Общество

Каково это – быть глухим экскурсоводом?

Некоторые полагают, что работа экскурсоводом для глухих не требует особых навыков и стать им сможет любой человек – достаточно иметь хорошую память и быть асом в РЖЯ. После того, как вникаешь в тонкости этой профессии, становится понятно, насколько это непросто. Надо общаться сo зрителями, у которых разные предпочтения, находить подходы. Должно быть и желание делиться чем-то интересным. Следовательно – необходимо постоянное стремление изучить что-то новое, расширить имеющиеся знания!

Профессия экскурсовода, по мне, необычная и разноплановая – сочетает в себе умения артиста, преподавателя, психолога и ещё десятки других талантов. Простая экскурсия по выставке – это же театр одного актёра, а слушатели – его публика! Важна артистичная и вдохновенная подача материала, ведь восприятие зрителями информации зависит от умения экскурсовода репрезентировать чувства и эмоции создателей шедевров. Да и сами люди, которые слушают мои рассказы, вносят определённые краски в мою жизнь, так как узнаю от них много нового, интересного.

КАКОВО ЭТО – БЫТЬ ГЛУХИМ ЭКСКУРСОВОДОМ?
Я помню свою первую экскурсию: перед началом руки тряслись и потели ладони, а мысли, путались, перескакивая с одной темы на другую. Но всё прошло на ура. Я поверил в свои силы! Это было в 2017 году, во время обучения на курсах подготовки глухих экскурсоводов, организованных музеем «Гараж». Об этих курсах не раз было написано и говорено. Нам не только читали лекции, но и водили по музеям. Мы смотрели, как действуют профи, учились сами «экскурсоводить», отрабатывая навыки друг на друге.

Для меня было в новинку, что для успеха на ниве экскурсоводства требуется не только знать искусство и владеть РЖЯ, но и уметь строить линию рассказа, знать грамматику русского языка, учитывать логические переходы, следить за временем и улавливать общий настрой группы.

Нас учили методике составления маршрутов и написании своего индивидуального текста. Обучали также, где вставать к аудитории, где в зале размещать группу, как учитывать освещение, как показывать объекты. Мало просто рассказывать – надо выкладываться по полной, вложить свою душу в своё повествование.

Прошло немало времени с окончания курсов, за моей спиной уже несколько выставок. Да, в первое время было сложно. Неуверенность, надежда на авось, отсутствие опыта, слабая предварительная подготовка, недостаток информации материала давали о себе знать. Но я думал, посещал различные выставки, музеи, покупал специальную литературу, стал работать над своими жестами.

Некоторые вещи приходили только с практикой. Например, понял, что приходится иногда менять маршрут, когда у нужной картины торчит другая экскурсионная группа. Научился сокращать экскурсию, если музей закрывали раньше положенного.

Выяснилось, что все люди по-разному воспитаны. Не нужно от посетителей ожидать только хорошее. Были те, кто пытался трогать каждое произведение искусства, трепаться друг с другом, не слушая экскурсовода, игнорировать музейные правила.

КАКОВО ЭТО – БЫТЬ ГЛУХИМ ЭКСКУРСОВОДОМ?
Особенный бич – это неуважение к труду экскурсоводов и других посетителей экскурсий. К примеру, когда открывают онлайн-запись к экскурсии – все валом записываются впрок. Группа, вроде бы, набранная, но в день экскурсии – хорошо, если приходит половина записавшихся. «Прогульщики» не отменяют бронь, в итоге экскурсоводу, вместо того, чтобы спокойно готовиться, приходится отслеживать, все пришли или как, звонить людям, выяснять: они вообще не придут или просто опаздывают. А те посетители, которые хотели бы попасть на выставку, не могут этого сделать – в онлайне-то группа формально уже заполнена! Готового решения данного вопроса, кроме повышения культуры общества глухих, у меня нет. Разве что – сделать экскурсии платными, чтобы при бронировании билета вносилась предоплата заранее. Тогда никому не захочется впустую терять свои кровные.

