Общество глухих

ТМЖ И МГО ВОГ: НОВАЯ ЭПОХА

2021 год проходит под знаком смены эпох в московском обществе глухих. Как давно известно, в России та или иная эпоха на всех уровнях определяется сменой начальства – неважно, царя ли, генсека ли, президента, председателя, директора, начальника той или иной степени значимости. Избрание нового главы ВОГ, пертурбации в Центральном правлении ВОГ укладываются в эту схему, предвещая изменения. Потом видно будет, к лучшему эти изменения или как. С января 2021 года приступил к своим обязанностям новый председатель МГО ВОГ Александр Бочков. А в мае этого же года завершилось время Николая Чаушьяна в Театре мимики и жеста, и волей ЦП ВОГ должность директора ТМЖ была закреплена за Робертом Фоминым. А новая эпоха – это возможность новых взаимоотношений.

Знаменитое здание у станции метро «Первомайская» изначально было построено как РДК ВОГ – Республиканский Дворец культуры Всероссийского общества глухих. РДК стал центром творческой жизни неслышащих москвичей: в нём концентрировалась самодеятельность, разные кружки и секции – от танцевальной группы до объединения любителей науки. Какое-то время там ютилось само ЦП ВОГ. И, разумеется, Дворец культуры был площадкой Театра мимики и жеста, о чём до сих пор сообщают громадные буквы на здании.

С годами ситуация изменилась. Все стали воспринимать, что есть Театр мимики и жеста и его здание, а при нём – Московский культурный центр (МКЦ). В конце 90-ых годов МКЦ влачил жалкое существование. Второй этаж ТМЖ стал базой для разного рода сомнительных личностей из криминального мира глухих. Ни у общевоговской, ни у вогомосковской власти не находилось желания вливать финансы в самодеятельную культуру глухих. МГО ВОГ перестала поддерживать МКЦ, а ЦП ВОГ было не до этого.

Со временем, к счастью, скандальная слава «малины» сошла на нет, ТМЖ стал театром в полном смысле этого слова, но вот значение его как центра культуры глухих москвичей было утрачено. Только в этом году с подачи Александра Бочкова на третьем этаже офиса МГО ВОГ был открыт культурный центр, и самодеятельные артисты получили возможность репетировать при подготовке к фестивалям. Но всё-таки у того, старого, рухнувшего МКЦ «на Первомайской» размах был больше и возможности шире…

И вот 8 июня 2021 года прошла встреча свежеиспечённых руководителей: в офисе МГО ВОГ побеседовали друг с другом председатель МГО ВОГ Александр Бочков и директор ТМЖ Роберт Фомин. В разговоре приняли участие начальник управления по внешним связям Татьяна Романцова и глава отдела культуры МГО ВОГ Елена Митрофанова.

Если Александр Александрович уже полгода у руля и более-менее освоился с «кухней» своей организации, то для Роберта Валерьевича всё внове, и ещё неизвестно, какие планы Фомина по реформам в ТМЖ могут быстро осуществиться.

Но оба начальника настроены оптимистично. Разговор шёл о том, что часть мероприятий МГО ВОГ вполне может проходить в помещениях ТМЖ. Например, в следующем году, к юбилею МГО ВОГ возможны концерты на сцене ТМЖ и различные выставки в его залах.

А также обсуждалась возможность постепенного восстановления Московского культурного центра в стенах ТМЖ. Попробуют начать с детей. По инициативе МГО ВОГ пару лет назад в ТМЖ работали детские развивающие кружки, занятия вели глухие педагоги и артисты ТМЖ. Но проект существовал только один год и был закрыт, когда прекратилось финансирование. Теперь Бочков, Романцова и Митрофанова надеются, что в следующем году получится возобновить занятия с неслышащими юными москвичами.

Если задумка с детьми осуществится, то с этого момента и начнётся возрождение МКЦ «на Первомайской»: пропишутся там «взрослые» кружки ЖЯ-песни, малых форм, танцев, научно-популярных лекций и других видов саморазвития. Роберт Фомин весьма кстати сообщил, что под это дело можно отдать часть помещений ТМЖ, которые недавно освободил Учебно-методический центр ВОГ.

Александр Бочков заявил, что планируются переговоры МГО ВОГ с Департаментом культуры Москвы, на которых будет возможность заручиться поддержкой мероприятий МГО ВОГ и ТМЖ со стороны Депкультуры.

Пока всё это предварительно, всё это в перспективе. Эпоха перемен непредсказуема, но будем надеяться, что громадьё планов, озвученное на встрече двух новых руководителей, получит шанс на воплощение в жизнь.

Александр Бочков и Роберт Фомин просят ветеранов культурной самодеятельности глухих и их потомков поискать у себя какие-нибудь старые фото или документы, касающиеся деятельности РДК и МКЦ.  И принести их в МГО ВОГ. Дело в том, что по истории самого ТМЖ материалов много, а вот архивы РДК-МКЦ, по словам Фомина, были выброшены прежним руководством. Будем восстанавливать нашу историю и имена энтузиастов, которые внесли свой вклад в развитие культурной жизни глухих москвичей.


https://deafmos.ru

09 июня 2021 г.

Обсуждение

Пользователь
Гость 10.06.2021 08:05
В Государственном Архиве Литературы и Искусства в Москве хранятся архивные материалы по истории художественной самодеятельности глухих(глухонемых) 40-50-60 годов ХХ века. Материал там хранится интересный, много знакомых фамилий из числа глухих москвичей.
Пользователь
Гость 10.06.2021 08:21
Государственный архив Литературы и Искусства
Ф.970. Оп.21. Д.2945. Документы Всесоюзного смотра художественной самодеятельности глухонемых. 1956 год.
Ф.970. Оп. 21. Д. 2938. Творческие отчеты и рецензии критиков о спектаклях Всесоюзного смотра художественной самодеятельности глухонемых. 1952 год.
Ф.1711. Оп.1. Д.82. Фотография участников театрального коллектива Московского Дома глухонемых. 1955 год.
Ф.970. Оп.21. Д.3338. Спектакли. Смотр художественной самодеятельности глухих. 1962 год.
Вот такая есть информация.
Пользователь
Гость 10.06.2021 08:45
Конечно, это очень печально, что руководство выбросило уникальнейшие материалы по истории художественной самодеятельности глухих в Москве. Халяпин сам был когда-то руководителем художественной самодеятельности глухих в ТМЖ и организовывал различные мероприятия, бережно хранил материалы: фотографии ( а их было несколько коробок) и документы по личному составу коллектива художественной самодеятельности глухих (анкеты, которые он сам и составлял, а заполняли сами глухие). Очень жаль и большая потеря. Возможно, руководству необходимо было освободить противопожарный коридор, который Халяпин превратил в хранилище музейных экспонатов на втором этаже. Может быть они сохранились? Унесли в подвальное помещение? Не хочется верить что они пропали.
  • Авторизоваться через

Добавить комментарий