Общество глухих

ИСТОРИЯ История ВОГ. 90-ые годы. Глухие немые свидетели

Инвалидов убивали за то, что они слишком много знали

В марте 1997 года Совет по делам инвалидов при президенте России рассмотрит криминальную ситуацию вокруг Всероссийского общества глухих (ВОГ). Интерес к этой проблеме объясняется тем, что за последние несколько лет ВОГ понес ощутимые потери: убиты президент ВОГа Валерий Кораблинов, председатель Московского общества глухих Игорь Абрамов, а также вице-президенты фирм "ИТФ" и "Открытый мир", являвшиеся коммерческими партнерами общества глухих. Специальный корреспондент "Коммерсанта-Daily" МАКСИМ Ъ-ВАРЫВДИН провел расследование этих событий.

Деньги получали мешками

В 1994 году Всероссийское общество глухих получило от президента России беспрецедентные льготы в сфере внешнеэкономической деятельности. Общественная организация открыла несколько фирм — ИТФ, "Открытый мир" и "Валентина", которые, пользуясь льготами, должны были завозить из-за границы товары и продавать их. Чтобы контролировать компании, ВОГ ввел в их руководство своих людей: гендиректором "Открытого мира" стал Николай Климов, "Валентину" возглавила помощница президента ВОГа Валентина Мейснер, а президентом ИТФ был назначен вице-президент ВОГа Валерий Рухледев.

С каждой сделки ВОГ должен был получать от 3 до 8%. Об объеме экспортно-импортных операций свидетельствует хотя бы такой факт: на 1994 год Минфин выделил ВОГу квоту в размере $160 млн, которая была исчерпана полностью. Коммерческие партнеры ВОГа получили по 30-40% от реализованных контрактов. Предоплаты шли наличными. Денег было много: в сейфы они не влезали, и хранили их в мешках. В ИТФ, например, руководители фирмы могли брать на непредвиденные расходы какие угодно суммы.

Первый удар ВОГу был нанесен 15 февраля 1995 года. Вице-президент компании "ИТФ" Владимир Орлов задержался допоздна в своем кабинете, расположенном в гостинице "Узкое" Академии наук России. Около одиннадцати вышел из офиса, завел свой Alfa-Romeo. Сейчас же к иномарке подъехала "девятка". Из открытого окна "Жигулей" в Орлова несколько раз выстрелили из пистолета с глушителем.

Поначалу убийство Орлова никто не связывал с льготами, которые имело общество глухих. Версии о том, что предприниматель поссорился с бандитской "крышей" (чеченцами) или подвел своих деловых партнеров, не нашли подтверждения. Дело "повисло".

Но прошло еще несколько месяцев, и события вокруг ВОГа начали стремительно разворачиваться по такому же сценарию, как и в Российском фонде инвалидов войны в Афганистане.

Охота на "глухарей"

7 сентября 1995 года в подъезде своего дома на Таллинской улице был убит Игорь Абрамов, председатель правления Московского городского общества глухих. Абрамов был глухим от рождения. Этим обстоятельством воспользовался киллер. Он вошел в подъезд вслед за председателем и дважды выстрелил из пистолета ему в затылок.

Абрамов, как и Орлов, имел свою долю в "растаможке": под "крышей" МОГа было открыто несколько коммерческих структур, делавших бизнес на льготах. Кроме того, Абрамов был соучредителем нескольких баров, ресторанов и даже, как говорят, казино. По некоторым данным, предприимчивый председатель успел заработать для МОГа около 5 млрд рублей.

Моговская многотиражка "Маяк" посвятила убийству Абрамова целый номер. В передовице, подписанной главным редактором "Маяка", были такие строки: "Льгота — это признание собственной неполноценности: я, мол, ущербен, не могу на равных тягаться со всеми, а потому сделайте мне послабление... И государство со скрипом, но все-таки послабляет — снижает налоги предприятиям, выдает квоты на беспошлинный вывоз за рубеж сырья и ввоз оттуда товаров. И именно это не дает спокойно спать криминалитету, он на глазах у всех начинает и глохнуть, и слепнуть, и хромать на обе ноги — лишь бы попасть под 'крышу' той или иной организации. А однажды попав, мертвой хваткой берет за горло хозяина... Необходимо понять, что убийство Абрамова — это удар по всему Всероссийскому обществу глухих. И надо сообща и адекватно отреагировать на него. Иначе всех перестреляют по одиночке. Как глухарей". Председателя МОГа при огромном стечении народа похоронили на Красногорском кладбище.

