Общество глухих

Вуз для инвалида

О выборе профессии, доступной среде и бесплатном втором высшем образовании

В первые дни нового года президент РФ Владимир Путин предложил предоставить инвалидам право получать второе высшее образование бесплатно. Поручение президента должно быть исполнено до 1 июля. Эта инициатива стала поводом поговорить о том, как в России сегодня обстоит дело с высшим образованием для людей с ограниченными возможностями здоровья.

ЛЬГОТЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ

Количество документов, регулирующих поступление инвалидов в вузы, велико, хотя главный из них - закон № 273-ФЗ “Об образовании в РФ”. Так что каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения. В целом же зачисление инвалидов в вузы осуществляется по результатам либо ЕГЭ, либо вступительных экзаменов. Согласно ч. 5 ст. 71 “Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета” упомянутого закона инвалиды могут получить профессиональное образование за счет бюджетных средств по программам бакалавриата или специалитета вне конкурса. Однако число таких мест ограничено квотой, установленной выбранным вузом, она составляет не меньше 10% от всего потока поступающих на бюджетную форму обучения (ч. 6, ст. 71).

Также у инвалидов есть возможность пройти всю программу вузовского обучения на дому, дистанционно, обучаясь онлайн, с последующей сдачей всех заданий, работ и экзаменов по интернету.

Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2011 № 2895 “Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования” регламентирует, какие условия на вступительных экзаменах предоставляются инвалидам в соответствии с ограниченными возможностями здоровья. Например, для глухих и слабослышащих “обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования”.

ПРЕПЯТСТВИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ

По мнению помощника ректора по инклюзивному образованию Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Юрия Баусова, у инвалидов при поступлении в вузы могут возникать две главные сложности - личностная и правовая.

К первой эксперт относит слабую ориентацию самого абитуриента в особенностях выбранной профессии: порой человек идет поступать, не имея полного представления о будущей специальности. Нередки и случаи, когда учеба становится просто аспектом социализации через общение с сокурсниками: инвалиды получают в вузе социальную среду, которой им часто не хватает. В обоих случаях итогом учебы может быть разочарование.

- Сами люди с инвалидностью порой предполагают, что если они окончили какое-либо учебное заведение, то им, поскольку они инвалиды, сразу же все будет падать с неба. А профессионализм крайне важен, и здесь инвалидность - лишь дополнительная система проблем, которая может мешать технологически, - уточняет проблему Баусов.

Что же касается правовой стороны дела, то нередки противоречия в самом законодательстве, когда множество указов, приложений к ним и т.п. запутывают абитуриента:

- Сейчас в вузах в этом отношении стало лучше. А раньше это было достаточно серьезным препятствием, когда вуз и хотел бы принять абитуриента, но у того есть ограничения по степени инвалидности, по его трудоспособности и т.п. Но сейчас помогают медико-социальная экспертиза и психолого-педагогические комиссии. Однако препоны чисто юридического плана, к сожалению, еще существуют. Порой сам инвалид не очень хорошо ориентируется - не знает, где получить нужную справку, у него может не быть того или иного документа. И поскольку время работы приемных комиссий ограничено, то возможность поступления может быть упущена.

ВОПРОСЫ ДОСТУПНОСТИ

- И при школьном, и при высшем образовании мы упираемся в специальные условия, которые должны быть созданы, но не создаются по разным причинам. Ссылаются на отсутствие финансирования, незнание того, как создавать эти условия. Или даже отсутствует желание что-то делать, - рассказывает член Общественной палаты Москвы, президент региональной общественной организации по поддержке родителей с инвалидностью и членов их семей “Катюша” Наталья Присецкая. - Для колясочников условия - это пандусы и туалеты, для слепых и слабовидящих - специальные компьютерные программы и тьюторы (от англ. tutor - наставник). Основная проблема у нас - проблема доступной среды. Главный вопрос при обучении инвалидов в вузах - в условиях доступности, в условиях адаптации как учебного процесса, так и архитектурных особенностей к потребностям студентов с инвалидностью.

Тьюторы-наставники для инвалидов уже появляются, хотя пока только в отдельных вузах. А проблемы доступной среды решаются в нашей стране не первый год, но все еще не решены до конца. В свое время Присецкая добивалась принятия действующего сейчас в столице закона о доступности зданий и сооружений. Согласно ему все здания и сооружения вне зависимости от формы собственности должны быть адаптированы под потребности маломобильных групп населения. Городской закон от 17.01.2001 № 3 “Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы” претерпел несколько редакций. Но, в принципе, и сейчас есть поводы подавать в суд иски к владельцам недоступного для инвалидов здания.