Трудности случались и с выставками, особенно со специфическими (на тему физики, химии или робототехники, к примеру). Проблема тут возникает в недостатке нужных жестов для конкретных терминов. Все время дактилировать нельзя: зрителям станет скучно, и динамика рассказа может разрушиться.

А к искусственно придуманным жестам прибегать нежелательно. Приходится от времени ко времени обращаться к знающим глухим людям, тем, которые в силу своих профессий сталкиваются с такими терминами. Так что работа с текстом – постоянная учёба, пополнение и совершенствование своего словарного запаса, владения РЖЯ.

А что касается подготовки текста к своей экскурсии – не секрет, что у каждого экскурсовода свой маршрут и свой набор экспонатов, о которых он будет рассказывать. Следовательно, текст и линия повествования индивидуальны у каждого гида.

Зачастую текст к экскурсиям я готовлю сам, на основе материалов, предоставленных музеем. Музеи заинтересованы в том, чтоб экскурсоводы рассказывали то, что соответствует философии и концепции выставки, в рамках которой ведутся экскурсии. Правда, музеи помогают по-разному. Один музей поддерживает всеми силами. Материалы? Фотографии? Список работ? Рекомендуемые маршруты? Нет проблем, все дадим! А другой даёт немного информации и требует идти на амбразуру… Тогда я сам роюсь в интернете и ищу дополнительные сведения.

После того, как предварительный текст написан – начинается важный этап: сдача пробной экскурсии. Многое зависит от того, как ты хорошо подготовился к ней, как глубоко погрузился в тему, как хорошо тебе перевели на кураторской экскурсии, которая всегда предшествует любой выставке. Важно, насколько лояльны к тебе специалисты музея, подмечая ошибки и давая советы. Без тесного сотрудничества с организаторами выставки экскурсоводу никуда.

Бывает сложно, когда среди участников экскурсии встречаются люди, плохо знающие РЖЯ. Я, выросший в семье глухих, отлично знаю жестовый язык, мне нравится на нем говорить. Но посетитель может пострадать… Когда я перед началом экскурсии вижу перед собой не владеющих РЖЯ гостей, то стараюсь артикулировать слова и применять моменты КЖР. Хотя, бывало, увлекаюсь своим рассказом и забываю, что в группе бывают не только «РЖЯшники», но и «оралисты»…

КАКОВО ЭТО – БЫТЬ ГЛУХИМ ЭКСКУРСОВОДОМ?
Помню случай в Третьяковской галерее, когда на мою экскурсию заявилась группа глухих туристов из Франции и присоединилась к москвичам, которые зарегистрировались. Им переводила женщина – русская эмигрантка. Это непросто, скажу вам. Спасло то, что я с грехом пополам могу общаться на международных жестах… Рассказывал то на РЖЯ, то на МЖ, если переводчик не поспевал перевести мою речь, в итоге экскурсия растянулась на целые два с половиной часа. По окончании я был выжат как лимон, но в итоге справился с непростой задачей.

Ещё мне нравится, когда на мои экскурсии приходят глухие художники, стараюсь вовлекать их в дискуссии в ходе экскурсии. Часто благодаря им я узнаю, как можно создавалась та или иная картина, какие приёмы и инструменты применялись. В итоге зрители получают больше информации, а я в свою очередь, получаю интересные факты, которые обычно использую в следующих экскурсиях.

Периодически у меня возникают сложности с детьми или подростками. Юнцы выросли в путинскую эпоху и имеют очень скудное понимание процессов и событий недавнего прошлого. Помимо этого, они почти все – жертвы ««лучшего в мире образования», словарный запас у них очень скудный. Приходится проявлять чудеса педагогического творчества, пояснять так, чтобы это было интересно не только детям, но и взрослым, более развитым посетителям.