На могиле Абрамова еще не успели установить надгробье, как последовало третье убийство. В феврале прошлого года, ровно через год после гибели Орлова, в подъезде дома #16 по Новой Басманной улице расстреляли вице-президента фирмы "Открытый мир" Магомеда Мусаева.

Это произошло на глазах десятка свидетелей: в момент нападения в подъезде находилось несколько жильцов и работали строители. Вместе с Мусаевым были убиты двое его охранников и начальник местного РЭУ Ананьев. Еще двое свидетелей бойни, получив по несколько пулевых ранений, оказались в реанимации. Убийцам вновь удалось скрыться.

"Авторитетный" Мага

Магомед Мусаев был, пожалуй, самой колоритной фигурой среди коммерческих партнеров ВОГа. В криминальных кругах его знали под прозвищем Мага. Отсидев два года за разбой, он в 1992 году вышел на свободу под залог 50 тыс. рублей и занялся бизнесом.

У Мусаева было немало знакомых в ВОГе. Объяснялось это просто --- в прошлом Мага, как и некоторые высокопоставленные воговцы, занимался греко-римской борьбой.

Зарегистрированная в январе 1994 года компания "Открытый мир" находилась под негласным патронажем Маги. Именно он "пробил" у президента ВОГа Валерия Кораблинова распоряжение, дающее этой фирме право пользоваться внешнеэкономическими льготами. Впрочем, уговорить Кораблинова Мусаеву было нетрудно — в свое время он закончил институт физкультуры, командовал областным спортклубом глухих, увлекался борьбой и баскетболом.

Когда бизнес "Открытого мира" развернулся, Мусаев стал уговаривать Кораблинова сократить объем сделок, идущих через ИТФ. Кораблинов пошел Мусаеву навстречу.

Стоявшие за ИТФ чеченцы были недовольны. Они не раз вызывали Магу на разборки, но "авторитетному" борцу удавалось разрешать проблемы мирно. Правда, Кораблинов вскоре вернул ИТФ на былые позиции. Но было уже поздно.

Мага шел по стопам Квантришвили

В "Открытом мире" Мага легализировался месяца за два до смерти. К тому времени директор фирмы Николай Климов стал содиректором также созданного под "крышей" ВОГа Фонда социальной защиты и реабилитации инвалидов по слуху.

Мусаев занял в "Открытом мире" пост вице-президента. У него появились телохранители и новые друзья — известные предприниматели, банкиры, чиновники мэрии и депутаты. В общем, незадолго до гибели Мага пытался "завязать" с криминалом и по примеру другого известного борца, Отари Квантришвили, уйти в политику и большой бизнес.

Мусаев стал обладателем состояния, исчисляемого в миллионах долларов: он владел ювелирными магазинами, ресторанами, домами и целыми поместьями. Только за виллу в подмосковных Горках Мага заплатил более $2 млн.

Через несколько дней после убийства Мусаева его братья Муртуз, Абдурашид и Нурик увезли прах Маги на родину, в маленький дагестанский город Буйнакск. Вскоре после этого Абдурашид Мусаев был объявлен в федеральный розыск за похищение и вымогательство, но до сих пор его не нашли.

Мотивы убийства Маги не выяснены. Может быть, его ликвидацию заказали чеченские бандиты. Те самые, с которыми "авторитет" конфликтовал из-за ИТФ. Впрочем, помимо чеченцев, как говорят сотрудники правоохранительных органов, интерес к льготам общества глухих проявляли дагестанская группировка и глухонемой "вор в законе" Нейман.

Но все поползновения Неймана были жестко пресечены — его пырнули ножом. Вылечившись, Нейман отошел от дел и уехал в провинцию. Вместо себя он оставил двух "авторитетов", известных под прозвищами Мао и Лео. В деятельность воговских фирм они предпочитали не вмешиваться. Это их и спасло.

Засада на помойке

После отмены таможенных льгот в ВОГе подсчитали комиссионные и выяснили: за время действия президентских указов коммерческие партнеры переварили контрактов на $160-180 млн, а обществу перечислили всего около 10 млрд рублей. Причем эти деньги были переданы ВОГу в качестве спонсорской помощи.

Несмотря на то что ВОГ примерно такую же сумму получил от своих 65 производственных предприятий (в основном швейных и трикотажных фабрик), руководство общества не стало поднимать шума. "Слава Богу, что льготы прошли мимо нас", — не раз говорил своим помощникам президент ВОГа Валерий Кораблинов.

По словам коллег, Кораблинов был довольно мягким человеком и не мог, жестко сказав "нет", обрубить концы. Этим пользовались многие. Сомнительным коммерческим структурам сдавались и пересдавались в аренду объекты и помещения ВОГа; предприниматели заявляли общество в число своих учредителей, но денег за это глухим не платили, хотя и пользовались их льготами. Это не встречало возражений Кораблинова.

