А вот третий этап оказался одновременно самым простым и самым сложным. Участникам конкурса дали на выбор два некрасовских текста: про Мороза-воеводу и про славную осень. Эти стихи на самом деле – отрывки из больших поэм Некрасова. Требовалось это не учить, а просто прочитать. Но вслух. На жестовом языке. 15-20 минут дети размышляли над стихами, то и дело консультируясь у взрослых. Кто обращался к Людмиле Жадан: «Что такое кочи?», кто расспрашивал сидящих недалеко преподавателей, а кто приставал к самому жюри. Взрослые охотно разжёвывали и подсказывали, помогая юному поколению вникать в смысл поэтических текстов.



ПЕРВЫЙ ТЕКСТ:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

 

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

ВТОРОЙ ТЕКСТ:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар лежит;

 

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

ВИДЕО: КОНКУРС ЮНЫХ ЧТЕЦОВ, ПРОВЕДЁННЫЙ МГО ВОГ


Конкурс подошёл к концу, и Елена Митрофанова подвела итоги, объявив, что победителя не будет. Не потому, что все плохо выступали. Выступали как раз все прекрасно. А по причине сильных возрастных различий участников. Ведь для четвероклассницы выучить три строфы – то же самое что для девятиклассника выучить все пять строф. Да и владение жестовым языком, точность его применения тоже зависит от возрастного ценза. Короче, решили не заморачиваться и объявить героями дня всех юных чтецов!


После соревновательной части пошла часть поучающая. Надежда Чаушьян обращала внимание участников на самые мелкие детали в словах стихотворения:

НАДЕЖДА ЧАУШЬЯН: Почему в стихотворении «Мужичок с ноготок» написано «лошадка»? Почему не просто «лошадь»? Да, верно, потому что – маленькая! А хворосту тащит – огромный воз! Благодаря точном подобранным словам открывается яркая картинка!»



Филологические изыскания Чаушьян были интересны также зашедшим на огонёк родителям. А некоторые из юных чтецов срывались с места, чтобы показать свои варианты жестовых интерпретаций тех или иных слов. Например, дискуссию вызвало прилагательное «чинный» Г – как наиболее точно его отобразить в РЖЯ?


Благодарности от МГО получили все: и сами юные чтецы, и их педагоги с родителями, и арбитры. Никого не обидели, все остались довольны. Конкурс чтецов – по сути один из способов для общества глухих находить среди юной поросли будущих лидеров и воговских функционеров, которые могут работать как с жестом, так и со словом, не впадая в ступор при виде письменного любого текста.

МНЕНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА: Подобные конкурсы требуется проводить регулярно. Правда, всё-таки, зачем застревать на чуждой современным детям классике 150-200 летней давности, где описываются малопонятные нынешним молодым москвичам реалии? Это пусть остаётся на совести консервативных школьных методистов, не признающих никаких изменений в школьной программе. Такая зацикленность на «священных классиках» вызывает у учеников – и слышащих, и глухих – только отторжение от книг и отбивает желание читать. Классики писали для взрослых людей, писали они великие вещи, никто не спорит.

Но для незрелых детских умов такое чтение – мучение. Я сам в детстве и юности терпеть не мог ни многословного Достоевского, ни нудноватого Толстого, ни сумбурную прозу Пушкина, так отличающуюся от его великолепных сказок. И лишь спустя 20-30 лет, перечитывая классиков, я вижу, насколько классно они писали, сколько там интересных мыслей, скрытого юмора и тонкой психологии. А тогда я просто этого в упор не видел и не понимал. Как и 90% остальных нормальных детей.

Но сколько людей в зрелом возрасте больше не притрагиваются ни к Толстому, ни к Гоголю, ни к Салтыкову-Щедрину? Потому что «самое лучшее наше образование» отбило им всю охоту к классике.

Мговоговским конкурсам чтецов вовсе необязательно придерживаться рамок унылой школьной обязательной литературы, а пора переходить к современным подростковым произведениям, понятным для современных детей. Где есть машины, метро, космические корабли, а не лошадка с возом хвороста… И тогда дети читать будут охотнее, перестанут воспринимать чтение как трудовую повинность, а сами литературные конкурсы станут ещё популярнее.

Видео: Михаил Веселов


https://deafmos.ru

05 декабря 2021 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 05.12.2021 23:48
"Однажды, в студёную зимнюю пору,
Сижу за решёткой, в темнице сырой.
Гляжу - поднимается медленно в гору
Вскормленный в неволе орёл молодой.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Мой верный товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Кровавую пищу клюёт под окном..." ©

Ох уж эти школьные годы и классики литературы... )))

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2021, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Пользовательское соглашение
Срочная помощь