Общество глухих

ГАЗЕТА «МЕТРО» И «ГЛУХОНЕМЫЕ»

В пятницу 21 мая 2021 года ежедневная газета «Метро», которую бесплатно раздают по утрам у входов московского метрополитена, привлекла внимание броским заголовком «ГЛУХОНЕМЫХ НАУЧАТ ОТЛИЧАТЬ ХЕЙТ ОТ ЗАШКВАРА».


Сам материал представляет собой интервью с переводчицей ЖЯ Лолой Мурадовой из города Троицка. Но не того Троицка, который вошёл в состав Новой Москвы, а гораздо более дальнего городка Челябинской области. Мурадова рассказывает, как помогает глухим Троицка понимать слова русского языка и особенно современные термины.


В принципе, ничего удивительного: проблеме с неграмотностью глухих и их бедным словарным запасом русского языка уже много десятилетий, поскольку российские органы образования – от министерства до института коррекционной педагогики – давно сделали всё, чтобы элементарное образование для большинства глухих людей остановилось, по сути, на дошкольном уровне.

И в принципе, Мурадову можно похвалить, что она помогает неслышащим людям понимать те или иные термины. И не только «хейтер» и «барбершоп», но и обычные слова.

Например, интернет-портал «360 градусов» рассказал такой момент о челябинской переводчице:
«Идея создать онлайн-курсы пришла к Мурадовой после просьбы помочь от неслышащего человека. К ней пришел мужчина, который хотел купить машину в Сети, но не мог понять значения выражения «в идеале». Тогда сурдопереводчица поняла, что жестовый язык просто не успевает за изменяющимся русским языком».

Вообще-то забавно, что понятие «в идеале» отнесли к новым словам. Прискорбно другое: что взрослые глухие не знают элементарных русских слов и за каждым чихом бегут за помощью к слышащим, расписываясь в своей беспомощности.

Вот один из новостных роликов о Мурадовой. Ничего не скажешь, хайпанулась отлично гражданка на своей деятельности.

Но вернёмся к газете «Метро». Среди многих глухих москвичей поднялся шум, недовольство стали высказывать разные любители пооскорбляться: «Безобразие, про нас снова написали «глухонемые»! Нас обижают! Наказать! Наехать! Не прощать

Хотя слово «глухонемой» употреблено только в заголовке. А в самой статье корректно пишется «глухие». Только один раз Мурадова употребила слово «глухонемые, вспоминая бабушку с дедушкой.

Почему же такой заголовок?

Мир слышащих далёк от маленького «этноса» глухих, с их проблемами и обидами. У человека на подкорке сознания записано самой природой: кто не знает моего языка, с кем трудно общаться – тот чужой, тот ниже меня. Недаром в Древней Руси всех иностранцев называли немцами. «Немец» – это немой. Поскольку больше всего в России тусовалось выходцев из Германии, то постепенно слово «немец» стало обозначением жителей Германии. Но ведь немцы не немые! У них же есть свой язык – немецкий. Но в те времена для русских любой иностранец, не знающий русского языка, был немцем.

А давайте представим, что нынешние немцы начнут возмущаться и оскорблённо орать против термина «немец»: «Мы не немы, немы не мы! У нас есть свой язык, называйте нас германцами или дойчами, но не немцами

Что будет? Русские о-о-о-очень удивятся: «Нормальное слово «немец»! Мы даже не предполагали, что оно для вас вдруг обидным станет! Мы вовсе не думаем, что немец – это немой!»

Вот также в большинстве своём слышащие люди относятся к слову «глухонемой». Простой человек видит глухого… Непонятно бормочет? Написать внятно ничего не может? Написанное не понимает? Значит, глухонемой. Без обид!

Обыватель вообще не в курсе того, что всякие лингвисты и филологи доказали, что жестовый язык – это полноценный язык, и что, исходя из этого, «жестовики» – не немые. Обычному гражданину это всё до лампочки. Как когда-то до лампочки было, что у немца есть свой немецкий язык. Немец и всё! Глухонемой и всё! Слышащий человек искренне не понимает, почему на это обижаются.

И ещё момент. Термины «глухой» и «глухонемой» в сознании слышащих людей различаются. «Глухой» – для них значит позднооглохший из-за травмы или старости. Глухому можно погромче кричать, глухой может ответить устно. А вот тех, кто потерял слух с рождения или с раннего детства, тех, кто не может нормально понимать речь и отвечать «чистым голосом» – называют «глухонемыми».

Понимаете, в чём нюанс? Общество-то соображает, что глухие разные бывают, и разделяет их на глухих и глухонемых. И оно никак не привыкнет к тому, что «глухонемые» – это тоже глухие.

Я, автор этого текста, вовсе не стесняюсь слова «глухонемой». Наоборот, это иногда помогает. Когда я говорю собеседнику в маске «Я глухой», то собеседник часто просто начинает говорить громче или прямо в ухо. А когда я сообщаю, что я «глухонемой», то зачастую люди снимают маски и стараются говорить чётче или написать.

Помню случай один. Давно было, лет 25 назад. Меня отправляли в Африку, Килиманджаро покорять. Перед этим в Москве пришлось ехать в какую-то спортивную поликлинику и проходить врачей. И вот вхожу в кабинет терапевта. Терапевт заполняет мою карту. Глаз не поднимает от бумаг, задаёт вопросы. Артикуляция у него чёткая, всё понимаю, отвечаю.

Хронические болезни? – спрашивает врач

Неврит слухового нерва с рождения! – бодро рапортую я.

Глухонемой, значит?

Глухонемой, значит!

Так и запишем! – ответил врач.

Доктора не смутило, что «глухонемой» разговаривает и отвечает голосом! Просто сразу понял, что я потерял слух не в 20-30 лет, а с младенчества, до того, как стала формироваться речь и звуковое восприятие.

Конечно, сейчас уже есть подвижки, общество меняет постепенно свои взгляды на глухих, но понадобятся годы, чтобы термин «глухонемой» изжил сам себя.

А он изживёт сам себя, когда общество полностью примет глухих, как равноправных своих членов.

Но извините, будет ли обычный слышащий человек считать равным себе человека, который не понимает того, что ему написали? Который постоянно требует «речевой костыль», то есть переводчика?

И статья в «Метро» как раз укрепляет читателя в том мнении, что «глухонемые» убоги и несчастны, и как хорошо, что есть Лола Мурадова, несущая им свет знаний!

Разумеется, это не так. Если бы все инвалиды по слуху были такими, то не было бы ни этого сайта DEAFMOS, ни газеты «Мир глухих», ни журнала «В едином строю», ни этой статьи, ни глухих редакторов и журналистов, ни глухих писателей и поэтов, ни глухих инженеров и учёных. Ни читателей, которые сейчас читают этот материал и понимают его.

К сожалению, большинство глухих, увидев эту статью, мало чего поймёт и пойдёт просить переводчиков или грамотных неслышащих: «Переведи на ЖЯ! Слово много сложно

Сейчас призывают идти крестовым походом на газету «Метро» и высказать своё громкое «Фи!». Хорошо, пойдём, намылим холку корреспондентам и редакторам, покажем им, где раки зимуют, укажем как правильно писать.

Вот как в США сейчас движение BLM развилось: попробуй там сказать слово «негр» или «чёрный». Книги писателя Марка Твена там запрещены. Потому что в романе этого писателя Том Сойер дружил с негром Джимом. И плевать, что для Марка Твена это Джим – прекрасный и положительный персонаж. Активисты BLM ненавидят великого писателя, потому что он назвал Джима «негром».

Но от запрета слова негр белее не станет ведь. И на белого всё равно не будет похож. И нормальные люди, затюканные и испуганные, будут молчать, но про себя думать по-прежнему: «Негры! Чёрные! Запрещают правду говорить

Похожая история со словом «инвалид». В России даже газета есть «Русский инвалид». Но с Запада к нам проникло мнение, что «инвалид» очень плохое слово. Нельзя человека без рук называть инвалидом! Надо «альтернативно здоровый», «имеющий особенности здоровья», «человек с особыми потребностями»… Все эти глупые корявые и фальшивые словесные конструкции уничтожают короткое и ёмкое слово «инвалид». Как будто, если убрать слово, то руки вырастут, ноги зашевелятся, слух появится…

Поэтому, да, возможно, газета «Метро» принесёт извинения глухим. «Жестовики» будут рады и довольны. А что на самом деле внутри себя думают о них люди – разве не важно?

Наехать, потребовать извинений за заголовок легко. А что статья в «Метро» очередной раз показала глубокую проблему с образованием глухих, сложности с их интеграцией в «большой мир» – никого не волнует? Что постоянно «слышаки» выступают в роли благодетелей, осчастливливающих беспомощных глухих разной помощью – никого не раздражает? А что массовые СМИ ничего не пишут об успешных, умных, развитых, образованных «глухонемых», которым могут позавидовать и слышащие – никого не огорчает?


https://deafmos.ru

21 мая 2021 г.

Комментарии

Пользователь
Гость 22.05.2021 07:59
Слово "ГЛУХОНЕМОЙ"
не утопить,
и не сгорит оно в огне,
невозможно то слово забыть,
Так пусть это слово будет -
нашей историей,
нашей гордостью,
нашей болью и проклятием.
ГОРЖУСЬ ЧТО Я ГЛУХОНЕМОЙ.
Пользователь
Гость 22.05.2021 08:41
Снова к одному слову прикопались - как всегда... DLM в помощь, пусть слышаки, как видят на улице "альтернативно одаренных с ограниченными возможностями лиц, использующих в общении РЖЯ", сразу на колени падают. )))
Д,Б!
Пользователь
Гость 22.05.2021 12:55
Это вопрос к сурдопедагогике. У них глухонемых нет, их там учат чистоговорению. Выпускники обычно растворяются в массе народа живут и разговаривают. Откуда глухонемые? Это не от сурдопедагогики, это жестовый язык во всем виноват, со школы выходят грамотные нормальные, стоит им встретиться с жестовым так сразу школьное обучение теряется все становятся неграмотными глухонемыми. Получается интересно, глухим не нравится что они глухонемые, а сурдопедагогике насрать на это, не их проблема, хотя глухонемых пачками плодит сама сурдопедагогика
Пользователь
Гость 22.05.2021 14:19
(Гость 22.05.2021 12:55)
Чтобы поддерживать грамотность, глухой должен общаться СО СЛЫШАЩИМИ, что-то рассказывать им, обсуждать с ними какие-то темы, постоянно читать тексты, статьи, текстовые диалоги. Как вариант - читать вслух тексты, статьи.

Потому что общение глухого с глухим автоматически упрощает речь, примитивизирует конструкции речи. Есть исключения, но в большинстве случаев приводит к тотальной неграмотности. Сначала перестают читать тексты, потом субтитры, начинают смотреть жестовую речь и попадают в зависимость от сурдопереводчиков.

Пользователь
Гость 22.05.2021 14:41
ЫЫЫ ВФВФ ЫЫЫЫ ИИИ ЫЫЫЫ ДДД ЫЫЫ ИИИ ЫЫЫ Т-Т ЫЫЫ ЕЕЭЭ ЫЫЫ
ВВВ ЫЫЫ ЫЫЫ ЫЫ ННН ЫЫЫ ЕЕЭЭЭ ЫЫЫ ППП ЫЫЫ РР ЫЫ АААА ЫЫ ВВФ ЫЫы ЫЫЫЫ
Только так могут в настоящее время произносить глухие, которых обучили кое-как произносить звуки.
Не надо лапшу на уши вешать. Глухие не могут нормально произносить даже те буквы звуками, для них это большие мучения и трудности и РЖЯ их язык для общения. Для них и был в 1926 году создали Всероссийское объединение глухонемых, чтобы не мучили себя и не пугали слышащих звуками : "ЫЫЫЫЫЭЭЭЭЫЫЫЫ".
Грамотные глухие - это те кто потерял слух, когда ребенок уже прекрасно слышал что говорили ему родители и старшие. Их много среди позднооглохших, которые и развалили ВОГ и разрушили авторитет советской сурдопедагогики.
Пользователь
Гость 22.05.2021 23:07
(Гость 22.05.2021 14:41)
Не соглашусь, что грамотнгые глухие - только те, кто оглох потом. Много грамотных и адекватных глухих (не слабослышащих!), которые весьма грамотны. А часть из них и говорит более-менее внятно. Но это им повезло с хорошими родителями и педагогами - вопреки официальной системе сурдопедагогики.

Николай Шмелёв, руководитель сайта Глухих нет - глухой. Михаил Веселов, главред Деафмос - глухой, Виктор Паленный, глава ВЕС - глухой. и грамотные ого как
Пользователь
Гость 22.05.2021 23:38
(Гость 22.05.2021 23:07) Указанные фамилии, заметьте, продукты московских школ для слабослышащих.
Пользователь
Гость 23.05.2021 02:11
(Гость 22.05.2021 23:07) Грамотные ? Реально ? Вы их тексты вычитывали ? Это трэш в стиле "я акын - что вижу, то и пою". И стилистически, и орфографически, и грамматически. Проблема не в этом. Проблема в том что все эти стенания про "глухие такие же, нужно интегрироваться, нужно бла-бла, слышашие гнобят" - заканчиваются ровно на агрессивном нежелании глухих понимать что надо что-то делать, и делать лучше. В лучшем случае - сделают вид что не поняли. Общий месседж - мы глухие, нам и так плохо, нам должен весь мир. А, и денег еще, плиз, побольше - ну просто так. Мы не сделаем ничего качественного за эти деньги - просто так дайте, нам надо.
Пользователь
Гость 23.05.2021 07:20
(Гость 23.05.2021 02:11) , согласен. Среди говорящих, кстати, тоже беда с правописанием и речью не редкость - вспомните покойного Черномырдина хотя бы... )))
Да и книги читать просто не любят и не умеют большинство - что глухих, что неглухих - а это всё-таки именно сильно влияет на общую грамотность.
Тут уж ничего не поделаешь - да и умение пробиться наверх в основном от пробивных качеств и нужных связей зависит... Взять хотя бы то же ЦП ВОН, вон сколько безграмотных и некомпетентных идиотов в руководстве, НО тот - известный олимпийский медалист, этот - помощник депутата, тот - активист культмасса и участник фестивалей, как же их не выбрать, известные люди... Главное - не грамотность, а связи нужные...)))
Пользователь
Гость 23.05.2021 09:30
Ой, ВИКТОР ПАЛЕННЫЙ - ГЛУХОЙ, да что тут такое пишите, он как и Веселов окончили московскую 30-ю школу для слабослышащих. Это они сейчас уже прикидываются, что глухие и не могут слышать разговор человека. Они прекрасно слышат, А этот Паленный прекрасно и разговаривал по мобильному телефону, как и сам Базоев. Сам все видел. Не надо лапшу на уши вешать. Про Шмелева не могу ничего тут написать, так как не видел его вообще. В Москве существовали несколько школ для слабослышащих и для глухих. Помню, 20 школу для глухих, да там такие ребята злые, если кто-то может произносить слова и разговаривать, так и совершали на них набеги, драки были в школьной общежитии. Слабослышащие дети жаловались, что глухие дети их били. Прошло уже 40 лет.
Пользователь
Гость 23.05.2021 13:03
В школах для глухих часто 2 отделения же: 1е - для оглохших в детстве и слабослышащих, с навыками слуха и речи уже, со слуховыми аппаратами например, а 2е - для глухих от рождения, вот они и есть классические "глухонемые", по сути, ну так что обижаться - это просто факт, что нормальной речи нет, вот и все.

Сам с такими часто контачу, я-то оглохший до школы (полностью, даже слуховой аппарат не помогает), РЖЯ знаю, но читать-писать грамотно могу, и говорить, а народ вокруг в основном именно "чисто глухонемой" от рождения, только "мычит", даже заявление на отпуск написать толком не умеет и приказ прочитать - трудно им много слов непонятных (этим глухим ледям и джентльменам, если что, уже далеко за 40-50-60 лет)...
Раньше часто до ссор доходило, когда отказывался позвонить им или перевести: мол, "Раз грамотный и говорить умеешь, значит, "говорящий", притворяешься, звонить и переводить не хочешь - мол, глухих не уважаешь, унижаешь, щас в морду дам... ")))