Возникают трудности и с другим направлением работы глухих экскурсоводов – видеосъёмками. На живой экскурсии можно ошибиться и тут же поправиться, отвлечься на что-то. При съёмке всё должно быть строго выверено, ни на момент не расслабишься. Порой подготовка к съёмке и повторяющиеся дубли занимают две трети времени, отведённого на саму видеофиксацию.

Одна из непростых задач – подобрать подходящий жест или пояснение к не употребляемым в бытовом общении словам. К примеру, как передать термин «абстрактный портрет» так, чтобы это было понятно любому, кто посмотрит видео? А «коммьюнити-арт»? Даже более простые слова – «граф», «князь», «герцог» – как различить их на ЖЯ? А уж самая сложность с научными терминами типа «астрономическая единица», «фотоны», «оптическая иллюзия», «квантовая физика» … Тогда приходит понимание, что жестовому языку есть куда расти. Многие слова не имеют устойчивых жестов. Особенно это касается направлений и течений в искусстве, короче говоря, всяких «измов». Импрессионизм, кубизм, сентиментализм и тому подобное.

В этом плане глухие экскурсоводы тесно работают с музеями, которые заинтересованы в проведении качественных экскурсий на жестовом языке. Проводятся обсуждения, встречи с экспертами РЖЯ, находятся общие решения. Постепенно создаются словари узкоспециализированных терминов, которые в будущем могут превратиться в единый музейный глоссарий на РЖЯ, что облегчит работу не только глухим экскурсоводам, но и переводчикам РЖЯ. Работы непочатый край!

На данный момент глухие экскурсоводы активно работают только в Москве и Санкт-Петербурге. В других местах ЖЯ-экскурсии проходят урывками, но спрос на них имеется. Развивается кооперация глухих экскурсоводов по всей России, которая может потом перерасти в полноценную ассоциацию.

Появилось несколько желающих водить экскурсии на постоянной основе у себя в своем городе. Глухой столичный гид Виктория Берлизова уже ведёт дистанционные курсы для желающих в рамках проекта «Как стать глухим экскурсоводом».

Подводя итог, скажу следующее: быть глухим экскурсоводом непросто, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение и радость, когда я вижу, что зрители наслаждаются получением информации на понятном им жестовом языке или узнают про свои любимые работы что-то новое. Для меня наградой являются аплодисменты и удовлетворенные лица слушателей экскурсий по окончании.

https://deafmos.ru/

18 декабря 2020 г.

Обсуждение

Пользователь
Гость 22.12.2020 12:56
Сложность экскурсовода заключается в профессиональной подготовке и знаний по конкретной сфере науки . Если имеешь диплом высшего образования в области истории и искусства, умеешь находить информацию не в интернете, как делают многие ( а в результате только распространяют недостоверные сведения), а сидишь в читальном зале государственного музея и изучаешь подлинные документы. Яркий пример когда этот Виктор Паленный предоставилял недостоверные сведения о жизни и деятельности глухих москвичей, не проверив их в московском государственом архиве. И вообще нет смысла глухим работать экскурсоводами - начинают расказывать всем всякие сказки и небылица, тем более если они инженеры по дипломам. Интересны рассказы профессионалов, которые занимаются этим делом уже не одно десятилетие, и прошли обучение в высших учебных заведения по специальностям, и могут дать дополнительные сведения, а не этот предстваитель из ЦП ВОГа, который хватает за все что ему позволили, не пройдя соответсвующую учебную подготовку, переквалификацию на новую специальность. Стиль деятельности экскурсовода Паленного очень губителен для примера (взялся за одно дело так и держись там, а не прыгай по всей Москве и России и тем более зарубежом)
Пользователь
Гость 22.12.2020 15:02
(Гость 22.12.2020 12:56) , так Вы хотите сказать, что эта статья написана Паленным. рассказывает о Паленном. и на фото - именно сам Паленный? ))) А ведь и правда сильно помолодел...

Господа редакторы, пожалуйста, когда публикуете интервью "от первого лица", хотя бы ФИО в заголовке или сноске на источник внизу добавляйте (типа "Текст и фото: Г. ТИХЕНКО" ) - как и положено вообще-то с указанием авторства.