По стране же в целом все еще сложнее.

- Сейчас изменили формулировку в законе № 181 ФЗ “О социальной защите инвалидов”, - объясняет президент регионального общественного фонда правовой защиты и поддержки инвалидов “Без барьеров” Светлана Носачева. - Раньше в этом документе было написано, что организации всех форм собственности должны обеспечивать доступность для инвалидов. Но сейчас появилась приписка - “только во время проведения капитального ремонта или во вновь построенных зданиях”. То есть обеспечения доступности в тех же образовательных учреждениях можно ждать бесконечно.

ПОДГОТОВКА К ВУЗУ ДЛЯ ИНВАЛИДА

Сегодня в России существует 21 ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. За каждым вузом в стране закреплен свой центр. Там абитуриент с инвалидностью может получить подготовку к вузу и заполнить пробелы в знаниях.

Среди таких центров своеобразный ветеран - РУМЦ при Челябинском госуниверситете. Этот центр существует с 1992 года, а довузовскую подготовку инвалидов ведет с 1995 года.

- Наша программа довузовской подготовки - уникальна, - рассказывает заместитель начальника Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ЧелГУ Наталья Романович. - Уникальность состоит в наличии адаптационных дисциплин, которые разработаны сотрудниками нашего центра. Например - “Психология личности и основы профессионального самоопределения” или “Основы интеллектуального труда”. Эти дисциплины направлены на то, чтобы ребята с инвалидностью, которые станут студентами, эффективней проходили этап адаптации, а затем и обучение в университете. Кроме того, абитуриенты проходят подготовку по предметам. Подготовка в центре бесплатна.

ПАМЯТКА ДЛЯ АБИТУРИЕНТА

Для человека с инвалидностью, который решил получить высшее образование, РУМЦ при Челябинском госуниверситете подготовил несколько советов.

1. Оцените свой образовательный уровень. С тремя классами начального образования и без серьезной дополнительной подготовки не стоит пытаться поступать на мехмат МГУ.

2. Ответьте самому себе, будете ли вы работать по конкретной профессии или вам просто нужна “корочка” о высшем образовании? В зависимости от ответа следует выбирать вуз.

3. Обучение первой ступени, на бакалавра, длится четыре года. Вы действительно сможете посвятить такой срок учебе или просто хотите сами себе доказать, что сможете поступить?

4. Соотнесите свои возможности с навыками, которых требует будущая профессия: например, если планируете стать практикующим хирургом, насколько вы физически готовы для этой работы?

5. Ознакомьтесь с отзывами об интересующем вас вузе. Выясните, насколько выбранный вуз снабжен конкретной инфраструктурой под ваши потребности. Если нужных условий нет, то следует выяснить, в какие сроки институт способен обеспечить доступную среду, удовлетворяющую вашим потребностям. Следует учесть, что, как правило, этот процесс не бывает быстрым, особенно в бюджетном государственном учреждении.

6. Позаботьтесь заранее о том, что может потребоваться вам для учебы даже на бесплатном факультете. Например, слабослышащему студенту следует заранее озаботиться контактами хорошего сурдопереводчика на случай поломки звукоусиливающей аппаратуры в аудитории, а студенту-колясочнику следует спланировать заранее, кто при необходимости сможет помочь ему заехать на пандус при входе в вуз.

7. Посетите портал высшего инклюзивного образования в России - инклюзивноеобразование.рф. Там можно ознакомиться с условиями обучения в любом интересующем вас вузе, а также с информацией по ресурсным учебно-методических центрам по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

https://www.solidarnost.org

07 апреля 2021 г.

Обсуждение

Пользователь
Гость 08.04.2021 08:13
предоставить инвалидам право получать второе высшее образование бесплатно. Поручение президента должно быть исполнено до 1 июля И гле об этом? Одни общие фразы
Пользователь
Гость 08.04.2021 10:34
Ну кто же виноват, что конкретно глухие инвалиды по результатам ЕГЭ даже заявление о приеме на работу без сурдопереводчика написать не умеют в большинстве - какой уж там вуз, даже дворниками не устроиться... )))

А тот, кто всё-таки даже в спецшколе для глухих, несмотря на все усилия российской сурдопедагогики, научился самостоятельно не только кое-как считать пенсию и расписываться в ведомости, но и думать головой и понимать тексты и людей - и сам всегда поступит в выбранный вуз, если ему действительно надо расти в жизни.
  • Авторизоваться через

Добавить комментарий