Ну то есть сами эти "глухонемые" вот никак не могут понять, как такой же, как он, жестовик, может правильно писать и понимать написанное, и - о, ужас! - общаться голосом, и почему-то не хочет им звонить по телефону...
Задаётся, значит, оскорбляет и не уважает глухих, да? )))
И кто им, таким вот обиженным глухонемым, виноват?)))
Пользователь
Гость 23.05.2021 13:43
При Российской Империи в школу для глухонемых глухих детей на учебу не брали, а брали тех детей у которых сохранился приличный остаток слуха и речи, существовала даже комиссия, где дети должны были пройти испытания: правильно произносить звуки, понимать отдельные слова(В Москве и Московской губернии в 19 веке проживали до 40 тысяч глухонемых). Только после государственных переворотов в таких учебных заведениях стали брать всех подряд и глухих и слабослышащих. После окончания учебы глухим выдавали справки и их отправляли в учебно-производственные предприятия, где осваивали профессии, а слабослышащим давали аттестаты и могли продолжить учебу в техникумах и поступать в химический факультет. Федор Андреевич Рау, чтобы не портить себе статистику по обучению глухих, отправлял глухих детей, у которых не было ни слуха, ни голоса, в Люблино. Не было в то время четкой границы кто глухой, а кто слабослышащий - их всех называли глухонемыми. В периодической печати 30 годов ХХ века глухие жаловались, что до революции в Москве их плохо обучали и только из 2700 выпускников 50% получили аттестаты, а остальные плохо знали русский язык и еле-еле могли что-то написать на бумаге. Ничего не изменилось. Только Паленный в своих работах ничего не пишет о тех проблемах которые существовали в те далекие времена. А они остались, только исчезли учебно-производственные предприятия, где могли пройти профессиональное обучение инвалиды по слуху и дать им возможность освоить те профессии, которые им нужны для жизни.
Пользователь
Гость 23.05.2021 13:53
(Гость 23.05.2021 13:03)
Если с первым отделением в школах было более менее, то со вторым отделением не все однозначно, многое зависит от следующих факторов таких как:
- как рано начали заниматься с ребенком с речью, как рано научили его читать книги
- готовность родителей заниматься с ребенком, жертвовать многим, в том числе и работой, готовность забирать каждый день домой.
- в какой среде растет ребенок (слышащей или неслышащей)
- профессиональность школьных педагогов и логопедов

То есть одной школы недостаточно.
Пользователь
Гость 23.05.2021 14:23
(Гость 23.05.2021 13:53)
"...многое зависит от следующих факторов таких как: - как рано начали заниматься с ребенком с речью, как рано научили его читать книги - готовность родителей заниматься с ребенком..."

Ну, тут речь скорее всего, о "профессиональных глухонемых", т.е. о глухих жестовиках из семей таких же точно глухих жестовиков, поколение за поколением уже на генетическом уровне практически - а в этом случае вишенка от яблони недалеко падает, подобное рождает подобное всего лишь - и, повторюсь, на что обижаться?

Среди моих знакомых есть семья, в которой оба родителя именно " мычащие глухонемые" (в прямом смысле) с детства, с минимальным словарным багажом и никакой грамотностью чисто жестовики, но у них дети и слышащие, и глухие от рождения есть.

Слышащие дети выросли нормальными: хоть дома ими заниматься некому было в плане развития, но росли в своей "слышаковской" среде, ясли-детсад-школа, так что все у них пучком как у говорящих и без участия родителей, живут в слышащей среде...

А вот глухие детки - выросли точь в точь такими же безграмотными мычащими, именно что "глухонемыми" жестовиками, как и родители... Дома их развитием заниматься было как раз и некому, учились в спецшколе для глухих среди таких же...
У них, в свою очередь, слышащий ребенок - в той же слышащей среде, со слышащими родителями одной из сторон, вырос вполне нормальным, живет среди слышащих со своими слышащими детками уже, РЖЯ от папы с мамой худо-бедно выучил, родителям помогает иногда как семейный сурдопереводчик... )))

Ну так, повторюсь, что обижаться-то на правду - есть глухие и слабослышащие, а есть к тому же немые, беспомощные без сурдопереводчика? Никакой РЖЯ в таких случаях нормального грамотного общения в данном случае не заменит, да еще без нормального словарного запаса... Так что для слышаков такие вот глухие и есть глухо-НЕМЫЕ, все правильно изложено... Ну и что в драку-то лезть, если кто грамотнее тебя и умеет говорить - это уже маргиналы какие-то совсем выходят, по сути: "А ещё в очках, умный - бей грамотеев!" - уже не смешно, уголовщина какая-то прет...
Пользователь
Гость 23.05.2021 14:39
В советских школах было несколько отделений и не две, а четыре и даже больше. Их разделяли по группам "А", "Б", "В", "Г", даже была группа "Д", где обучение проходили умственно-отсталые глухие дети. Родители работали, только в воскресенье могли играть дома. Зарплата родителей не давала возможности пригласить учителя на дополнительные занятия. В группе "А" учились дети, которым и не нужен был слуховой аппарат, преподавателями были из массовой школы, в таких группах было тяжело тем ребятам, которые плохо слышали, но родители, хотели чтобы их ребенок находился в таком классе. Итог, конечно, был отрицательный. После окончания школы многие не могли продолжить учебу, а поступали в обычные техникумы, так как у них был хороший аттестат, а мне со своим тройками(а фактически эти были двойки и колы по русскому языку, алгебре и геометрии) предложили идти работать на завод, где работали глухие ребята и из нашей школы, только решил пойти учиться дальше в ПТУ.
Пользователь
Гость 23.05.2021 14:58
Общий посыл этой темы - нечего плодить глухих детей или им сразу ки + грамотная реабилитация + приличные ресурсы. И это логично. Какого .уя вообще нужны глухие спортсмены, актеры, активисты вог, кроме слышащих распильщиков.
Пользователь
Гость 23.05.2021 16:24
Если глухой от рождения ребёнок из семьи таких же глухих от рождения родителей (т.е. "глухонемых" фактически) или оглохших в раннем доречевом возрасте - шансов на домашнее развитие у него практически ноль... Вырастет таким же, как родители - это уже вряд ли какая школа исправит, а индивидуальные занятия - они денег стоят...
Да и как родителям объяснить про эти развивающие курсы, если они и словей-то умных таких не знают, и их вполне устраивает общение с дитятей на примитивнейшем и безграмотном "пиджин-РЖЯ" (который почему-то постоянно пиарят и преподносят как прям единственный полноценный для глухих...) - вот и не уменьшается количество безграмотных "глухонемых" даже с развитием интернета и дистанционного образования...

Ну элементарно взрослые люди читать и понимать написанное не умеют без сурдопереводчика - т.е. в полной кабале и зависимости от ВОГ именно благодаря упору на внедрение примитивного РЖЯ (даже не на грамотный КЖЯ, с которого им тоже требуется перевод!... Позорище какое-то в век электронной техники... )))

Видимо, безграмотным стадом с помощью такого же безграмотного РЖЯ гораздо легче управлять таким же полуграмотным спортивно-культмассовым марионеточным "президентам ВОГ" и выбивать под него "субсидии" на безбедное существование ЦП ВОГ и членов его правления... Каковое руководство ЦП ВОГ уже вообще наполовину перешло в своих репортажах на "международный ЖЯ" - ну как будто от этого глухим станет понятнее его "забота" о них... Страшно далеки они, видимо, от глухого народа и его проблем...

Пользователь
Гость 23.05.2021 16:58
(Гость 22.05.2021 23:07)
"...Николай Шмелёв, руководитель сайта Глухих нет - глухой. Михаил Веселов, главред Деафмос - глухой, Виктор Паленный, глава ВЕС - глухой. и грамотные ого как..."
Этих Шмелёвых вообще-то двое, если кто помнит... ))) Ну, о грамотности и успешности глухих кадров тот же Михаил Веселов неоднократно писал, хотя бы в тутошней статье "Успех успеху рознь" (Источник: h t t p s ://www.deafnet.ru/new.phtml?c=70&id=17585 - пробелы в начале адреса убрать!). Даже и вполне самокритично, за что ему дополнительный респект! )))

Так что не надо: в данном случае более уместна поговорка "В царстве слепых и кривому честь" - т.е. гиганты глуховской карьеры и отцы глуховской же грамотности они - только именно по сравнению с массой тех же "мычащих глухонемых".

Среди своих глухих, в узком мирке "ДЕАФ-медиа", где с более-менее грамотными кадрами полный зарез, они еще так-сяк на виду, а против слышаков - ну разве что сами объектами вот таких "Метро-репортажей" и "АиФ-скандалов" об "экзотическом мире глухонемых" могут подвизаться... Как и прочие "шм-ироко известные в узких кругах" глухие "влогеры" на РЖЯ в основном - о них тоже у того же Михаила Веселова статья тут есть, кому интересно - сами найдут. )))

Напишите комментарий

  • Войти

Читайте также

© 1999-2023, Первый информационный сайт глухих, слабослышащих и всех в России.
Карта  Пользовательское соглашение
Срочная помощь