А то тут уже некоторые товарищи, не вчитавшись в текст, и правда этого самого Тихенко с Паленным путают, о чем и пишут выше... )))
Пользователь
Гость 22.12.2020 18:27
Тихенко и Паленный не просто рядовые сотрудники центрального аппарата Всероссийского общества глухих, а начальники СМИ ЦП ВОГа, занимают руководящие должности, которые должны обеспечивать и снабжать работой инвалидов по слуху в СМИ ЦП ВОГа, давать им направления на текущие проблемы глухим журналистам. Данная статья не понятна по некоторым вопросам. Тихенко, он что штатный сотрудник Государственной Третьяковской Галлереи? И как он умудряет совмещать работу начальника в ЦП ВОГе и в Третьяковке. Ведь работы СМИ ЦП ВОГа выше головы - информировать глухих необходимо. И почему эту же статью находим в сайте МОГ ВОГе. Это что за новости такие.
Пользователь
Гость 22.12.2020 20:43
(Гость 22.12.2020 18:27) , а Вы, собственно, кто такой, чтобы работники отделов ЦП ВОГ лично перед Вами отчитывались? Не нравится работа экскурсоводов - приходите в отдел кадров ЦП ВОГ, оформляйтесь на их место вместо них - и вперёд, показывать класс профессионализма в руководстве и просвещении глухих масс... И все музейные работники восхищённо ахают и наперебой берут у Вас автографы...)))
Пользователь
Гость 23.12.2020 09:18
Я не сторонник посещать выставки и музей. Просто предпочитаю наслаждаться городом. Сделать экскурсии платными, надо учитывать, какие гарантии дает аванс для бронирования. Должны быть условия по бронированию. Это не простое решение, это как бизнес, который основан на использовании времени и денег.
Пользователь
Гость 23.12.2020 11:12
Еще раз повторяю, они не работники ЦП ВОГа, а начальники отделов, которые должны организовывать работы для глухих, а не заниматься какими-то другими делами. Вопрос - почему работа экскурсовода в Третьяковке решается через отдел кадров ЦП ВОГ. Это совршенно разные организации, независимые друг от друга. В одном вы указали верно - начальники отделов должны "показывать класс профессионализма в руководстве и просвещении масс глухих". Еще не понятная фраза:" ... и музейные работники восхищенно ахают...". Вы хотите тут сообщить, что экскурсоводы в музеях - это не музейные работники, а совершенно посторонние лица? Совершенно не понятная ваша позиция.
Пользователь
Гость 23.12.2020 14:24
(Гость 23.12.2020 11:12) , " Еще не понятная фраза:" ... и музейные работники восхищенно ахают..."."

И что тут непонятного? Вы правда такой альтернативно одарённый, что не умеете читать нормальный текст, или только прикидываетесь? )))

В музеях, кроме приходящих экскурсоводов, конечно, есть свои ШТАТНЫЕ музейные работники, сотрудники, охранники, контролеры, хранители экспозиций, уборщицы, итд - хотите сказать, что Вам об этом неизвестно? )))

Ну теперь они уж точно сбегутся брать у Вас автографы - может даже в музей Тюссо Вас поместят, это просто уникум тупой безграмотности какой-то... )))
Пользователь
Гость 23.12.2020 15:50
Вы даете информацию, которую совершенно невозможно понять, что вы тут сообщаете. Возможно, мне много неизвестно, так всем известно, что Всероссийское Общество Глухих - закрытая общественная организация, куда пускают только своих по определенным критериям - унижать инвалидов по слуху, передавать какие-либо информации об организации и проведении мероприятии только для узкого круга лиц, подавлять и отбивать любые инициативы самых инвалидов по слуху. Обычные черты характерное наглых лицемеров из ЦП ВОГа, которые используют ограниченность самых инвалидов по слуху. Труби дальше...
  • Авторизоваться через

Добавить комментарий