Злопыхатели могут подумать, что Кораблинов был столь сговорчив только потому, что ему перепадало от сделок, но это не так — президент, по словам его подчиненных, был бессребреником. Все, что он получил за время бурной коммерческой деятельности ВОГа — это служебный Jeep Cherokee вместо "Волги". В этом автомобиле он и был смертельно ранен 1 ноября прошлого года.

Джип президента попал в засаду на узкой дороге, ведущей от его загородного дома к шоссе. Вооруженные пистолетами бандиты прятались за бетонными плитами, отгораживающими дорогу от помойки. Когда джип проезжал мимо, преступники открыли огонь. Кораблинов получил тяжелые ранения и скончался в больнице.

Конфликт с арендатором

ВОГ похоронил своего президента на Ваганьковском кладбище. Прощальные молитвы над его гробом глухим переводили сурдопереводчики. Поминали Кораблинова в ресторане "Будапешт". Все расходы взял на себя "Открытый мир".

Обыск в кабинете Кораблинова и допросы его ближайшего окружения мало что дали следователям прокуратуры. Врагов у Кораблинова не было. Вероятно, его убрали как нежелательного свидетеля — президент мог знать, куда делись астрономические суммы, заработанные на льготах коммерческими партнерами общества. Впрочем, убийству предшествовал один серьезный конфликт.

Весь прошлый год ВОГ и строительная фирма "Балчуг девелопмент" не могли поделить здание центрального правления общества на Улице 1905-го года. Несколько лет назад ВОГ сдал четыре этажа офиса в аренду "Балчугу", а эта фирма, с согласия общества, пересдала их в субаренду. Совместная эксплуатация помещений приносила в бюджет ВОГа значительные суммы. Их было вполне достаточно для того, чтобы содержать центральный аппарат общества. Но весной один из субарендаторов, "Балчуг-фарма", не внес арендной платы. ВОГ выселил фирму и потребовал от фирмы "Балчуг девелопмент" сатисфакции.

В то время и строительная фирма пребывала в кризисе. Платить было нечем. По словам сотрудников "Балчуг-девелопмент", Кораблинов обещал подождать, однако вскоре общество подало в арбитражный суд иск о расторжении контракта. Судебные разбирательства затянулись. В ВОГе говорят, что к Кораблинову и его помощникам не раз приходили люди бандитского вида, которые предлагали разрешить спор со строительной фирмой силовыми методами. В "Балчуге" же говорят, что глухие угрожали им сами.

Суд закончился в пользу ВОГа уже после смерти Кораблинова. Гендиректор "Балчуг девелопмент" Вячеслав Романов сейчас под следствием. Его обвиняют в мошенничестве, а по убийству Кораблинова не допрашивают. А ВОГ теперь сдает помещения в аренду самостоятельно. При условии, что арендаторы возьмут целый этаж. Новых хозяев обрели уже шесть из восьми этажей центрального офиса.

О мотивах убийства своего президента в ВОГе стараются особенно не распространяться. Правда, некоторые воговцы считают, что в этом деле замешана большая политика: "Председатель МОГа Абрамов был самым реальным претендентом на пост президента ВОГа, поэтому его убрали первым. Затем убили Кораблинова. Таким образом некая коалиция, образовавшаяся внутри общества, расчищала путь к власти своему кандидату".

Нового президента ВОГа избирали в декабре. Было выдвинуто четыре кандидатуры. Среди них — бывшие руководители "Открытого мира" и ИТФ, а также кандидат от политического движения "Наш дом — Россия". На пленуме центрального правления разгорелась нешуточная борьба. В итоге победу одержал Виктор Смальцер — бывший председатель Санкт-Петербургского правления ВОГ.

Окружив себя молодыми, оборотистыми помощниками, Смальцер принялся реформировать аппарат центрального правления. Отправил в отставку одного из вице-президентов, существенно сократил функции другого, уволил главбуха. Как сказал мне один из помощников президента, Смальцер — за строгий учет и контроль, а поэтому политика общества теперь существенно изменится.

Газета "Коммерсантъ" №19 от 26.02.1997, стр. 7
https://www.kommersant.ru

27 ноября 2021 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 27.11.2021 15:52
ВОГ был всегда закрытой организацией, даже инвалиды по слуху, которые родились в Москве и проживали в родном городе не знали о существовании каких-то предприятий и учреждений той самой организации, а трудились там в основном приезжие из всех уголков Советского Союза. Тут надо заметить, что успешную карьеру делали те глухие, которые учились в одной школе и в одном институте, а остальных просто не пускали.

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь